Курсовая с практикой на тему Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности родителей и детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Обзор литературы 4
1.1. Базовые потребности как фактор взаимодействия родителей и детей 4
1.2. Схемы Янга как представление о функциональных и дисфункциональных способах воспитания 8
Глава 2. Исследование взаимодействия детей и родителей 16
2.1. Разбор клинического случая 1. 16
2.2. Разбор клинического случая 2. 21
2.3. Разбор клинического случая 3. 24
Заключение 37
Список литературы 38
Введение:
Тип отношений между родителями и детьми сказывается на адаптационных возможностях подрастающего человека. Наиболее адаптивны к современным условиям жизни «оптимисты» — дети, выросшие, как правило, в эгалитарной семье, где позволялось спорить, отстаивать свою точку зрения, проявлять самостоятельность. Среди неадаптированных («пессимисты») чаще встречаются люди с авторитарным характером социализации, те, кому не позволялись споры и проявление самостоятельности, с кем родители не стремились устанавливать равноправные отношения.
Модели отношений между родителями и ребенком определяются не только распределением ролей, но степенью эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей. Наиболее тяжелые последствия для ребенка оставляют эмоциональное отвержение, безразличие. Дети, воспитанные без родительской любви, отстают в интеллектуальном развитии, они отличаются эмоциональной незрелостью, повышенной агрессивностью, появлением чувства «выученной беспомощности». Все это приводит к апатии, потере любознательности и инициативы, страху перед новыми ситуациями и людьми. Другой полюс эмоциональных отношений к ребенку — воспитание кумира семьи, чрезмерное обожание, которое приводит к развитию неадекватно высокого уровня притязаний, безудержному стремлению к превосходству без должного упорства и опоры на собственные силы и возможности. Еще один вид эмоциональных отношений — нарочитое лишение любви. Если ребенок делает что-то не так, родители не наказывают его, а просто начинают игнорировать: не разговаривают с ним, не замечают его присутствие. Такое поведение родителей у одних детей вызывает чувство бессильного гнева, вспышки агрессии, у других порождает чувство собственной ненужности, одиночества. Послушание достигается за счет обесценивания себя, потери чувства собственного достоинства. Другой способ — формирование у ребенка чувства вины, упрекая его в неблагодарности, в том, что он «доставляет одни неприятности», «доводит до сердечного приступа» и т.п. Такое поведение родителей, возлагающих на ребенка ответственность за жизнь и благополучие близких, настойчивое требование успехов вызывает у ребенка страх оказаться виноватым в неблагополучии родителей, блокирует инициативность и самостоятельность, приводит к невротическим состояниям.
Изменение воспитательного процесса представляет собой сложную, динамическую деятельность, в которую включены не только родители, но и дети.
Целью данной работы является рассмотрение паттернов воспитания в контексте взаимодействия родителя и ребёнка.
Гипотезой является предположение о том, что нарушения в процессе воспитания (и, следовательно, поведении ребёнка) связаны с динамическими особенностями взаимодействия в паре родитель-ребёнок).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теоретические вопросы отношений родителей и детей
2. Пранализировать практический аспект этого взаимодействия в контексте корректирующих воспитательных методов.
Заключение:
Таким образом, вопрос взаимодействия ребёнка и родителя представляется крайне значимым не только с точки зрения выполнения формальных требований к воспитанию, но также и с позиций того, как будут формироваться глубинные, не всегда очевидные свойства личности человека, его способы взаимодействия с реальностью и другими людьми.
Воспитательный процесс представляет собой не только и не столько набор методов «дрессировки» для коррекции нежелательных форм поведения и формирования желательных свойств личности, сколько процесс формирования личности и её свойств, закладку основных поведенческих стратегий на будущее.
Фрагмент текста работы:
Базовые потребности как фактор взаимодействия родителей и детей
Базовой потребностью каждого ребенка является безопасная привязанность. Это потребность в безопасном мире, чтобы этот мир и люди в нем были стабильными, чтобы в этой среде о ребенке заботились, чтобы ребенок был безусловно принят, мог выражать свои мысли, эмоции и его принимали безусловно, ценили, признавали.[6]
Безопасная привязанность является основой здорового психологического развития ребенка в первые годы жизни. Когда мы говорим о заботе о ребенке, то речь идет не только о его физиологических потребностях. Привязанность также является прочной эмоциональной связью, которая устанавливается между ребенком и его родителями (или лицами, которые заботятся о нем) в первые годы жизни. Большое количество исследований свидетельствуют, что потребность эмоциональной близости не менее важна, чем базовые биологические потребности, и что без нее серьезно нарушается все психосоциальное развитие ребенка. Ребенок нуждается не только в удовлетворении физиологических потребностей, а он стремится к эмоциональному взаимодействию: через зрительный контакт, улыбку, ласковое прикосновение, пребывание в объятиях, качание и др. Когда родители должным образом чувствуют потребности ребенка, его внутренние состояния и соответственно на них реагируют, то у ребенка формируется первая положительная рабочая модель отношений как чего-то ценного, других людей, как таких, которые являются заботливыми и которым можно доверять, мир как такой, который в целом безопасен, и себя воспринимает положительно — как такого, который является любимым, источником радости для других. Эти первые схемы человеческих отношений становятся основой его дальнейшего социального и психологического развития.[11]
Тре Вартем, голландский детский психиатр, сказал, что у ребенка есть потребность чтобы родители помогли ему понимать что происходит внутри него. Чтобы родители помогли ему понять его внутренний мир. И ему важно чтобы его внутренний мир отразился в других. Когда ребенок улыбается и родители улыбаются, то происходит интерсубъективность. Он тогда слышит что его эмоция передается, что его субъективный мир влияет на субъективный мир мамы. Интерсубъективность это ощущение разделенных эмоций и внутренних состояний. Это ощущение отражения себя, как в зеркале, в другом лице. Ребенок, который развивается, открывает себя и мир, нуждается в спутнике, в котором отражается он и его опыт, его чувства. Это является важным фактором для формирования его положительной самооценки, понимания и знания себя и своих эмоций, умение регулировать эмоции. Так же важно чтобы родители делились своим жизненным опытом и помогали ребенку лучше понимать других людей, их мысли и чувства, мир в целом.[7]