Курсовая с практикой на тему Методы развития диалогической речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты развития диалогической речи у младших школьников в
процессе учебной деятельности. 5
1. 1.1Научные
основы исследования развития диалогической речи у младших школьников. 5
2. 1.2
Методические особенности развития диалогической речи у младших школьников в
процессе учебной деятельности. 8
Глава 2.
Практические аспекты развития диалогической речи у младших школьников в
процессе учебной деятельности. 12
2.1 Возможности
изучения и выявления уровня развития диалогической речи у младших школьников. 12
2.2.
Характеристика методов развития диалогической речи у младших школьников в
процессе учебной деятельности. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация и происходящие в
обществе демократические процессы способствуют росту интереса к проблеме
диалога и диалогической речи. В основном это связано с возникающей потребностью
в формировании активной, социально ответственной творческой личности, в
совершенстве владеющей культурой диалогического общения, способной к обсуждению
спорных ситуаций и вопросов, а также способной находить оптимальные и
противоречивые бесконфликтные способы их решения.
В настоящее время
понимание сущности диалога и диалогических отношений формируется в рамках
философско-психологического подхода (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.Ф. Ломов, Г.М.
Кучинский, М.С. Каган, С.Ю. Курганов и др.), теории речевой деятельности (Т.В.
Ахутина, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев,
А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), психолингвистических исследований
дискурса, в частности интенциональных оснований диалога (И.А. Зачесова, Н.Д.
Павлова, Т.Н. Ушакова, Л.А. Шустова).
Анализ научных
исследований в области изучения особенностей развития диалогической речи у
младших школьников определил актуальность изучения проблемы исследования,
которая состоит в обосновании наиболее эффективных методов развития
диалогической речи у младших школьников в процессе учебной деятельности. Данная
проблема была положена в основу
нашего исследования. Недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Методы развития
диалогической речи у младших школьников в процессе учебной деятельности».
Объект исследования: процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования: методы развития диалогической речи у младших школьников в
процессе учебной деятельности.
Цель исследования
заключается в изучении теоретических и практических аспектов развития диалогической
речи у младших школьников, определении эффективных методов ее развития в
процессе учебной деятельности.
Для достижения цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Обосновать научные основы исследования развития диалогической речи у младших
школьников.
2. Раскрыть методические
особенности развития диалогической речи у младших школьников в процессе учебной
деятельности.
3. Обосновать возможности
изучения и выявления уровня развития диалогической речи у младших школьников.
4. Дать характеристику методам
развития диалогической речи у младших школьников в процессе учебной
деятельности .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
научного исследования:
— теоретические (анализ,
синтез, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление и др.);
— эмпирические (наблюдение, беседа, изучение
продуктов деятельности детей, анкетирование, сбор и анализ эмпирического материала, психолого-педагогическая
диагностика и др.);
База исследования:..[S1]
Структура курсовой работы включает: введение, две
главы, заключение, список использованных источников. [S1]Если есть, указать: школу, классы, количество участников..
Заключение:
По окончанию написания работы была достигнута основная
цель, а именно: изучены методы развития диалогической речи у младших школьников
в процессе учебной деятельности.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1.
Обоснованы научные основы исследования развития
диалогической речи у младших школьников.
2. Раскрыты методические особенности развития диалогической
речи у младших школьников в процессе учебной деятельности.
3. Обоснованы возможности изучения и выявления уровня
развития диалогической речи у младших школьников.
4. Дана характеристика методам
развития диалогической речи у младших школьников в процессе учебной
деятельности
Дети
достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального
благополучия, что подразумевает, что окружающие их взрослые (прежде всего
семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые
чутко относятся к ребенку. Прислушиваясь
к его мнению и интересам, потребностям и т. д., когда взрослые не только
говорят сами за себя, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию
тактичного собеседника.
В методике формирования разговорной речи детей
преобладают рекомендации научить ребенка понимать вопросы взрослого и отвечать
на них. Есть исследования и по другой стороне этой проблемы — обучению детей
сомнительным формам речи. Вопросы являются показателем интеллектуального
развития ребенка. Педагог дает детям примеры построения вопросительных фраз.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты развития диалогической речи у младших школьников в процессе учебной
деятельности
1.1. Научные основы
исследования развития диалогической речи у младших школьников
До недавнего
времени значение диалога в процессе формирования личности ребенка
недооценивалось, ему отводилась второстепенная роль. В то же время
диалогическая речь, по мнению известного российского психолога Л.С. Выготского,
является первичной формой человеческого общения, детерминантом умственного
развития личности.
Через диалог
происходит развитие окружающей действительности, развитие дара слова, познание
внутреннего мира другого человека и самого себя. Ситуации диалогического
общения, в которых общение происходит «лицом к лицу», создают условия для
самораскрытия каждой языковой личности, вступающей в контакт. «Диалог с
уважительной причиной можно назвать личным и личным общением: это не только
объяснение, но и сравнение, а иногда и противопоставление различных смысловых
позиций, связанных с каждым из коммуникантов» [1].
Существует
множество определений понятия «речь», рассмотрим некоторые из них.
Психологический
аспект развития речи основан на теории Выготского, согласно которой развитие
речи тесно связано с развитием мысли и сознания. Рассматривая проблему
образования концепта, Выготский писал, что «накопление ассоциаций и групп идей
не приводит к их образованию», концепт невозможен без слов, размышление о
концептах невозможно вне словесного мышления» [4].
По
определению С.Л. Рубинштейна: «Речь — это коммуникационная деятельность —
выражение, воздействие, коммуникация посредством языка. Речь — это форма
существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения
с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма мышления. Речь,
слово — это специфическое единство чувственного и смыслового содержания» [17].
«Речь
— это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, используемых
человеком для представления, обработки, хранения и передачи информации», —
пишет Р.С. Немов. [11].
Речь
— это «деятельность познания, то есть такая деятельность, которая заключается в
«распределении» реальности посредством языка познавательных задач, выделенных
курсом социальной практики. Эта деятельность является коммуникативной,
коммуникативной деятельностью. Речь может выступать как инструмент для
планирования речевых или неречевых действий», — определяет А.Н. Леонтьев. [8].
Основная
функция речи — коммуникативная. Он осуществляется в двух формах — монологе и
диалоге.
Диалогическая
речь — яркое проявление коммуникативных функций языка. Основное отличие диалога
от монолога — это чередование речи одного собеседника со слушанием и
последующей речью другого. Важно подчеркнуть, что в диалоге собеседники всегда
знают, о чем идет речь.
Устная диалогическая речь возникает в конкретной ситуации и
поддерживается жестами, мимикой, интонацией. С точки зрения языкового
оформления, речь диалога может быть неполной, сокращенной, иногда отрывочной.
Типичными для диалога являются: разговорная лексика и