Психолог-педагог инклюзивного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методы сказкотерапии в инклюзивном образовании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА 5

1.1 История возникновения сказкотерапии 5

1.2 Сущность сказкотерапии и классификация сказок 10

1.3 Направления, принципы и методы сказкотерапии 16

ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 21

2.1 Особенности организация инклюзивного образования 21

2.2 Методика организации коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия с детьми с особыми образовательными потребностями 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся дети – инвалиды с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе. Поэтому коррекционная работа в группе для детей с особыми образовательными потребностями ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности. Этому способствует сказкотерапия.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка.

Сказка является одним из эффективных средств, оказывающее положительное воздействие на детей. Сказка помогает создать нечто особенное, практически ни с чем несравнимое отношение, вырабатывает нежные и серьёзные чувства, способствует усвоить нравственные нормы, знакомит с добром, милосердием, честностью. Сказка представляет элемент культуры и, прежде всего, её эстетической составляющей. Каждая сказка нацелена на социально-педагогический эффект, помогая обучать, воспитывать, предупреждать, учить.

В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из психологических средств в образовательном процессе, организуемый с детьми с особыми образовательными потребностями.

Цель работы: рассмотреть методы сказкотерапии в инклюзивном образовании.

Объект работы – сказкотерапия.

Предмет работы – возможности методов сказкотерапии в инклюзивном образовании.

С учётом поставленной цели, предмета и объекта исследования были определены следующие задачи:

— рассмотреть историю возникновения сказкотерапии;

— раскрыть сущность и особенности сказкотерапии, классификацию сказок;

— охарактеризовать направления, принципы и методы сказкотерапии;

— выделить особенности инклюзивного образования;

— рассмотреть методику организации сказкотерапевтического занятия с детьми с особыми образовательными потребностями.

Были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

— изучение и обобщение педагогического опыта по изученной проблеме;

— конкретизация изученного материала;

— систематизация и классификация.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных сказковедов и исследователей сказкотерапии: С.Б. Адоньевой, И.В. Вачков, А.В. Гнездилова, Т.Д. Зинкевича-Евстигнеевой, В.Я. Проппа, И.П. Черноусовой и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждый из которых разделён на параграфы, заключения, списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы, сформулированные в ходе написания работы.

В первой главе данной работы раскрыты: история возникновения, сущность и характерные особенности сказкотерапии, существующие классификации сказок. В ходе исследования данных вопросов было выделено, что большое число трудов было посвящено сказкотерапии как психотерапевтическому направлению. Такие видные ученые как Ю.Юнг, Э.Фромм, В.Я Пропп, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие.

Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, на примере сказки очень хорошо усваиваются ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ребёнка. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребёнка. Сказкотерапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.

Вторая глава была посвящена применению сказкотерапии в инклюзивном образовании.

В инклюзивном образовании сказкотерапия играет не последнюю роль, поскольку обладает большим количеством преимуществ, которые были рассмотрены в работе и отмечены выше. Однако здесь очень важен профессионализм педагога, который будет использовать различные методы сказкотерапии в своей работе. Именно разнообразие различные методик, знание и методически грамотное построение коррекционного занятия выполняет значимую роль при организации образовательного процесса с детьми, имеющими ограниченные возможности и особые потребности.

В ходе изучения современного состояния практики использования сказок как терапевтического средства было выявлено, что при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья полезны следующие формы работы со сказками: песочная терапия; театрализованное исполнение сказок; рисование по мотивам сказок, песочная терапия, рассказывание и сочинение сказок, кукольные спектакли и другие.

Устное народное творчество является неиссякаемым источником для психологического развития обучающихся. Поэтому считаем, что тема курсовой работы актуальна.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Поскольку данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребёнка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА

1.1 История возникновения сказкотерапии

Сказкотерапия имеет многовековую историю, но своё название как самостоятельный психотерапевтический метод получила недавно, хотя нет, наверное, такого теоретического направления в психологии, представители которого не использовали бы сказки в своей практической работе.

В русском языке современное толкование слова «сказка» возникло не ранее XVII века. Древняя и средневековая Русь не имели представления о нём. В настоящее время известно множество различных толкований данного понятия. Одни учёные старались дать охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности.

Для данного исследования очень важно понять, что такое сказка, и проанализировать это явление не просто руководствуясь поэтическим чутьём, но с научной точки зрения изучить, и понять суть этого глубокого слова, постараться выявить его происхождение.

В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами), сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения во взрослые. Сказка была очень серьёзным делом.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает Ф. Ленц [9], выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Он считает, что «сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности её создателя» [9, с.56].

Сказка – один из основных и самых любимых видов народного устного поэтического творчества.

В словаре В. Даля сказка трактуется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [7, с. 286].

А в понимании знаменитого сказковеда В.П. Аникина «сказка — один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [2, с. 26].

Выделяют различные сказки. Самые старые — сказки о животных. Когда-то люди верили, что каждая порода исходит от определённого животного. Такое животное называли тотемом. Тотем был объявлен покровителем семьи и должен был быть прочитан. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, роль которого могла быть не только медведем, но и мышью.

Но человек постепенно избавился от страха, и на его место пришёл смех. Животные обладали постоянными качествами. Оказалось, что изображены животные, а безнравственность людей — насмешка – жадность, глупость, лень

Сказка сохранила следы многих ритуалов и традиций: многие мотивы получают свои объяснения только по сравнению с ритуалами.

Например, в сказке «Маленькая Хаврошечка» говорится, что девочка закопала кости коровы в саду и поливала их водой. Такая традиция или обряд действительно существовали. Кости животных почему-то не были съедены, уничтожены, похоронены. Иногда только учёные могут узнать из сказки о любых обрядах, происходивших в древности.

На языках многих народов это слово ассоциируется со словом говорить, говорить, спать. Сказка — это история, рассказанная по определённым правилам.

Каждое произведение (и сказка, загадка и эпос) имеет свои жанровые особенности, поэтому мы можем говорить о каждой подобной группе произведений как о произведениях разных жанров.

Главная особенность сказки – весёлый настрой вместе с рассказчиком. «..Я чувствовал, что не только преследую доверие и естественность, но и намеренно ставлю перед собой непременную задачу бессмысленно нарушать и искажать их», — отметил В.Г. Белинский [2, с. 42].

Сказки делятся на несколько групп, каждая из которых характеризуется своими персонажами и собственным сюжетом. Сюжет — это развитие декрета, ход событий.

Сказка — один из жанров фольклора или литературы. Прозаическое произведение эпического, в основном волшебного, героического или повседневного характера. Для сказки характерно отсутствие претензий к историчности повествования, необъяснимая вымышленность сюжета.

Фольклорная сказка — эпический жанр письменного и устного народного искусства: прозаическое устное повествование о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Это своего рода повествование, в основном прозаический фольклор (сказочная проза), тексты которого включают произведения разных жанров, основанные на художественной литературе. Сказочный фольклор противоречит «подлинному» фольклорному повествованию (не сказочная проза)

Сказка — литературно-эпический жанр: это художественное произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, напротив, это произведение, принадлежащее конкретному автору, не существовавшее до устной публикации и не имеющее вариантов.

Литературная сказка либо имитирует фольклорную (литературную сказку, написанную в стиле народной поэзии), либо создаёт дидактическое произведение, основанное на не фольклорных предметах. Фольклорной сказке исторически предшествует литературная.

Таким образом, литературная сказка — сказка своего времени, которая неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы