Курсовая с практикой на тему Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1. Режим нераспространения ядерного оружия:
понятие, место в системе коллективной безопасности, источники международно-правового
регулирования. 7
2. Гарантии
и средства обеспечения режима нераспространения ядерного оружия 12
3.
Дифференциация обязательств государств в сфере нераспространения ядерного
оружия в зависимости от наличия статуса ядерной державы.. 17
Заключение. 22
Библиографический
список 25
Введение:
Договор о
нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г. призван укрепить безопасность
государств, затруднить возможность развязывания ядерной войны и приблизить
решение о ликвидации ядерного оружия.
На сегодняшний день ДНЯО
— самое крупное соглашение, к которому присоединилось 189 государств, включая
пять государств, официально обладающих ядерным оружием. Таким образом, по числу
участников ДНЯО 1968 г. является многосторонним договором. И он, безусловно,
относится к общим многосторонним международным договорам, ибо его объект и цель
представляют всеобщий интерес для всех государств.
Объектом Договора
является нераспространение ядерного оружия, осуществляемое посредством
воздержания государств от действий, способствующих приобретению неядерными
государствами ядерного оружия. Цель ДНЯО — предотвращение распространения
ядерного оружия среди государств, которые им не обладают. ДНЯО должен стать
многосторонним, общим, открытым, универсальным международно-правовым договором.
Одним из центральных
столпов Договора является статья III, в которой изложены меры проверки,
гарантирующие соблюдение международного режима ядерного нераспространения.
Контроль в этой области возложен на МАГАТЭ, которое отвечает за предотвращение
использования в военных целях ядерного материала, установок или оборудования,
предназначенных для использования ядерной энергии в мирных целях.
Сложность проблемы
заключается в том, что существует тесная связь между ядерной энергией, используемой
в мирных целях, и немирной ядерной деятельностью. Мирные ядерные реакторы при
определенных условиях могут быть использованы для производства плутония,
необходимого для создания ядерного оружия. Наиболее ярким примером является
Пакистан, который получил плутоний на одном из своих мирных ядерных реакторов в
1984 году. Кроме того, существует опасность, что государства, не обладающие
ядерным оружием, могут разработать ядерное оружие, используя отсутствие в ДНЯО
1968 года четкого определения «мирного использования ядерных технологий».
Договор обязывает
государства вести переговоры о разоружении, конечной целью которого должно быть
полное запрещение, а затем уничтожение ядерного оружия. Под ядерным
разоружением понимается широкий комплекс согласованных мер государств по
обеспечению в конечном итоге физического уничтожения ядерного оружия и
предотвращению возобновления его производства.
Достижение мира,
полностью свободного от ядерного оружия и полностью уверенного в том, что
ядерная энергия будет использоваться только в мирных целях, на современном
этапе международных отношений не может быть реалистично представлено как дело
обозримого будущего.
Рассмотренные выше
обстоятельства свидетельствуют о своевременности, теоретической и практической
значимости этой работы.
Обозначенной проблеме
уделялось внимание в трудах отечественных специалистов в области международного
права: Андреева М.В., Зайцевой О.Г., Капустина А. Я., Колосова Ю.М., Лукашука
И.И., Плосковой А.Б., Тахира М., Тузмухамедова Б.Р., Тункина Г.И., Утегеновой
Д.К., Ушакова H.A., Федорова В.Н., Федотова Ю., Черниченко C.B. и других.
Целью исследования
является исследование международно-правового режима нераспространения ядерного
оружия.
В соответствии с целью
исследования в работе решаются следующие задачи:
— исследовать режим
нераспространения ядерного оружия: понятие, место в системе коллективной
безопасности, источники международно-правового регулирования;
— изучить гарантии и
средства обеспечения режима нераспространения ядерного оружия;
— рассмотреть особенности
дифференциации обязательств государств в сфере нераспространения ядерного
оружия в зависимости от наличия статуса ядерной державы.
Объектом исследования
выступают нормы международного права в области нераспространения ядерного
оружия.
Предмет исследования – международно-правовой
режим нераспространения ядерного оружия.
Методологическую базу
составил диалектический метод научного познания объективной действительности.
Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
На основе проанализированных задач
мы пришли к следующим выводам.
Сегодня стабильность
сферы международной безопасности или регионального комплекса безопасности во
многом зависит от внешней политики государств и их стремления строго
придерживаться норм и принципов международного права. Объективная необходимость
сотрудничества между государствами в целях сохранения существующей системы
международных отношений, а также обеспечения мира и стратегической стабильности
привела к появлению относительно «молодой» отрасли международного права — права
международной безопасности.
Следует отметить, что
сама концепция международной безопасности изменилась в ходе трансформации
системы международных отношений (имеется в виду переход от биполярной к
современной системе). Если в биполярном мире понятие «безопасность»
трактовалось в военных (особенно ядерных) и экономических терминах, то сегодня
уместно говорить о трех новых уровнях, которые стали актуальными в процессе
глобализации и социальной трансформации, а также в структуре международных
отношений в целом: экологическая, политическая и социальная безопасность.
