Курсовая с практикой Экономические науки Финансы

Курсовая с практикой на тему Межбюджетные отношения и их реформирование.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития
межбюджетных отношений. 5

1.1. Этапы развития и сущность межбюджетных
отношений. 5

1.2. Роль выравнивания уровня
социально-экономического развития регионов России  11

Глава 2. Практические особенности развития
межбюджетных отношений в России  15

2.1. Доходы и расходы государственного бюджета
России. 15

2.2. Состояние и проблемы развития межбюджетных
отношений. 19

2.3. Перспективы развития межбюджетных отношений. 23

Заключение. 28

Список
использованной литературы   30
  

Введение:

 

Актуальность темы
курсовой работы. Масштабное введение механизмов рыночной экономики, нарушившее
ранее сложившуюся систему государственного регулирования
социально-экономического развития регионов, осуществляется без должного учёта
природно-климатических, демографических, индустриальных, аграрных, сырьевых и других
особенностей субъектов Российской Федерации, при отсутствии необходимой
нормативно-правовой базы по разграничению функций и полномочий органов
государственной власти и органов местного самоуправления.

Во-первых, составляя
бюджет, региональная и местная администрация должна иметь стратегический план
развития региона, муниципального образования, включающий приоритетные
направления финансирования, которые определяются, исходя из особенностей
развития территории в прошлом и поставленных целей достижения определённых
рубежей в будущем.

Во-вторых, наблюдается
тенденция роста независимости местных органов власти от федерального
правительства в финансовой сфере, особенно, когда речь идёт о структуре
расходования средств, поступивших из федерального бюджета.

В этой связи создание
финансово выверенной, объективной и справедливой системы межбюджетных отношений
в Российской Федерации (как между Центром и субъектами РФ, так и внутри
регионов) представляется весьма актуальным.

Объектом
исследования в курсовой работе являются экономические отношения, связанные с
межбюджетными отношениями и их реформированием.

Предметом
исследования в курсовой работе являются
механизмы реализации межбюджетных отношений в
России.

Цель
курсовой работы: анализ проблем
и перспектив межбюджетных
отношений в России.

Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:

— изучить этапы развития и сущность
межбюджетных отношений;

— раскрыть роль выравнивания уровня
социально-экономического развития регионов России;

— проанализировать доходы и расходы
государственного бюджета России;

— рассмотреть состояние и проблемы развития
межбюджетных отношений;

— определить перспективы развития межбюджетных
отношений.

Методология и методы курсовой работы. При
исследовании
межбюджетных отношений в России сферы
использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция,
аналогия, сравнение) и частнонаучных (системный, функциональный, сравнительный)
методов познания.

Автором изучены учебная литература, монографии,
материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных
исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики.

Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные
положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании межбюджетных отношений.

Структурно курсовая
работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1. Межбюджетные отношения являются
отношениями, возникающими между органами государственной власти на различных
уровнях, органами местного самоуправления по вопросу формирования, дальнейшего
использования бюджетных средств, обеспечения в целом бюджетного процесса.

Одной из самых важных особенностей
межбюджетных отношений является распределения бюджетных прав между органами
государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного
самоуправления. Органы государственной власти имеют наибольшую ответственность
в сфере регулирования бюджетных правоотношений. Более узким кругом бюджетных
прав обладают субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

2. Необходимо подчеркнуть, что
экономическое пространство Российской Федерации из года в год характеризуется
усилением тенденций к распаду единого экономического пространства, которые
проявляются в неравномерности распространения и образовании специфически
развивающихся отсталых регионов и нуждается в выравнивании. Поэтому важнейшим
объектом федеральной региональной политики воздействия на межрегиональную социально-экономическую
дифференциацию в России должна быть государственная поддержка проблемных регионов
страны, то есть территорий, решение проблем и задач которых невозможно без
прямого или косвенного участия государства. Уменьшение неравномерности
социально-экономического развития российских регионов, переход проблемных
регионов на путь долговременного развития являются основными задачами
государственного управления. Глубина и причины проблемной ситуации лежат в
основе определения путей вывода проблемных регионов из кризиса, разработок
административных мер и экономических рычагов ет целевую установку на
использование результатов оценки для государственного регулирования экономики.

3.
Существующий ряд особенностей государственного бюджета России связан с
стремлением к формированию эффективной экономики в государстве, а существенная
зависимость от углеводородных ресурсов обуславливается историческими
особенностями развития отечественной экономики, однако, на сегодняшний день
ведется комплексная работа по сокращению данной зависимости, которая в будущем
принесет значительные результаты для государства.

4.
В сфере межбюджетных отношений в России до сих пор остаются нерешенными многие
актуальные проблемы. Назовем некоторые из них:

1.                      
централизация устойчивых и наиболее
контролируемых налогов на федеральном и региональном уровнях власти;

2.                      
растущая зависимость местных органов власти от
финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;

3.                      
незавершенность процесса разграничения расходных
полномочий между уровнями публичной власти.

Остается
актуальной проблема обеспечения финансово-бюджетной самодостаточности
муниципальных образований, которая не может быть решена в рамках действующей
перераспределительной модели бюджетных отношений.

5. Представленные в курсовой работе рекомендации
по совершенствованию и оптимизации межбюджетных отношений будут способствовать
повышению эффективности финансирования своих первоочередных расходов
региональных бюджетов в Российской Федерации.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития межбюджетных отношений

1.1. Этапы развития и сущность
межбюджетных отношений

 

Анализ эволюции
межбюджетных отношений в России позволяет выделить следующие этапы развития[1]:

– первый этап (1991 –
1993 гг.), в России началось создание, и была заложена основа современной
налоговой системы;

– второй этап (1994 –
1998 гг.), развитие межбюджетных отношений характеризуется проведением
системной реформы межбюджетных отношений. Созданная система не имела
достаточной законодательной базы и работала только в рамках ежегодных законов о
федеральном бюджете;

– третий этап (1999 –
2001 гг.), в развитии межбюджетных отношений в России разработана методика
формирования и распределения Федерального Фонда финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации;

– четвертый этап (2002 –
2005 гг.), связан с реформированием межбюджетных отношений в Российской
Федерации на основании Программы развития бюджетного федерализма;

– пятый этап (2006 – 2008
гг.), рассмотрение межбюджетных отношений на основе Концепции и методик
формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации на текущий год и на среднесрочную перспективу, минимум три года.

В Российской Федерации с
2013 г. начата реализация государственной программы «Создание условий для
эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными
финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», при
этом попрежнему сохраняется сильная децентрализация у депрессивных регионов, у
которых отсутствуют стабильные и плановые источники поступления доходов в
местные бюджеты, причем наблюдается ежегодная тенденция снижения этих доходов.
Развитию стимулов к увеличению доходной базы это также не способствует. По
нашему мнению в целом нормативно-правовая база развития межбюджетных отношений
направлена в сторону повышения объективности и прозрачности налогово-бюджетных
взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации, но работает в
ручном режиме, что не позволяет дать ей объективную научную оценку.

На
наш взгляд, межбюджетные отношения — это отношения между государственными
органами на разных уровнях бюджетной системы, направленные на обеспечение
эффективности фискальной политики. В ст. 6 БК РФ говорится, что «межбюджетные
отношения — это взаимоотношения, возникающие между публично-правовыми
образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и
осуществления бюджетного процесса»
[2].

Правовые основы межбюджетных отношений
регулируются прежде всего Конституцией РФ, Бюджетным кодексом и Налоговым
кодексом. На уровне субъектов отношения регулируются Федеральным законом от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»
[3].

Сторонами межправительственных отношений
являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Основой межбюджетных отношений является
бюджетный федерализм — такая система построения отношений, которая учитывает
независимость каждого бюджета и позволяет сочетать интересы Федерации с
интересами каждого из ее субъектов и органов местного самоуправления.

Отношения между бюджетами состоят из
распределения полномочий по доходам и расходам и их передачи на более низкие
уровни, предоставления безвозмездной и возмездной поддержки бюджетам субъектов
в форме трансфертов и (или) мониторинга за соблюдением бюджетных законов.
Межбюджетные отношения возникают главным образом по поводу дифференциации
доходов и расходов между определенными уровнями бюджетной системы. Такие
отношения должны быть взаимосвязаны, совместимы с бюджетной иерархией и
основываться на следующих принципах
[4]:

1.               
Принцип самостоятельности. Этот принцип дает
властям соответствующих бюджетов право самостоятельно осуществлять процесс
составления бюджета на соответствующем уровне системы составления бюджета,
обеспечивать сбалансированное и эффективное использование бюджета, управлять
источниками доходов и направлением расходов.

2.               
Принцип разграничения доходов, расходов и
источников финансирования бюджетных дефицитов между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации. Это подразумевает необходимость четкого законодательного
разграничения бюджетной ответственности, а также распределения расходных
полномочий субъектов на ответственные органы.

3.               
Принцип соответствия финансовых ресурсов органов
власти и управления их функциями.

4.               
Принцип предотвращения конфликтов на различных
уровнях государственного управления и их разрешения, а также принятия
последовательных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Действенное сочетание двух механизмов
выравнивания — вертикального и горизонтального — способствует эффективности
международных отношений.

Вертикальный подход направлен на то, чтобы
сбалансировать доходы и расходы путем разграничения обязанностей между уровнями
государственного управления, назначения конкретных видов расходов для каждого
уровня бюджетной системы и обеспечения их соответствующими типами источников в
долгосрочной перспективе. Цель механизма горизонтальной корректировки —
сбалансировать конституционные права граждан на социальные услуги и финансовую
поддержку.

Наиболее яркой формой проявления
межгосударственных отношений являются отношения при распределении
межгосударственных трансфертов, которые регулируются Бюджетным кодексом Российской
Федерации. Межбюджетные трансферты между бюджетами — это средства, которые
предоставляются при определенных условиях из бюджетов разных уровней.

Выделяют 3 формы межбюджетных трансфертов:
дотации, субсидии и субвенции (рис. 1.1).

Курсовая с практикой на тему Межбюджетные отношения и их реформирование.

Рис. 1.1. Формы межбюджетных
трансфертов



[1]
Валиева Е.Н. Ретроспективный анализ государственных финансовых ресурсов
территорий в России // Экономические науки. — 2019. — № 170. — С.
83-90.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации" от
31.07.1998
N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 12.10.2020).

[3] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" "
[Электронный
ресурс].
URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.10.2020).

[4] Московцев Н.Н. Межбюджетные отношения и принципы их
организации в Российской Федерации // Научный результат. — 2018. — №2. — С.
2-6. [URL: http://rreconomic.ru/iournal/annotation/1415/1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы