Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Межбюджетные трансферты доходов бюджетов субъектов РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ.. 6

1.1. Экономическое содержание межбюджетных трансфертов,
необходимость их применения в бюджетной практике и роль в обеспечении
финансовой безопасности субъектов Российской Федерации. 6

1.2. Нормативные и правовые основы распределения
межбюджетных трансфертов  11

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ
СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 17

2.1. Роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов
бюджетов субъектов Российской Федерации. 17

2.2. Совершенствование механизма перераспределения
межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37

  

Введение:

 

Актуальность данной темы заключается
в том, что ключевой задачей бюджетной политики России в настоящее
время является такой системы межбюджетных отношений, которая бы позволяла с
максимальной эффективностью учитывать интересы бюджетов всех уровней, а также
предусматривать согласованность экономических интересов регионов в целях
социально-экономического развития страны в целом[1].

Учитывая территориальный разброс регионов по
территории России, актуализируется проблема эффективного распределения
бюджетных полномочий между ее отдельными субъектами. Вследствие сохраняющейся
на протяжении длительного периода времени дифференциации регионов России по
природным, экономическим, финансовым возможностям и особенностям, целью
бюджетной политики на федеральном уровне является выравнивание финансовых
возможностей регионов с целью обеспечения одинакового уровня предоставления
государственных услуг. В рамках корпоративной модели, в русле которой
развиваются межбюджетные отношения в РФ, особую актуальность приобретает
разработка механизмов оказания финансовой помощи регионам с целью достижения
сбалансированности бюджетной системы. Данные механизмы представляют собой
комплекс мероприятий по установлению доходных и расходных полномочий,
закреплению налоговых поступлений по уровням бюджетной системы, оказанию
финансовой помощи на безвозмездной основе.

Основными формами реализации бюджетных отношений в
России являются регулирующие доходы и различные виды финансовой помощи
бюджетам, осуществляемые в форме межбюджетных трансфертов.

Учитывая меняющиеся условия развития бюджетной системы
России, которые также определяют состояние региональных финансов, возрастает
актуальность изучения вопросов устойчивости бюджетов субъектов РФ, межбюджетных
отношений, анализа динамики и структуры их доходной и расходной частей,
выявления существующих проблем и рисков неустойчивости региональных бюджетов.

Таким
образом, актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью
преодоления существующей зависимости отдельных регионов РФ от поступления
межбюджетных трансфертов и необходимостью повышения финансовой
самостоятельности данных субъектов РФ.

Цель работы заключается в
анализе межбюджетных трансфертов доходов бюджетов субъектов РФ,
практики применения межбюджетных трансфертов, как основного инструмента
вертикального регулирования межбюджетных отношений.

Для достижения поставленных целей
необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть экономическое
содержание межбюджетных трансфертов, необходимость их применения в бюджетной
практике и выявить их роль в обеспечении финансовой безопасности субъектов
Российской Федерации;

— провести анализ
нормативно-правовых основ распределения межбюджетных трансфертов;

— выявить роль
межбюджетных трансфертов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации, особенно высокодотационных;

— определить пути совершенствования
механизма перераспределения межбюджетных трансфертов субъектам Российской
Федерации.

Объектом исследования выступают
межбюджетные отношения в Россим.

Предметом исследования являются
межбюджетные трансферты доходов бюджетов
субъектов РФ.

Методологической базой
исследования прослужили общенаучные и специальные методы исследования: анализ, индукция
и дедукция, статистическая обработка данных, группировка данных, сравнение,
обобщение.

Эмпирической базой
исследования являются законодательные и иные нормативно-правовые акты.

Теоретической базой
исследования являются труды таких отечественных авторов, как О.В. Андреева,
Г.В. Попова, А.А. Суховеева[2], А.А.
Белостоцкий[3],
Н.Э. Бурфанов, Н.Н. Губернаторова[4], О.С.
Джу, И.Г. Прокопенко, М.И. Сидякин[5], Ю.В.
Дюбанова[6], В.В.
Ершова[7], М.М.
Исмаилов, С.А. Чабанова[8], В.В.
Коварда, Р.А. Лаптев, А.А. Бароян[9], М.Р.
Таштамиров и др.[10]

Структура
работы обусловлена поставленными задачами и включает в себя введение, два
раздела, заключение и список использованных источников [1] Дюбанова Ю.В.
Межбюджетные трансферты как инструмент обеспечения сбалансированности бюджетов
субъектов РФ / Ю.В. Дюбанова // Транспортное дело России, 2020, №2. С. 51-53.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43022639&
(дата обращения: 10.02.2021). [2] Андреева О.В., Попова Г.В., Суховеева А.А. Проблемы и
приоритетные направления укрепления доходной базы федерального бюджета / О.В.
Андреева, Г.В. Попова, А.А. Суховеева // Вестник Московского государственного
областного университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 4. – С. 124-133. [3] Белостоцкий А.А. Антикризисная поддержка региональных
бюджетов и планирование межбюджетных трансфертов в условиях пандемии
коронавируса / А.А. Белостоцкий // Управление социально-экономическим развитием
регионов: проблемы и пути их решения: сборник статей 10-й Международной
научно-практической конференции. Курск, 06 октября 2020 года. Курск, 2020. С.
53-56. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44127006
(дата обращения: 06.02.2021). [4] Бурфанов Н.Э., Губернаторова Н.Н. Межбюджетные
трансферты и бюджетный федерализм в Российской Федерации / Н.Э. Бурфанов, Н.Н.
Губернаторова // Вопросы экономики и финансов современное состояние актуальных
проблем, 2020. С. 139-143. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44246978
(дата обращения: 10.02.2021). [5] Джу
О.С., Прокопенко И.Г., Сидякин М.И. Влияние межбюджетных отношений на
устойчивость бюджетной системы / О.С. Джу, И.Г. Прокопенко, М.И. Сидякин //
Финансовые исследования, 2020, №1 (66). С. 50-61. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43844317 (дата обращения: 10.02.2021). [6] Дюбанова Ю.В. Межбюджетные трансферты как инструмент
обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ / Ю.В. Дюбанова //
Транспортное дело России, 2020, №2. С. 51-53. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43022639&
(дата обращения: 10.02.2021). [7] Ершова
В.В. Институт межбюджетных трансфертов в системе российского бюджетного права /
В.В. Ершова // Инновации. Наука. Образование, 2020, №24. С. 803-808. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44652675 (дата обращения: 10.02.2021). [8] Исмаилов М.М., Чабанова С.А. Межбюджетные
трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты /
М.М. Исмаилов, С.А. Чабанова // Взаимодействие науки и общества: проблемы
и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции.
Таганрог, 17 декабря 2020 года. В 2-х частях. – Уфа, 2020. С. 52-55.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44479894
(дата обращения: 10.02.2021). [9] Коварда В.В., Лаптев Р.А., Бароян А.А. Анализ
трансформации государственной политики регионального развития России / В.В.
Коварда, Р.А. Лаптев, А.А. Бароян // Вестник Евразийской науки, 2020, №1. Т.
12. С. 46. https://elibrary.ru/item.asp?id=42809637 [10] Таштамиров М.Р. Влияние доходов федерального бюджета
на межбюджетные трансферты дотационным регионам / М.Р. Таштамиров // Экономика и бизнес: теория и практика,
2020. №4-3 (62). С. 80-86.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42825127
(дата обращения: 10.02.2021).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в соответствии с поставленными целью и задачами были раскрыты:
теоретические основы межбюджетных трансфертов субъектам РФ, сущность, виды и
особенности их предоставления, правовая основа и воздействие таких инструментов
на экономику субъектов РФ, а также проблемы и перспективы совершенствования политики
и стратегии их предоставления регионам.

1. В
результате рассмотрения экономического
содержания межбюджетных трансфертов было выявлено, что межбюджетные трансферты
– это финансовые ресурсы, которые один бюджет передает другому на безвозмездной
основе. Было показано, что трансферты классифицируются по-разному, но
большинство исследователей делят их на целевые (обусловленные) и нецелевые
(необусловленные). Также существует деление трансфертов на обязательные
(регулярные трансферты, регулируемые законодательством) и дискреционные
(нерегулярные трансферты, направленные на предотвращение чрезвычайной ситуации
и т. д.). На сегодняшний день основными видами межбюджетных трансфертов
являются дотации, субсидии и субвенции. Ключевое их различие состоит в том, что
дотации не являются целевыми источниками финансирования.

2. Анализ нормативно-правовых основ распределения межбюджетных трансфертов
показал, что наиболее контролируемые межбюджетные трансферты – субвенции.
Помимо целевого характера они имеют четкие сроки использования. При
невыполнении условий использования, субвенции подлежат возвращению в бюджет.
Субсидии, хоть и подлежат возврату в бюджет в случае нарушений, в отличии от
субвенций не имеют сроков использования, что позволяет их получателем
откладывать их применение. В ряде случаев это негативно сказывается на их
эффективности.

3. Выявление роли межбюджетных трансфертов в
формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, особенно
высокодотационных, позволило сделать вывод о том, что большинство
исследователей считает, что тенденция к расширению полномочий субъектов в
вопросах управления бюджетными средствами является положительной. Тем не менее,
процент неэффективного использования бюджетных средств остается высоким. Для
решения данной проблемы необходимо пересмотреть соотношение дотаций, субсидий и
субвенций в общей объеме межбюджетных трансфертов в пользу субсидий для
повышения степени ответственности региональных властей за предоставленные
денежные средства.

4. Наконец, были определены проблемы и пути совершенствования
механизма перераспределения
межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. Сделан вывод о том,
что проблема использования субсидий состоит в том, что они могут быть
использованы только в проектах долевого финансирования.

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что новый механизм предоставления
межбюджетных трансфертов в перспективе может повысить эффективность
использования бюджетных средств. В случае возникновения непредвиденных
расходов, субъектам не придется брать коммерческие кредиты, так как теперь они
могут покрыть их средствами из бюджета. Также исчезла проблема, связанная со
временем, в течение которого подготавливаются документы для перевода средств,
что также положительно влияет на эффективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ 1.1.
Экономическое содержание межбюджетных трансфертов, необходимость их применения
в бюджетной практике и роль в обеспечении финансовой безопасности субъектов
Российской Федерации Формирование любого
государства в мире основано в первую очередь на эффективной бюджетной системе.
Необходимость в межбюджетном регулировании появляется в основном тогда, когда у
органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов
недостаточно по объективным причинам доходов, закрепленных на постоянной основе
полностью или частично (по разделенным налоговым ставкам или в процентных
долях), с целью предоставления в наименьшей степени требуемого уровня расходов
в соответствии с возложенными на них функциями и возможностями[1]. Устойчивое
развитие регионального бюджета обеспечивает его экономический рост в
долгосрочной перспективе, выполнение государственных функций, финансовое
обеспечение расходных обязательств региональной власти, экономической безопасности
региона, то есть сохранение такого финансового положения, которое способствует
финансированию общего объема расходов из доходных источников в процессе своего
динамичного развития субъекта Федерации. В случае экономической нестабильности
и негативного влияния кризисных факторов (например, пандемии и локдауна)
бюджетная устойчивость региона в этом случае имеет возможность сохранить
сбалансированность[2].

Экономические отношения
бюджетов разных уровней основаны на принципах бюджетного федерализма,
прозрачности и устойчивости в распределении и перераспределении финансовых
ресурсов с поддержкой межбюджетных трансфертов
[3].

Основными формами
межбюджетных трансфертов в данный период в Российской Федерации выступают
дотации, субсидии и субвенции (табл. 1).

Таблица
1

Характеристика
субсидий, субвенций, дотаций Виды Дотации Субсидии Субвенции Целенаправленность не
имеют целевого характера имеют
целевой характер имеют
строго целевой характер Срок
реализации срок
использования не ограничен срок
использования не ограничен срок
использования ограничен Возвратность безвозмездная
и безвозвратная основа безвозмездная
основа, но возможен возврат подлежит
обязательному возврату при окончании срока использования или нецелевого
использования Получатели
средств предоставляются
бюджетам любого уровня, юридическим лицам, на выплаты физическим лицам предоставляются
бюджетам нижестоящего уровня, юридическим лицам, физическим лицам предоставляются
бюджетам нижестоящего уровня, юридическим лицам Софинансированность прямое
и долевое финансирование только
долевое финансирование прямое
и долевое финансирование Форма
выдачи натуральная
и денежная натуральная
и денежная только
денежная Контроль
за эффективным использованием средств отсутствует присутствует присутствует Источник:
Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации / А. З. Селезнев, Ф. И.
Ниналалова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2018. – 272 с. Согласно Бюджетному
кодексу РФ, каждая форма межбюджетных трансфертов имеет ряд отличий[4]. Со
стороны государства предпочтительной формой вследствие максимальной
регулируемости считается модель финансирования в виде субвенций, так как
субвенции имеют строго целевой характер и срок их использования ограничен. В
случае нарушения условий использования субвенций она подлежит возврату в тот
бюджет, который его выдал[5].

Большое значение имеют и
субсидии в части финансирования особо важных проектов в регионах. Применение
субсидий строго контролируется государственными органами, так как они обладают
целевым характером и в случае нецелевого использования подлежат возвращению.
Однако срок использования не ограничен, и это дает возможность получателям
дотаций откладывать период их осуществления, что негативно влияет на
производительность и результативность их последующего использования.

Если обратиться к
сопоставительным данным в динамике (2017 – 2020 гг.), представленным на рисунке
1 и таблице 2, то можно сделать вывод, что в период с 2017 по 2020 год
межбюджетные трансферты не имеют тенденции роста, дотации изменяются в
положительном направлении, субсидии из года в год уменьшаются. [1]
Бурфанов Н.Э., Губернаторова Н.Н. Межбюджетные трансферты и бюджетный
федерализм в Российской Федерации / Н.Э.

Бурфанов, Н.Н.
Губернаторова // Вопросы экономики и финансов современное состояние актуальных
проблем, 2020. С. 139-143. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44246978
(дата обращения: 10.02.2021). [2] Таштамиров М.Р.
Оценка влияния межбюджетных трансфертов на динамику доходов высокодотационного
регионального бюджета (на материалах Чеченской Республики) / М.Р. Таштамиров //
Вестник Чеченского государственного университета, 2020, №2. Т. 38. С. 90-99. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43831556
(дата обращения: 10.02.2021). [3] Жильцова Ю.В., Жильцова А.В.,
Давудов С.И. Региональный бюджет как инструмент функционирования современной
бюджетной системы Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях. 2019. № 4. – С. 34–39. [4] Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм.
и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ,
03.08.1998, №31, ст. 3823.Ст. 129-138. [5] Селезнев А. З.
Бюджетная система Российской Федерации / А. З. Селезнев, Ф. И. Ниналалова. –
М.: НИЦ Инфра-М, 2018. – 272 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы