Курсовая с практикой на тему Методы научного исследования в теории и методике физического воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4
1.1. Общие основы и направления научных исследований в сфере физического воспитания 4
1.2 Общая характеристика и классификация методов научного исследования в теории и методике физического воспитания 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 16
2.1. Специфика применения педагогического эксперимента в научных исследованиях в области теории и методик физического воспитания 16
2.2 Информационное сопровождение как элемент метода научного исследования в теории и методике физического воспитания 24
2.3 Педагогическое наблюдение как метод научного исследования в теории и методике физического воспитания 27
2.4 Применение методов математической статистики в теории и методике физического воспитания 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Вопрос физического воспитания и приобщения к физической культуре различных категорий населения, начиная от дошкольников и заканчивая пожилыми гражданами, является весьма актуальным сегодня. Физическая подготовка является необходимым компонентом профессиональной готовности к выполнению трудовых обязанностей в ряде профессия, например, военнослужащий, сотрудник полиции, МЧС. Физическая культура, фитнес, спорт становятся все более популярными среди населения. Можно говорить о том, то в настоящее время приверженность к определенному виду физической активности считается не только необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья, но и определенной модной тенденцией.
С этой точки зрения возрастает необходимость в специалистах соответствующего профиля. Необходимо отметить, что любая деятельность в сфере физического воспитания и физической культуры должна иметь под собой четкие научные основания. В первую очередь тренер и инструктор п физической культуре должен понимать закономерности функционирования организма, воздействие и возможные последствия физической нагрузки на того или иного человека, закономерности формирования физических навыков и др. В этой связи повышается необходимость проведения современных, достоверных и надежных научных исследований в области физического воспитания.
Важным аспектом любого научного исследования и, в частности, научного исследования в сфере физического воспитания, является метод исследования, который применяет ученый. Под методом исследования в данном случае понимается определенный путь, способ получения знания. Адекватно и грамотно подобранный метод исследования является одним из факторов надежности и достоверности полученного научного знания.
Изучением методов исследования в теории физического воспитания занимались такие учёные как: Лесгафт П.Ф., Ашмарин Б.А., Донской Д.Д., Матвеев Л.П., Новиков А.Д. и др.
Цель исследования: изучить особенности методов научного исследования в теории и методике физического воспитания.
Объект: методы научного исследования.
Предмет: специфика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общие основы проведения научных исследований в теории и методике физического воспитания;
2. Изучить общие закономерности применения методов научного исследования в теории и методике физического воспитания;
3. Проанализировать специфику применения конкретных методов научного исследования в теории и методике физического воспитания.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Выбор методов исследования детерминируется конкретными задачами научного исследования. Проанализированные группы методов непосредственно соотносятся между собой. Данные методы нельзя применять автономно, независимо друг от друга. Например, недопустимо применение методов организации учебно-воспитательной деятельности, предварительно не проанализировав данные о том, что уже существует есть в практике и теории физического воспитания, т.е. не использовав методы анализа документации и архивных данных.
Полученная посредством сбора текущей информации фактический материал не может быть достоверным без применения методов математической статистики. Соответственно, методы математической обработки обслуживают методы сбора текущей информации и некоторые методы получения ретроспективной информации; методы сбора текущей и ретроспективной информации обслуживают методы организации учебно — воспитательной работы. Таким образом, для каждого педагогического исследования основными можно считать методы организации учебно-воспитательной деятельности, все же остальные выполняют служебную функцию. Однако следует отметить, что в определенных ситуациях научное исследование может быть проведено без использования методов организации учебно-воспитательной деятельности, но в данной ситуации подобное исследование может рассматриваться, как историко-социологическое исследование, а не педагогическое.
Педагогический эксперимент содержит в своей структуре: экспериментальный метод организации учебно-воспитательной деятельности, один или несколько методов сбора текущей информации и метод математической обработки. Педагогическое наблюдение содержит в себе индивидуальную технологию организации, один или несколько методов сбора текущей информации (и обязательно педагогический анализ и оценку), иногда — метод математической обработки.
Решение определенных вопросов физического воспитания предполагает применение в системе с педагогическими методами методов психологического и биомеханического анализа, а также физиологических методов (например, при изучении познавательной активности учеников на уроках, при изучении техники физического упражнения, при разработке методик развития физических способностей.).
Следует отметить также, что в настоящее время происходит появление некоторых инновационных направлений в развитии методов научного исследования, в том числе и в сфере теории и методики физического воспитания. Например, это касается методов использования электронных средств и возможностей сети Интернет для фиксации и литературного изложения результатов научных исследования, которое, как было установлено при анализе научной литературы, является конечным и обязательным этапом проведения научного исследования.
Грамотный, целесообразный и осознанный подход к выбору методов исследования в теории и методике физического воспитания выступает одним из значимых факторов достоверности, надежности и валидности научного исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Общие основы и направления научных исследований в сфере физического воспитания
Научное исследование – это процесс теоретико-экспериментальной разработки определенного нового вопроса, реализованный с применением соответствующих методов научных испытаний при соблюдении параметров эффективности, подтверждающих доказательность полученных данных. Соответственно любое научное исследование может быть рассмотрено с позиции двух главных критериев: во-первых, новизна изучаемой проблемы и полученных в результате выводов либо получение новой информации об уже исследованной проблеме, которая позволяет рассматривать и интерпретировать данный феномен с другой позиции; во-вторых, доказательность полученных выводов и выдвигаемых исследователем теоретических положений, выносимых на защиту.
Направление следует интерпретировать как сферу исследовательской деятельности, совокупность научно-практических интересов специалистов физического воспитания и физической подготовки. В своем множестве направления затрагивают широкий круг проблем, обоснованных требованиями научно-технического прогресса и практики физического воспитания и физической подготовки. Направления научно-исследовательской деятельности непосредственно соотносятся со всеми структурными элементами системы физической культуры: физическим воспитанием, спортом, физической подготовкой, физической рекреацией, физической (двигательной) реабилитацией, оздоровительной и адаптивной физической культурой. В каждой из обозначенных форм физкультурно-спортивной деятельности направлением научных исследований может стать совершенствование системы управления: в спорте; в физической подготовке; в структуре подготовки физкультурных кадров; в вопросах определения технологий наиболее продуктивного применения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; в увеличении продуктивности планирования; в последующей научной разработке системы контроля, в том числе оценке совершенствования организационной структуры управления государственными и общественными физкультурно-спортивными организациями и объединениями; в оптимизации профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта.
Значимыми направлениями исследования в сфере теории и методики физического воспитания выступают поиск эффективных стратегий увеличения спортивной и профессиональной работоспособности разнообразных представителей населения, укрепления их здоровья, приобщения к здоровому образу жизни; развития у субъектов с ограниченными возможностями характеристик и способностей, дающих возможность в определенной степени компенсировать нарушенные функции за счет реализации специально организованных занятий физическими упражнениями. Большое количество исследований направлено на создание средств и приемов формирования физических качеств, двигательного потенциала, воспитания нравственных и морально-волевых свойств, психических особенностей личности. Множество различных направлений нацелены на изучение возможностей развития средств, методов, организационных форм в системе спортивной тренировки и подготовки спортсменов различных возрастов в различных видах спорта.
Научное исследование, которое проводится в области физического воспитания, хотя и имеет некоторый специфические характеристики, должно соответствовать общим требованиям к проведению научных исследований. Смысл реализации научного исследования в области физического воспитания состоит в том, что сформулировать научно обоснованный ответ в отношении той или иной проблемы теории физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной или адаптивной физической культуры, который ранее был изучен только с одной точки зрения либо вообще не исследовался. Параллельно научное исследование призвано, обычно, решать определенную задачу, которая дает возможность улучшать практику физического воспитания.