Курсовая с практикой на тему Методы сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов 4
1.1 Методы сбора данных для анализа социально-экономических процессов 4
1.2 Методы сбора данных для анализа политических процессов 10
2 Анализ применения методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов 13
2.1 Характеристика социально-экономических и политических процессов 13
2.2 Применение методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов 17
3 Направления совершенствования методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов 26
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.
Для изучения социально-экономических и политических явлений и построения социологических теорий, способствующих объяснению и пониманию общественной жизни, необходимо обладать конкретной информацией, или эмпирическими данными. Эта информация и эти данные добываются в результате прикладных социологических исследований.
Социологическое сопровождение, обеспечивая получение достоверного знания о социально-экономических и политических процессах различного уровня и характера, представляет собой совокупность научных знаний и методов для анализа основного объекта избирательных кампаний — электората избирательного округа, тех или иных его предпочтений, настроений, ожиданий и т. д. Нам, будущим специалистам государственного и муниципального управления очень важно знание механизмов сбора информации, характеризующей состояние населения, чтобы иметь возможность грамотно анализировать социально-экономические и политические процессы.
Цель данной работы – охарактеризовать методы проведения исследований социально-экономических и политических процессов. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить методы сбора данных для анализа социально-экономических процессов;
— рассмотреть методы сбора данных для анализа политических процессов;
— дать характеристику социально-экономических и политических процессов;
— проанализировать применение методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов;
— определить направления совершенствования методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов.
Объект исследования — методы проведения исследований социально-экономических и политических процессов.
Предмет исследования — направления совершенствования методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов.
Заключение:
В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог — самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.
Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально-экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.
Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.
По оценкам различных экспертов, эффективное управление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20–30%. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Ему необходимо знать главное о многом и все о конкретике, связанной со своей предметной областью.
Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов
1.1 Методы сбора данных для анализа социально-экономических процессов
Научное исследование – познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. В процессе исследований вырабатываются следующие познавательные механизмы:
1) соответствующий аппарат категорий (система основных понятий);
2) научные идеи, гипотезы, теории;
3) методы исследования.
Целью исследования социально-экономических и политических процессов (СЭИПП) и, в частности, сбора информации является разработка управленческих решений. В исследованиях методы носят описательный (дескриптивный) характер, в принятии решений – нормативный (предписывающий).
Основным методом исследования СЭИПП является системный анализ.
Системный анализ был предложен и разработан в 50-х гг. прошлого века в США. Это было нужно для создания военной доктрины, в целях разработки военной политики. В 80-х гг. термин «системный анализ» стал рассматриваться как общий метод исследования систем и процессов.
В начале конкретного социологического исследования, на его разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информации может служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы.
Анализ документов — один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам в социологии труда относятся печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта [5, 84].
Социологи используют в своей работе огромное количество различного рода документов: государственные и правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие др.
Круг социологических документов очень широк и, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии, необходимо знать их классификацию.
Так, по статусу документы классифицируются на официальные и неофициальные.