Все эти виды безопасности
должны быть включены в контекст права международной безопасности, которое
представляет собой определенную систему принципов и норм, регулирующих
военно-политические отношения государств и других субъектов международного
права, с целью предотвращения применения военной силы в международных
отношениях, ограничения и сокращения вооружений и обеспечения политической,
военной, экономической, продовольственной, экологической и информационной
безопасности государств и стабильности международных отношений.
Сегодня режим
нераспространения ядерного оружия переживает кризис. Международное сообщество
объясняет этот кризис разрушительными действиями стран третьего мира и
негосударственных террористических организаций, стремящихся приобрести ядерное
оружие. Такая оценка источника кризиса кажется простой.
Окончание холодной войны
в 1990 году изменило международные отношения и создало новый стимул для стран,
не входящих в «блок США», к приобретению ядерного оружия. Так, конфликты,
которые Совет Безопасности ООН не согласился прекратить (война против Югославии
в 1999 году и война против Ирака в 2003 году), рассматриваются странами ДН как
провал международного права и международных институтов в обеспечении
национальной безопасности. Страны ДН считают обладание ядерным оружием в
нынешней ситуации неотъемлемой частью военной политики.
Режимы, направленные на
ликвидацию оружия массового уничтожения (ОМУ), были созданы на базе Договора о
нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении
(1993 г.) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления
запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их
уничтожении (1971 г.). В эту категорию также входят наименее юридически
обязывающие и наиболее ограниченные по числу участников режимы, занимающиеся
непосредственно нераспространением оружия, такие как режимы экспортного
контроля, установленные Группой ядерных поставщиков и Австралийской группой, а
также Режим контроля за ракетными технологиями.
Из всех видов угроз,
исходящих от различных видов оружия массового уничтожения, угроза, исходящая от
ядерного оружия, является самой разрушительной по своему воздействию и самой
масштабной по своему охвату. Для противодействия этой угрозе необходим
многосторонний подход. Такая ситуация предопределяет, что международный режим
ядерного нераспространения должен быть глобальным, а по количеству участников —
близким к универсальному.
В современных
геополитических отношениях противостояние между государствами и их альянсами не
осталось в прошлом. В то же время растет число государств, желающих
претендовать на лидерскую роль в международных отношениях. Это, в свою очередь,
свидетельствует о том, что современные международные отношения стали более
динамичными, разнообразными и непредсказуемыми.
Фрагмент текста работы:
1. Режим
нераспространения ядерного оружия: понятие, место в системе коллективной
безопасности, источники международно-правового регулирования Основным
правовым источником, который регламентирует международно-правовые механизмы и
способы обеспечения мира, безусловно признается Устав ООН (гл. I, VI, VII)2.
Одной из главных целей ООН, зафиксированной в ст. 1 Устава, является
поддержание международного мира и стабильности, а также принятие в этих целях
эффективных коллективных мер.
Другой
вид источников права международной безопасности можно найти в резолюциях,
принятых в рамках работы Генеральной Ассамблеи ООН, которые содержат новые
нормативные положения, направленные на разъяснение предписаний Устава.3 Это
касается, например, резолюции «Нераспространение силы в международных
отношениях и запрещение применения ядерного оружия во время войны» (1972).
Поняв
характеристики и природу режима ядерного нераспространения, мы можем перейти к
его определению. В своей двухтомной монографии «Ядерное нераспространение»
(2002) российская исследовательская группа под руководством президента
PNR-центра В.А. Орлова предлагает следующее определение: «Совокупность
международных соглашений и организаций с государствами, обладающими и не
обладающими ядерным оружием, а также национальных законодательств
государств-участников, целью которых является предотвращение приобретения
ядерного статуса государствами, не имевшими его к 1967 году[1].
Как уже
отмечалось, ДНЯО обладает всеми признаками системного подхода. Как будет
показано ниже, ДНЯО — это не просто ограничительный режим, основанный на ДНЯО,
а многоуровневая сеть элементов, каждый из которых представляет собой режим
более низкого уровня, соединенных многомерными связями в единую систему.
Известный специалист по ядерному нераспространению Дж. Данапала даже
утверждает, что международный режим, основанный на ДНЯО, является «режимом
режимов»[2]. [1] Усманов Р.М. К
вопросу о соотношении международного публичного права и международного частного
права / Р.М. Усманов // Colloquium-journal. — 2020. — № 2-2 (13). — С. 61-62. [2] Малахов В.П. Правовые
системы государств и международное право: взаимодействие и эффективность.
Монография / Под ред.: Ляхов Е.Г. — М.: МосУ МВД России, 2004. С.154