Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Методы обследования и коррекции заикания у школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы заикания у школьников и ее преодоления 5

1.1. Общие сведения о заикании как о нарушении плавности речи 5

1.2. Особенности темпо-ритмической организации речи при заикании 7

1.3 Анализ речевых (судорожных) и неречевых (психофизических) проявлений в структуре заикания у школьников 9

1.4 Устранение заикания у школьников в рамках различных систем реабилитации 12

Глава 2. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики школьников с заиканием 17

2.1 Методы логопедической диагностики и речевого статуса школьников с заиканием 17

2.2 Методы диагностики физического статуса школьников с заиканием 23

2.3 Методы диагностики коммуникативно-психологического статуса школьников с заиканием 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.

На наш взгляд, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей и диагностика заикания у детей школьного возраста.

Предмет исследования – диагностика нарушения заикания.

Объектом исследования выступают дети школьного возраста с заиканием.

Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил в качестве гипотезы выдвинуть предположение о том, что для детей школьного возраста с заиканием характерны такие особенности речи, как интонационная невыразительность, монотонность, нарушение темпа и ритма речи, недостаточная модуляция по высоте и силе.

Для достижения цели нашего исследования, нами были поставлены следующие задачи:

— изучить сведения о заикании как о нарушении плавности речи;

— изучить особенности темпо-ритмической организации речи при заикании;

— выполнить анализ речевых (судорожных) и неречевых (психофизических) проявлений в структуре заикания у школьников;

— описать методы устранения заикания у школьников в рамках различных систем реабилитации;

— изучить теоретические основы психолого-педагогической .

Использованы методы: теоретический анализ научной литературы, диагностики, наблюдение.

Логическая структура исследования обусловлена его целью и задачами, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема заикания актуальна в наше время, оно широко распространяется и вылечить, данное нарушение требует больших усилий и внимания со стороны педагогов, и так же со стороны родителей. Оно трудно устранимо, верный ход и воспитание дошкольников может снизиться и затормозиться, дошкольнику трудно общаться с коллективом. Заикающиеся дети комплексуют из-за своего дефекта, поэтому им стоит уделять достаточно большое внимание. Чтобы начинать борьбу с данным недугом, стоит хорошо разобраться в проблеме заикания, изучить литературу, собрать необходимые методики, и без замедления устранять нарушение.

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается в некоторых словах, и звуков. Учеными были выявлены две формы заикания: невротическая и неврозоподная. Так же можно выделить три степени заикания:

— легкая – заикание в состоянии возбуждения человека, хочется быстро высказаться, из за этого могут возникнуть проблемы. В данном случае можно легко преодолеть заболевание;

— средняя – в спокойном состоянии говорят обычно почти не заикаются; когда происходит возбуждение, то заикание проявляется в полной его мере;

— тяжелая – заикаются всегда, только начав говорить, при этом заикание сопутствует движения.

Диагностика детского заикания требует комплексного подхода. Ребенка в обязательном порядке осматривают и тестируют логопед, педиатр, невролог, нейропсихолог. Врачам важно знать всю историю развития малыша, начиная с течения беременности, уточнить обстановку в семье, наличие стрессовых факторов и других возможных причин формирования нарушения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.2. Особенности темпо-ритмической организации речи при заикании

Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, медленный, прерывистый [5]. Нарушения темпо — ритмической стороны речи могут быть не судорожного характера (брадилалия, тахилалия) и судорожного характера (заикание).

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомо комплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.

С нейролингвистической точки зрения заикание – это результат дискоординаций в работе:

а) нервных структур, управляющих речевым актом;

б) исполнительных органов речевого аппарата, осуществляющих ритмико- мелодическую, ритмико- пластическую сторону речи. Дискоординация мозговых структур проявляется в полушарном конфликте. Определение заикания как нарушение плавности и слитности речи предполагает и неполноценность речевого ритма.

Речевым ритмом следует считать равномерное чередование речевых единиц, расстояние между которыми одинаково, и отмечено паузой [9].

Ритм речи является одним из наименее изученных феноменов. В любом высказывании представлены речевые единицы разного порядка: слоги, слова, синтагмы, фразы. Каждый класс входящих в высказывание речевых единиц (слог, слово, синтагма, фраза, текст) имеет свои ритмические особенности.

Начальный уровень – послоговой ритм, является итеративным, т. е. равномерно повторяющимся. Он осуществляется преимущественно за счет подкорковых структур (экстрапирамидных отделов) и совпадает сердцебиением, дыханием, шагом и т. д. Послоговой ритм «вплетается» внутрь словесного. Пословный ритм проявляется в выделении голосом ударного центра слова, реализуется через восходящие или нисходящие голосовые модуляции.

Пословный ритм обеспечивает интонационно- мелодическую выразительность речи, реализуется преимущественно височными отделами правого полушария коры головного мозга, которые наряду с дифференциацией природных и предметных звуков обеспечивают развитие импрессивного и экспрессивного музыкального слуха. Именно с музыкальным слухом связана способность к мелодическому оформлению фразы, выделению в ней речевых тактов, использование пауз и т. д. Таким образом «качество» функционирования подкорковых структур лежит в основе функции словесного речевого ритма, реализуемого коры головного мозга. При заикании первично нарушается подкорковый уровень послогового ритма, с чем и связаны трудности темпо-ритмической организации речи. Вторично страдает ее интонационно-мелодическое оформление.

Современные тенденции в специальной педагогике характеризуются ранним коррекционным воздействием на процесс развития аномального ребёнка с тем, чтобы к моменту школьного обучения оно отвечало целям и задачам образовательного учреждения. В силу этого проблема темпо – ритмических нарушений при заикании должна решаться не только как задача, направленная на восстановление функций речи, но и как обще развивающая и коррекционная, способствующая общению, освоению ребёнком различных способов коммуникации и видов деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы