Курсовая с практикой на тему Методы развития критического и творческого мышления обучаемых.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1
Теоретические основы развития критического и творческого мышления 6
1.1 Понятие
«критическое мышление», «творческое мышление». 6
1.2
Особенности критического и творческого мышления школьников. 14
Глава 2
Прикладные аспекты развития критического и творческого мышления в процессе
обучения. 20
2.1 Методы и
методические приёмы технологии развития критического и творческого мышления на
уроках. 20
2.2 Примеры
заданий, развивающих критическое и творческое мышление у школьников. 26
2.3
Практическое исследование критического и творческого мышления школьников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ. 39
Введение:
В ХХI веке образование постоянно претерпевает
изменения, направленные на создание условий для успешного развития личности
ребёнка. Как известно, с введением Федеральных государственных образовательных
стандартов в Российской Федерации изменился подход к преподаванию учебных
предметов. Согласно стандарту начального общего образования, в основе которого
лежит системно-деятельностный подход, «развитие личности обучающегося происходит
на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира,
что и составляет цель и основной результат образования. На ступени начального
общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками
в учебном процессе» [17].
В Концепции модернизации российского
образования одной из задач является «формирование молодого человека с
критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,
основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира» [18].
Решить задачи, определенные в основополагающих
документах в сфере образования, наряду с другими позволяет технология развития
критического мышления. Данная технология помогает школьникам применять
полученные теоретические знания на практике, развивает качества, позволяющие
планировать свои действия, находить неординарные подходы к решению проблемы.
Благодаря развитию критического мышления у учащихся вырабатывается способность
правильно формулировать вопросы и находить аргументы, умение сотрудничества с
другими учениками, умение работать над самообразованием.
Заключение:
В нашей работе ставились и были решены
следующие задачи:
1) раскрыты понятия «критическое мышление»
и «творческое мышление», в процессе которого установлено, что,
несмотря на наличие различных трактовок рассмотренных понятий, однозначного
подхода не существует. Исходя из позиций большинства психологов и педагогов, под
критическим мышлением определяется как вид умственной деятельности человека с
достаточно высоким характерным уровнем восприятия. В процессе критического
мышления, применяя различные технологии, можно повысить желаемый результат:
решить поставленную задачу, сформулировать конкретный вывод. Под творческим
мышлением понимают вид деятельности, результатом которого является открытие
принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
2) изучены особенности
критического и творческого мышления школьников в ходе чего, необходимо отметить,
что данные виды мыслительной деятельности у учащихся могут развиваться
самопроизвольно, однако такое развитие не всегда определяет формирование
критического мышления на достаточно высоком уровне.
Только процесс обучения способствует формированию и
развитию такие составляющих, как поиск возможных ошибок; умение различать
положительные и отрицательные черты в объекте познания; умение приводить факты
в качестве доказательства обнаруженных ошибок. В целом, развитие критического и
творческого мышления младших школьников должно осуществляться в условиях,
которые связаны с решением учебных проблемных задач.
3) рассмотрены приёмы
технологии развития критического и творческого мышления на уроках. Методические
приемы технологии развития данных видов мышления достаточно разнообразны, и
нужно отметить их доступность для использования в учебном процессе. Множество
исследований доказали на практике действенность и эффективность методических
приёмов технологии развития критического и творческого мышления. Рассмотренные
приёмы эффективно реализуются на разных стадиях «вызов — осмысление содержания
— рефлексия», каждая из которых имеет свои цели и задачи. Приёмы направлены
сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на
осмысление и обобщение приобретенных знаний.
3) приведены примеры заданий, развивающих кри
Фрагмент текста работы:
Понятие «критическое мышление», «творческое мышление»
Одним из основных требований федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования
является самостоятельно и творчески решать возникающие проблемы. Данное умение
вырабатывается в процессе самостоятельной работы с различными источниками
информации, их восприятием и осознанием. Именно эти умения является основой
мышления, представляющее собой умственные процессы, составляющие познание. Как
известно итогом мыслительной деятельности является мысль. В частности, именно
мышление было определено главным и важным свойством индивида.
Взаимосвязь мыслительной деятельности с различными психическими
процессами доказаны уже достаточно давно. Отличия же мышления от данных
процессов в первую очередь определяется теми условиями, в которых находится
человек.
Специфика мыслительного процесса заключается в таких свойствах,
как: решение задач косвенным путём, целостное отражение реальности, выражение определённых
связей и признаков окружающего мира. Кроме этого, к особенности мышления относят
тесную взаимосвязь с речевой деятельностью.
Человеческое познание, находящееся в социальном
обществе, берет сове начало с ощущений и восприятия и далее плавно переходит к
мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем чувственного восприятия.
Большинство учёных считают, что самостоятельность
мышления немыслима без критичности. На сегодняшний день одним из ведущих
понятия в стандартах является сравнительно недавно применяемый в отечественной
педагогике термин «критическое мышление», имеющий множество толкований.
Термин «критическое мышление» известен уже давно. Ещё
в трудах знаменитых психологов Дж. Брунера, Ж. Пиаже, педагога Л.С. Выготского
данное понятие нашло употребление. В России, как было уже отмечено, его начали
применять совсем недавно. А с введением государственных образовательных
стандартов критическое мышление стало широко применимо как в теоретическом
аспекте, так и в практической деятельности
Американский психолог Д. Халперн в своей книге
«Психология критического мышления» раскрывает понятие «критическое мышление»
как «использование когнитивных техник и стратегий, увеличивающие вероятность
получения желаемого конечного результата» [19].