Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Методы работы учителя по предупреждению школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДНИЕ 2
ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста 4
1.1. Понятия «адаптация», «дезадаптация», «школьная дезадаптация» 4
1.2. Причины, проявления и последствия школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста 10
1.3. Методы работы учителя по предупреждению школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста 12
Выводы по главе 1 18
ЛИТЕРАТУРА 20

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей является охрана здоровья учащихся и создание адаптивного образования для школьников посредством развития школьной адаптации. Сложности социальной среды, стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации детей, приводя к психологической дезадаптации ребенка. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию факторов окружающей среды.
Проблема адаптации занимает большое место в исследованиях педагогики, психологии, социологии и других наук. Дезадаптация приводит к ухудшению состояния здоровья, увеличению заболеваемостей, снижению работоспособности и низкому уровню усвоению учебного материала.
Дети младшего школьного возраста, при поступлении в школу сталкиваются с проблемой адаптации к новому социальному уровню, новым взаимоотношениям и изменением качества жизнедеятельности. Многие младшие школьники испытывают значительные трудности в первые годы обучения в школе, поэтому изучение проблем адаптации в новых условиях жизни детей младшего школьного возраста является актуальным.
Степень изученности темы. Вопросами социально-психологической адаптации занимались такие исследователи А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Н.И. Сарджвеладзе, В.В.Фалилеев, А.А. Цахаева, Н.А. Ощуркова, П.С. Кузнецов и И.А. Милославова, А.И. Жмыркова и многие другие.
Цель курсовой работы – на основании изучения психолого-педагогической литературы и эмпирического исследования причин школьной дезадаптации определить методы работы учителя по предупреждению причин школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что современным младшим школьникам характерен высокий уровень социально-психологической дезадаптации при обучении в начальной школе.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятия «адаптация», «дезадаптация» и «школьная дезадаптация».
2. Охарактеризовать причины, проявления и последствия школьной дезадаптации у детей в младшем школьном возрасте.
3. Выявить особенности предупреждения школьной дезадатпции.
4. Организовать исследование психодиагностики школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Сделать выводы и обобщения.
Объектом курсовой работы выступает процесс школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Предметом являются методы предупреждения школьной дезадаптации у младших школьников.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эмпирические методы, среди которых опрос младших школьников, а также количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья и др.), и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения. Влияние на организм факторов внешней среды, новых взаимоотношений изменяют в первую очередь состояние психической сферы человека. Это приводит к перестройке нейро-висцеральных и эндокринно-метаболических связей, что нередко является патологической почвой формирующихся отклонение в нервно-психическом здоровье. Социально-психологическая адаптация не устраняет биологических и физиологических форм приспособления, а видоизменяет и опосредует их, включая в себя как регулируемый и модифицируемый ею внутренний элемент.
Проблеме адаптации и дезадаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др). В связи с чем данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.
Известно, что процесс адаптации, понимаемый как приспособление ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два варианта своего развития. Его результатом может стать как адекватный психологический механизм, обеспечивающий в конечном итоге благополучную адаптацию, так и неадекватный механизм, приводящий к дезадаптированности ребенка.
Следует отметить, что, проявляться дезадаптация может не только в таких «традиционных» признаках, как неуспеваемость и плохое поведение, но и как «психогенное заболевание», и психогенное формирование личности ребенка, нарушающее его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс
Подводя краткий итог, отметим, что проблема школьной дезадаптации является содержательно очень широкой и объемной. Несмотря на ее активное исследование в современной психологии она остается недостаточно изученной в силу своей многоаспектности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
1.1. Понятия «адаптация», «дезадаптация», «школьная дезадаптация»
Каждый человек по-разному реагирует на изменения, которые происходят в обществе или его личной жизни. Другими словами, люди отличаются по степени приспособляемости (адаптации).
Адаптация — сообразная с особенностями объекта и среды его обитания система признаков, которая способная реализовывать цели объекта в этой среде, создаваемой в ответ на действительные и возможные действия факторов. Еще одним вариантом определения адаптации выступает приноравление системы признаков объектом к особенностям среды его обитания для реализации его целей в данной среде [8, с. 56].
Дезадаптация является нарушением приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, выступающее частным явлением расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации по причине каких-либо патологических факторов.
В общем смысле школьная дезадаптация подразумевает под собой совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социопсихологического, психофизиологического статуса ребенка требованиям общеобразовательного учреждения, в связи с чем возникают трудности адаптации к новым условиям [19, с. 114].
При изучении различных проблем, которые связаны с обучением детей в школе, принято использовать термин школьной дезадаптации. В первую очередь данный термин определяет отклонения в учебной деятельности школьников, которые проявляются как затруднения в учении, нарушения дисциплины или конфликты с одноклассниками.
Исследователи выделяют несколько основных типов проявления школьной дезадаптации, среди которых следующие:
1. Неуспеваемость в обучении по программам, которая выражается в хронической неуспешности, недостаточном и отрывочном усвоении общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков. Этот тип проявления дезадаптации является когнитивным компонентом школьной дезадаптации.
2. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельны учебным предметам, обучение в целом, педагогам или перспективам, которые связаны с учебой. Такой тип проявления представляет эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации [7, с. 133-134].
3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде как поведенческий компонент школьной дезадаптации.
Помимо этого, выделяется несколько ступеней школьной дезадаптации – легка, среднетяжелая и тяжелая. При легкой степени нарушения у детей младшего школьного возраста дезадаптация затягивается до конца первой четверти, при среднетяжелой процесс дезадаптации продолжается до полугодия, при тяжелой – до конца первого года обучения в школе [10, с. 111].
Рассмотрим основные причины, которые вызывают у младших школьников трудности адаптации к школьному обучению.
В первую очередь трудности адаптации могут быть связаны с несформированностью внутренней позиции школьника, которая заключается во взаимодействии познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Сформированная внутренняя позиция школьника показывает, что ребенок действительно хочет учиться, а не только посещать школу. Зачастую большинство детей при поступлении в школу не имеют сформированной внутренней позиции. Особенно актуальной такая проблема становится для шестилеток, у которых затруднено формирование чувства необходимости учения, в отличии от семилеток, они характеризуется меньшей степенью ориентации на общепринятые формы поведения в школе [7, с. 200].
Второй причиной школьной дезадаптации выступает слабое развитие произвольности, которое является основной причиной неуспеваемости при обучении в первом классе. Трудности заключаются в то, что произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста, которое развивается посредством новой для ребенка ведущей деятельности – обучения. Но при этом, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Такое противопоставление произвольности оказывает значительное влияние на процесс адаптации младших школьников [12, с. 104].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы