Планирование и прогнозирование соц. развития территории Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Методы, принципы и задачи планирования и прогнозирования социального развития территорий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Современные подходы государственного управления социально-экономическим развитием регионов 5
1.1 Система управления социально-экономическим развитием региона 5
1.2 Методы и принципы управления социально-экономическим развитием территорией 9
2. Особенности государственного управления социальным развитием региона 12
2.1 Планирование социального развития региона: технологии и инструменты 12
2.2 Прогнозирование социального развития региона: виды и особенности применения 19
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что проблема эффективности прогнозирования и планирования социального развития региона – одна из самых острых и злободневных проблем России. От правильности ее решения и от того, что из себя будет представлять наша страна, как будет жить в ней народ, как он будет решать свои самые насущные проблемы, во многом зависит будущее России.
Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в области деятельности местных органов управления, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения ее эффективности.
В условиях усиления интеграционных процессов происходят значительные изменения на региональном уровне управления. Предоставление регионам большей самостоятельности, делегирование соответствующих полномочий по организации процесса социально-экономического развития повышает уровень сложности управления регионом как системы. Это требует формирования таких методов регионального управления, соответствующих не только новому статусу региона, но и условиям внешней среды, характеризующихся высоким уровнем нестабильности. Следовательно, новый статус региона определяет необходимость формирования стратегических методов управления и планирования, которые реализуют функцию стратегического видения развития региона.
Целью данной работы является анализ методов, принципов и задач планирования и прогнозирования социального развития территорий.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
— раскрыть понятие системы управления социально-экономическим развитием региона;
— определить методы и принципы управления социально-экономическим развитием территорией;
— рассмотреть технологии и инструменты планирования социального развития региона;
— изучить виды и особенности применения прогнозирования социального развития региона.
Объектом исследования является социальное развитие региона.
Предметом исследования является планирование и прогнозирование социального развития территорий.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инструментарий регионального экономического развития с течением времени усложняется и изменяется в зависимости от появления новых детерминант и общей способности институций использовать новые инструменты.
Для выбора комплекса адекватных инструментов необходимо четко определить:
— ожидаемое состояние территории в соответствии с выбранной моделью и цели;
— заинтересованных субъектов, имеющих явный или скрытый интерес по изменению экономического состояния территории;
— объекты управления (материальные и нематериальные);
— имеющиеся необходимые ресурсы и источники их поступления;
— систему действенных принципов реализации государственной / региональной / местной политики;
— базовые парадигмы, теории и концепции территориального развития и управления;
— закономерности и тенденции развития территорий.
Поскольку в комплексе решить все эти задания непросто, очень важными являются экспертная поддержка и научное обеспечение региональной политики.
Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать следующие принципы применения инструментов регионального экономического развития:
— комплексности;
-ресурсной обеспеченности;
-соответствия инструментов потенциалу региона и выбранной модели его развития;
— стратегической ориентированности;
— интеграции политик и инструментов государственных и негосударственных институций;
— инновационности;
— мотивированности для необходимых действий, в т.ч. для содействий;
— совместной ответственности.
Итак, в курсовой работе проведен системный анализ инструментов социально- экономического развития территорий, выявлено, что наибольшее распространение в современной российской практике получили инструменты стратегического планирования, однако их использование без адекватной ресурсной базы недостаточно эффективно. Установлена первостепенная роль бюджетно-налоговых инструментов для регулирования территориального развития на субфедеральном уровне, обусловленная, как дефицитом бюджетных средств на местном уровне, препятствующим эффектному использованию программных инструментов развития, так и действенностью бюджетно-налоговых инструментов, связанной с их непосредственным влиянием на структуру интересов участников процесса социально-экономического развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Современные подходы государственного управления социально-экономическим развитием регионов
1.1 Система управления социально-экономическим развитием региона
Ключевые вопросы, определяющие развитие региона, формируются на основе долгосрочной стратегии развития экономики, в которой внешняя и внутренняя составляющие национальной экономики образуют единую систему [10, 42].
Однако если региональная социально-экономическая система достаточно самостоятельна и способна реализовать свои функции (т.е. обеспечить достойный уровень жизни населения путем создания и регулирования социальных коммуникаций, капиталооборота и т. п.), то входящие в ее состав структурные элементы (в т.ч. задачи и функции) не существуют обособленно, а взаимосвязаны между собой, т.е. обладают системным качеством.
Термин «система» подразумевает понятие единого комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, в котором свойства этих частей зависят как от системы, так и наоборот, свойства системы – от свойств ее частей [5, 7].
Под системным качеством принято считать способность структурных элементов рассматриваемой системы связей, интегрирующих все системные элементы в органическую целостность более высокого порядка организации. В случае выпадения хотя бы одного интегрального элемента из механизма или потери им функций, системность нарушается.
«Выпавший» элемент больше не функционирует как часть системы и приобретает уже другие качественные характеристики. Только реальная принадлежность к системе, участие в ее интегральных связях придают входящему в нее элементу системное качество.
С позиции региональной социально-экономической системы такие «составляющие», как население региона, его ресурсы, капитал, социальная инфраструктура и т.п., связаны между собой устойчивыми интегральными связями. Развитие региональной системы напрямую зависит от каждой составляющей [9, 110]. Соответственно каждый структурный элемент региона, формирующий в совокупности с остальными составляющими единую систему, несет прямую ответственность за выполнение экономических функций и социальных задач [12, 36].
Нельзя отрицать, что существует определенная «закрытость» системных качеств тех или иных пространственных составляющих региона. Примером «закрытого» системного качества может служить показатель стоимости, объективную оценку величины которой можно определить лишь с помощью научного анализа, который охватывает всю систему создания, обращения, распределения и конечного использования стоимости в данном регионе [14, 26].
С другой стороны, любое региональное хозяйство обладает качеством «закрытости», так как обладает индивидуальными характеристиками, исследовать которые также можно лишь путем использования целого набора методологического и методического инструментария.
Необходимо учитывать такие важные свойства системы как адаптивность к условиям меняющейся внешней среды, способы обработки информации, ее нормативные, политические, правовые и иные характеристики [13].
Использование системного подхода в процессе развитии региона будет малоэффективным, если будет взаимодействовать только экономический сектор. Развитие социальных коммуникаций является необходимым условием прогресса общественного регионального производства.
Рассматривая регион как подсистему национальной экономики, необходимо решение комплекса задач качественного использования ресурсов, развития социальной инфраструктуры и пространственной организации, обеспечивающих активное формирование ее конкурентных преимуществ. Для этого требуется формирование эффективной стратегии социально-экономического развития региона. Стратегия социально-экономического развития региона – это комплексная система направлений деятельности государственных органов, опирающаяся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи региона, а также нацеленная на обеспечение социально-экономического развития региона с учетом государственной политики РФ. Стратегическое управление регионами должно давать ориентиры для развития хозяйствующих субъектов, а также определять стратегические приоритеты для органов местного самоуправления [15, 110].
Задающее воздействие в системе управления социальной политикой региона формируется на основе общей цели функционирования этой системы. Главная цель управления — обеспечение устойчивого экономического развития и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения.
Цели социальной политики региона:
— создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни;
— саморазвитие территории на основе активного управления социально-экономическими процессами;
— составление сбалансированного бюджета;
— создание качественной городской среды для жизни населения;
— рост качества жизни на основе обеспечения эффективной занятости и создания надежной налоговой базы для регионального бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы;
— приоритетное развитие района и города, имеющего особое значение для экономики субъекта федерации или страны в целом, максимальное использование природно-климатических и ресурсных особенностей территорий;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы