Курсовая с практикой на тему Методы познавательного развития детей от года до трех
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста 5
1.2. Познавательное развитие в период раннего возраста 14
1.3. Методы и средства познавательного развития 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Анализ программы по разделу познавательного развития 26
2.2. Диагностика познавательного развития детей раннего возраста 31
2.3. Методические рекомендации по оптимизации познавательного развития детей раннего возраста 36
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса является одной из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогическая наука доказала необходимость теоретического развития этой проблемы и внедрения в нее учебной практики.
Очень важно развивать интерес к окружающему нас миру, работе и жизни людей. Интерес стимулирует поиск новых знаний, новых навыков, новых способов работы; это делает человека более активным, энергичным и стойким. Интерес помогает расширять и углублять знания, улучшать качество работы; это способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знаниям проявляется в стремлении осваивать новую информацию, в стремлении к самостоятельному поиску нового, необходимости решать вопросы, возникающие в процессе работы.
Наличие интереса к приобретению знаний и к трудовой деятельности имеет особое значение в наше время.
Когнитивный интерес — выборочная ориентация на познание предметов, явлений, событий мира, активацию психических процессов, деятельность человека, его когнитивные возможности. Это стремление к знаниям и самостоятельному творческому труду, которое сочетается с радостью познания и побуждает человека учиться как можно большему ранее неизвестному, понимать и усваивать.
В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для физического, психического, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенка не интересует окружающая жизнь, жизнь природы, людей. Он не будет накапливать яркие впечатления и информацию, которые послужат основой для дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и улучшения качества умственной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной было показано Л. С. Выготским. Он выявил движущие мотивы — потребности, интересы, мотивации ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.
Изучение особенностей, оптимальных условий, способов и средств обучения, развития и воспитания младших дошкольников для развития познавательной деятельности через реализацию взаимоотношений с игрой позволило сформулировать гипотезу исследования: использование комплексных занятий для развития познавательной деятельности, речевого и сенсорного воспитания позволит повысить уровень когнитивного развития детей.
Объект исследования: процесс познавательного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: методы познавательного развития детей раннего возраста.
Цель: изучить выявить методы, обеспечивающие эффективность познавательного развития детей раннего возраста
Задачи:
1. Рассмотреть особенности детей раннего возраста.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему познавательного развития детей раннего возраста.
3. Определить критерии оценки уровня познавательного развития детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение, педагогический эксперимент.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что ее данные могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений.
Гипотеза исследования: познавательной развитие детей раннего возраста будет проходить эффективно, если в занятиях использовать игры, демонстрации и т.д.
Заключение:
Интерес к познанию служит гарантией успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Когнитивный интерес охватывает все три функции учебного процесса, которые традиционно различаются в дидактике: обучение; разработки; познавательно.
Благодаря познавательному интересу и само знание, и процесс его приобретения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и важным фактором в обучении человека. Лучший способ развития личности, реальная гарантия высокого интеллекта — это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной деятельности, в желании использовать любую возможность, чтобы чему-то научиться.
Ребенок рождается с врожденной когнитивной ориентацией, которая помогает ему сначала адаптироваться к новым условиям жизни.
Достаточно быстро когнитивная направленность переходит в познавательную деятельность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Это проявляется в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений от мира. По мере роста и развития ребенка его познавательная деятельность больше склоняется к познавательной деятельности. В познавательной деятельности познавательные интересы развиваются и формируются.
Развитие познавательной деятельности является тем идеальным вариантом, когда ее формирование происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания объектов окружающего мира и логикой самоопределения человека в окружающей среде.
Когнитивную деятельность можно определить как изменяющуюся личностную черту, что означает глубокое убеждение ребенка в необходимости знания, творческое овладение системой знаний, что проявляется в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Познание, как вы знаете, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребенок усвоил чувственный опыт и освоил наиболее рациональные методы изучения предметов и их свойств.
С точки зрения психологов, все психические процессы являются особыми формами объективных действий. Каждое такое действие состоит из двух частей: ориентированной и исполнительной. Как подчеркнул А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк — умственное развитие — процесс отделения ориентированной части действия от самого действия и постоянного обогащения ориентированной части. Качественная характеристика эффективности действия зависит от того, как организована ориентация ребенка. Дошкольное детство — это период интенсивного развития целенаправленной деятельности. Посредством метода ориентированных действий ребенка становятся приобретенными различные стандарты. Прошедшие процессы освоения стандартов, разработка невозможна (Л.С. Выготский).
В курсовой работе проведено эмпирическое исследование развития познавательной сферы детей младшего возраста. Как показали результаты исследования, каждая из характеристик умственной деятельности дошкольников, опираясь на их физиологические особенности, показывает необходимость психологического развития ребенка, развития его психических процессов, поскольку познавательная деятельность возникает и осуществляется на их основе. Обучение детей третьего года жизни явно эффективно. Объективную или графическую визуализацию следует использовать в тесной комбинации с непосредственными действиями и речью всех вовлеченных детей. Дети в классе должны не только смотреть, слушать учителя, но и действовать под его контролем, говорить. В курсовой работе разработаны рекомендации по развитию познавательной активности детей младшего возраста.
Фрагмент текста работы:
В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Улучшается высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать 5 часов подряд), легко и быстро формируются условные связи, формируется вторая сигнальная система, развивается речь. [18, с.33]
К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, способности, навыки все еще находятся в зачаточном состоянии, поэтому они недостаточно стабильны. Кроме того, дети раннего возраста легко возбудимы и их трудно приспособить к любым изменениям условий жизни. Устойчивость организма ребенка к различным патогенным воздействиям все еще остается резко сниженной, поэтому в этом возрасте дети больше, чем дети первого года жизни, подвергаются острым заболеваниям.
На третьем году жизни ребенок замедляет интенсивность физического развития, столь характерную для первых двух лет. Работоспособность нервной системы повышается (продолжительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Идет дальнейшее развитие речевой, сенсорной, ориентационно-познавательной деятельности, совершенствуется движение. Курс развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого за два года. Более того, как отмечает Н.М.Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в психическом развитии связаны с развитием речи. Словарь быстро растет. Речь в этом возрасте становится основным средством общения как со взрослыми, так и друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма к вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей [25, с.26].
Описывая дошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: «Ребенок будет рожден, не имея возможности произнести ни единого артикуляционного звука. В первые месяцы улучшается артикуляционный аппарат, и с 7-8 месяцев, услышав звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторяющиеся слоги. В 1 год ребенок формирует первые 10-12 слов из этих слогов, а затем наступает период какого-то успокоения — медленного роста новых слов. В течение первой половины 2-го года происходит быстрое накопление понятых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество слов, которые он активно использует, существенно не увеличивается, к 1 году 5 месяцев у ребенка всего 30-40 слов, через 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит быстрый скачок (быстрый рост новых слов), к 2 годам активный словарь составляет от 300 до 400 слов. На 3-м году наблюдается дальнейший рост словаря (на 3 года — 1200-1300 слов), улучшение качества речи — произношение, построение, понимание. «Быстрые темпы морфофункционального развития всех органов и систем, неполный иммунитет способствуют тому, что дети в раннем возрасте болеют от самых незначительных нарушений в питании и в гигиеническом уходе. Острые заболевания могут привести к развитию хронических заболеваний, приводящих к отставанию в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми существует очень большая взаимозависимость и единство [18, с.27].
Что касается раннего возраста, то существуют конкретные и специфические задачи развития, которые становятся содержанием работы как психолога, так и учителя. Остановимся на них подробнее.