Курсовая с практикой на тему Международный валютный фонд: цели, функции, особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития Международного валютного фонда 5
1.1. История развития, структура задачи, и функции Международного валютного фонда 5
1.2. Роль и значение Международного валютного фонда 9
Глава 2. Анализ деятельности Международного валютного фонда на современном этапе 14
2.1. Финансовая деятельность Международного валютного фонда 14
2.2. Взаимодействие России с Международным валютным фондом в условиях глобализации 17
Глава 3. Перспективы развития Международного валютного фонда 28
Заключение 37
Библиография 39
Введение:
В мире есть организация, которая следит за финансами государств — Международный валютный фонд (ладе – МВФ). Он контролирует бюджеты других, выдаёт кредиты и советует правительствам.
За более чем 60-летнюю историю МВФ прошел путь от второстепенного кредитора до организации, определяющей экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 г. – года вступления России в МВФ – российская экономическая политика подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны
Актуальность изучения данной темы имеет большое значение в современной экономике любой страны мира. МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения.
Объектом исследования является деятельность МВФ.
Предметом исследования являются взаимоотношения МВФ с разными странами и их результаты.
Цель курсовой работы состоит в комплексном анализе цели, функций и особенностей деятельности МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— изучить историю развития, структура задачи, и функции Международного валютного фонда;
— раскрыть роль и значение Международного валютного фонда;
— рассмотреть финансовую деятельность Международного валютного фонда;
— проанализировать взаимодействие России с Международным валютным фондом в условиях глобализации;
— определить перспективы развития Международного валютного фонда.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Информационной основой курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы в деятельности МВФ.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы развития Международного валютного фонда.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ деятельности Международного валютного фонда на современном этапе.
В третьей главе курсовой работы рассмотрены перспективы развития Международного валютного фонда.
В заключении обобщены результаты курсовой работы
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
МВФ — глобальная организация, насчитывающая 189 государств-членов и созданная для содействия благополучию мировой экономики. МВФ стремится способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечивать финансовую стабильность, содействовать международной торговле, высокой занятости, устойчивому экономическому росту и сокращению бедности во всем мире.
Причинами постоянной критики МВФ со стороны различных ученых и политиков являются проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций по выходу из кризисной ситуации. Система международных кредитных отношений оценивается учеными и политиками разных стран по — разному. Но важную роль МВФ играл в регулировании денежных отношений на протяжении всего его существования. В связи с Бреттон — Вудским соглашением Фонд поставил перед собой задачу упорядочения обменных курсов, то есть регулирования и поддержания валютных паритетов участвующих стран. Деятельность Фонда также сопровождалась крупными финансовыми и политическими скандалами. Поэтому цели и задачи МВФ часто менялись. Они все еще находятся в процессе переосмысления и реформирования.
Если ранее МВФ оказывал помощь странам, которые временно оказались в кризисной ситуации, то в нынешних реалиях, кредиты выдаются странам на жестких условиях, что вынуждает страны брать следующие транши. Действуя в интересах крупных стран, МВФ, по нашему мнению, фактически стали инструментом экономической экспансии стран- заёмщиков.
МВФ — организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США — они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ — 750 млрд долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются.
Охарактеризовать роль участия Российской Федерации в Фонде возможно, подчеркнув ряд ключевых факторов. Так, вступление России в МВФ содействовало ускорению её интеграции в мировую экономику и глобальную финансовую систему. Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую поддержку, но и обеспечило более глубокую, быструю и успешную интеграцию в мировое хозяйство: получить доступ на мировые рынки товаров услуг и факторов производства, либерализовать внешнеторговые отношения, а также обеспечить гарантированный доступ инвестиций в экономику и упорядочить рыночные отношения.
Вопрос реформирования МВС в условиях кризиса и посткризисного развития, стоит достаточно остро и определенные шаги в данном направлении осуществляются. Однако при дальнейшем реформировании целесообразно учитывать исторический опыт при проведении валютных реформ, сложность и длительность процедуры согласования вопросов, связанных с суверенитетом и различными интересами стран мирового сообщества.
В программу дальнейшей работы Фонда включены три направления: повышение безопасности потоков капитала; укрепление мировой системы финансовой защиты; увеличение роли СДР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития Международного валютного фонда
1.1. История развития, структура задачи, и функции Международного валютного фонда
Международный валютный фонд или МВФ — глобальная спецорганизация ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Она следит за стабильностью финансовой системы мира. В МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2 500 сотрудников из 148 стран .
Идея фонда родилась в 1944 году на конференции ООН. Тогда 44 страны проголосовали за его создание, потому что не хотели повторения Великой депрессии. Они подписали Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому к доллару США привязывались мировые валюты, а сам доллар — к золоту .
МВФ учредили 27 декабря 1945 года, но работать он начал с марта 1947 года. Фонд помогал странам пережить последствия Второй мировой войны и выдавал краткосрочные кредиты для поддержания платёжного баланса. Первым заёмщиком стала Франция.
В 1971 году «золотовалютный стандарт» отменили: президент США Ричард Никсон объявил о его временной приостановке. Предыдущее десятилетие курс доллара к золоту считался завышенным, а война во Вьетнаме и рост цен на нефть зафиксировали крах системы. Через пять лет подписали новый документ — Ямайские соглашения о свободной торговле валютой: курс валюты не фиксируется, а формируется на основе спроса и предложения. Эти правила действуют до сих пор .
В истории МВФ было два периода быстрого роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 до 1991 год количество стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, потому что он регулировал переход вновь образованных государств от плановой экономики к рыночной и предоставлял займы в обмен на преобразования. Грузию, Молдову, Украину и Армению фонд кредитует до сих пор — на конец 2018 года общий заём для этих стран равнялся 12 млрд долларов США .
Ипотечный кризис США 2008 года вновь укрепил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и ввёл новые правила финансовой поддержки, которая в некоторых случаях может превышать ранее установленные лимиты. Общий объём денег на кредиты вырос до 750 млрд долларов, потому что ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счёт собственных средств .
Возглавляет фонд директор-распорядитель Кристин Лагард и её четыре заместителя. Они подчиняются Совету управляющих, который состоит из представителей стран-членов. Обычно это сотрудник Минфина или центробанка страны, поэтому Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка .
Операционную деятельность ведёт исполнительный совет, который также возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директора: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России — Алексей Можин, его заместитель — Лев Палей.
Фонд делится по территориальному и функциональному принципам. В состав входят департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие; и департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и др.
Главное для МВФ — сохранить стабильность валютных курсов и рост международной торговли. Основными функциями фонд считает: рекомендации государствам по вопросам развития экономики, кредитование, техподдержку и подготовку кадров .
МВФ сосредоточен на глобализации — всемирной унификации стран. Чтобы сохранять экономическое равновесие в мире, страны должны стать похожими друг на друга, независимо от культуры, истории и религии. В прошлом году фонд отметил чрезмерный дисбаланс в мировой экономике, поэтому он рекомендует странам с дефицитом бюджета, США и Великобритании, поощрять сбережения и конкурентоспособность. Странам с профицитом бюджета, Германии, Японии, Швеции и Сингапуру, стимулировать инвестиции и конкуренцию .
Деятельность МВФ сосредоточена на трех основных функциях .
— Предоставление государствам-членам рекомендаций относительно принятия мер политики для достижения макроэкономической стабильности, ускорения экономического роста и уменьшения бедности.
— Предоставление финансирования государствам-членам, чтобы помочь им в решении проблем платежного баланса, включая ситуации нехватки иностранной валюты, возникающие, когда их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте.
— Предложение технической помощи и подготовки кадров, по просьбе государств-членов, чтобы помочь им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики .
К важнейшим целям МВФ, который осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, относятся содействие стабильности валютных курсов и процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли .
Миссия МВФ дает странам (и их гражданам) возможность покупать товары и услуги друг у друга, что крайне важно для достижения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни. Все страны-члены МВФ представлены в Исполнительном совете, который обсуждает национальные, региональные и глобальные последствия экономической политики каждого государства-члена и утверждает кредиты Фонда для оказания государствам-членам содействия в решении временных проблем платежного баланса, а также для развития потенциала .
Таким образом, МВФ — глобальная организация, насчитывающая 189 государств-членов и созданная для содействия благополучию мировой экономики. МВФ стремится способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечивать финансовую стабильность, содействовать международной торговле, высокой занятости, устойчивому экономическому росту и сокращению бедности во всем мире.
Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия.
1.2. Роль и значение Международного валютного фонда
Политика и вообще деятельность МВФ в отношении развивающихся стран очень часто подвергаются критике . Суть его заключается в следующем: выполнение рекомендаций и условий направлено на то, чтобы связать его с международными финансовыми потоками, а не на повышение независимости, стабильности и развития национальной экономики государства .
Реформа международной финансовой архитектуры и, прежде всего, системы управления, квоты и голоса, изменения в денежно — кредитная политика развитых стран и ее влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования — это есть основные вопросы, обсуждаемые на регулярных ежегодных заседаниях Совета директоров МВФ и заседаний Международного валютно — финансового комитета (МВФК) .
На сегодняшний день МВФ получил статус главного национального регулирующего органа по международному кредитованию, координатора межгосударственных кредитных потоков, авторитетного центра международного кредитования и гаранта платежеспособности стран — заемщиков . Деятельность МВФ направлена в основном на недолговременных макроэкономических кризисах. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МВФ оказывает экономическую помощь любой из его стран — членов. Большая часть помощи, оказывается из — за отсутствия иностранной валюты для покрытия финансовых обязательств государства. В то же время он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих западных государств. Это также становится основным критерием формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, координации национальной макроэкономической политики .
Поскольку МВФ в настоящее время испытывает изменения в аппарате управления, существует много дискуссий о целях, задачах и функциях МВФ. Критики, в том числе члены комиссии Мельцера, утверждают, что МВФ имеет слишком большое влияние и слишком широк по своему охвату. Как МВФ пытается управлять экономической деятельностью более 50 стран . В большинстве случаев это буквально навязывает программы, которые должны быть реализованы в течение длительного периода времени. Даже после того, как кризис в стране прошел. Он также отметил, что основной целью МВФ будет восстановление доверия инвесторов путем оказания помощи странам в управлении финансами. Он также отказался от практики навязывания радикальных экономических реформ в качестве платы за предоставление кредитов из Фонда. Потому что это идет вразрез с новыми целями.
И важная цель МВФ — поделиться своими функциями с другим финансовым институтом — Всемирным банком. В то время, когда Россия была частью МВФ, она привлекала средства из фонда для поддержания стабильности финансовой системы на общую сумму около 14,7 млрд. СДР. В январе 2015 года Россия досрочно погасила свой долг перед МВФ, получив статус кредитора МВФ. Соответственно, Совет директоров МВФ включил Россию в План финансовых операций Фонда .
На сегодняшний день невозможно представить развитие мировой экономики без международных регулирующих институтов, таких как Всемирная торговая организация, Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, Международная организация труда и т.д. Особая роль в этом ряду принадлежит Международному Валютному Фонду (МВФ), деятельность которого направлена на содействие международной финансовой стабильности государств и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Учредителями организации являются 189 государств-членов, представленные в Исполнительном Совете . Для каждого участника МВФ устанавливается квота, которая определяет максимальный размер его финансового обязательства, его число голосов и доступ к финансированию от фонда. Расчетной единицей МВФ является СДР (Специальные права заимствования) .
Известно, что МВФ предоставляет кредиты за счет перекредитования тех ресурсов, которые ему удается получить от финансовых институтов отдельных стран — членов . В десятку стран, имеющих наибольшие взносы входят: США (17.46% от общего объема СДР), Япония, Китай, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Индия и Российская Федерация. Значительная часть средств поступает из Федеральной резервной системы США .
Начиная с 1945 г., МВФ предоставляла кредиты тем развивающимся странам, экономика которых требовала значительной финансовой поддержки. Мексика, Бразилия, Венесуэла, Филиппины, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Аргентина, Греция, Турция и другие получали кредиты не под временный «разрыв» экономического баланса, а на его поддержание .
Поскольку кредит выдавался на жёстких условиях, то это заведомо ухудшало кризисную ситуацию. Вследствие чего, страны- заёмщики вынуждены были выплачивать кредит и решать параллельно возникавшие социально-политические проблемы. При этом они продолжали брать транши, «влезая» в долговую яму. Внешнее вмешательство чаще не способствовало росту экономики, а лишь усугубляло негативную ситуацию в стране.
Например, кредит, полученный Грецией, резко ухудшил её экономическое состояние, привёл к массовым уличным беспорядкам, а также смене правительства, поскольку условия выдачи кредита были слишком жёсткими . Руанда обеспечивала себя за счёт продаж кофе. Однако МВФ предоставили кредит с условием отказа от сельскохозяйственного самообеспечения . Произошло ухудшение экономики и инфляция. Также негативные последствия в экономике ощутили на себе такие страны, как Аргентина, Сомали, Эквадор, Мексика, Югославия и Бразилия .
Таким образом, причинами постоянной критики МВФ со стороны различных ученых и политиков являются проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций по выходу из кризисной ситуации. Система международных кредитных отношений оценивается учеными и политиками разных стран по — разному. Но важную роль МВФ играл в регулировании денежных отношений на протяжении всего его существования. В связи с Бреттон — Вудским соглашением Фонд поставил перед собой задачу упорядочения обменных курсов, то есть регулирования и поддержания валютных паритетов участвующих стран. Деятельность Фонда также сопровождалась крупными финансовыми и политическими скандалами. Поэтому цели и задачи МВФ часто менялись. Они все еще находятся в процессе переосмысления и реформирования.
Если ранее МВФ оказывал помощь странам, которые временно оказались в кризисной ситуации, то в нынешних реалиях, кредиты выдаются странам на жестких условиях, что вынуждает страны брать следующие транши. Действуя в интересах крупных стран, МВФ, по нашему мнению, фактически стали инструментом экономической экспансии стран- заёмщиков.