Коррекционная педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методы музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития 6

1.1. Понятие «задержка психического развития». Причины задержки психического развития (ЗПР) 6

1.2. Характеристика детей с задержкой психического развития 11

Глава 1. Методические особенности музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования 16

2.1. Особенности музыкальных способностей детей с задержкой психического развития 16

2.2. Использование музыкально-игровых методов для развития младших школьников с задержкой психического развития 21

Заключение 32

Список литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования видится в том, что музыка всегда занимала и сейчас занимает очень важное место в системе гуманистического воспитания. Музыка обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом. Музыка несомненно имеет огромный потенциал в коррекционном обучении и воспитании детей, а тем более, детей, имеющих проблемы в развитии.

Наряду с другими видами искусства музыкотерапия и ее своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа. Через музыкотерапию ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Музыкальная деятельность формирует у детей практические умения в музыкальном искусстве, обеспечивая одновременно развитие коммуникативных основ, способствует развитию культуры.

Посредством музыкально-коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования, у них формируются нравственно-эстетические ценности, выражающиеся в их отношении к природе, людям в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания. Посредством музыкально-коррекционной работы с детьми происходит превращение общечеловеческих ценностей в личностные, выступая ключевым моментом, определяющим значение музыкотерапии в воспитании школьника.

С целью музыкально-коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования педагоги применяют такие пособия, как музыкальные игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Дело в том, что форма игры очень удобна для восприятия ребенка младшего школьного возраста в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования. Соответственно, необходимо, чтобы музыкальные игры были как можно более продуктивные.

Коррекционно-образовательный процесс должен быть нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Еще у Л.С. Выготского [5] и С.Л. Рубинштейна [24] личность рассматривалась как субъект деятельности, который формируется в общении с другими людьми.

Психолого-педагогический аспект воздействия музыки на детей с проблемами в развитии связан, прежде всего, с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально-личностной сфер, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. Влияние музыкотерапии на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирования произвольности подтверждается исследованиями С. Миловской [17, с. 5], Е. Медведевой [18, с. 23].

Объект исследования – музыкальное развитие младших школьников в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования.

Предмет исследования – особенности применения методов музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования.

Цель курсовой работы – изучить и показать особенности применения методов музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «задержка психического развития». причины задержки психического развития (ЗПР);

2. Дать характеристику детей с задержкой психического развития;

3. Изучить особенности музыкальных способностей детей с задержкой психического развития;

4. Проанализировать методические особенности использования музыкально-игровых методов для развития младших школьников с задержкой психического развития.

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по педагогике, психологии; моделирование, системный подход, обобщение опыта музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования.

Исследованиям в области музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования особое внимание уделяли такие педагоги и психологи, как: Воробьева Д., Выготский, Л.С., Гогоберидзе А.Г., Зацепина М.Б., Зимина А., Кулешова С. А., Лазарев, М. Л., Малахова Л.Н., Радынова О.П., Рокитянская Т. А., Тарасова К.В., Теплов Б., Фролова Ю. и другие.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов исследования в повышении методологической эффективности музыкально-коррекционной работы с младшими школьниками в классах компенсирующего и коррекционного развивающего образования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. При ЗПР компенсация и купирование нарушений возможны только при специальном обучении и воспитании.

Задержка психического развития может быть диагностирована только в результате комплексного обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. жизнь, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинских карт ребенка. Обязательны беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

Причин задержки умственного развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причиной ЗПР являются врожденные патологии головного мозга, которые определяются с помощью различных обследований (например, нейросонографии).

К социальным факторам ЗПР относятся неадекватные условия воспитания детей. Таким детям часто не хватает родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть асоциальными, неблагополучными, или эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжелый след в психике ребенка и нередко сказывается на его психическом здоровье в будущем.

К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелое течение беременности матери или перенесенные в раннем детстве заболевания, повлиявшие на нормальное развитие головного мозга. В этом случае психическое здоровье ребенка страдает из-за поражения головного мозга. На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК делают заключение о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

Согласно актуальным законодательным нормам, для обучения детей с ОВЗ образовательная организация обязана обеспечить создание специальных условий с учетом психофизического состояния воспитанников. Одним из таких условий является разработка специальных программ, методических рекомендаций, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию ребенка младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.

Музыкальное воспитание, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ЗПР и предполагает коррекционную направленность, поскольку решает задачи не только музыкального развития такого ребенка, но коррекции, компенсации, имеющихся у него отклонений в развитии средствами музыки. Музыкальное развитие детей задержкой психического развития имеет некоторые особенности, что обусловлено имеющимся расстройством. Эти особенности должны быть учтены в коррекционной работе с детьми, имеющими специфические образовательные потребности. В процессе музыкального воспитания, осуществляется коррекция отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, моторной сферах. Музыка оказывает влияние на развитие сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), певческой и речевой деятельности.

В данных рекомендациях описаны не все методы коррекции музыкального развития детей с задержкой психического развития. Каждый музыкальный руководитель сам планирует и готовит, подбирает наиболее эффективные методы работы с детьми с задержкой психического развития. Важно помнить следующее – опыт работы убедительно доказывает, что стабильность результатов достигается только при наличии единого коррекционно-воспитательного пространства и систематической работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития

1.1. Понятие «задержка психического развития». Причины задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Термин ЗПР был предложен врачом-психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Она широко использовалась в профессиональной литературе и психолого-педагогической практике вплоть до 1990-х годов прошлого века. Затем было признано, что этот термин является слишком обобщенным и устаревшим, поэтому в 1997 году умственная отсталость перестала быть медицинским диагнозом. Но сам термин не теряет своей актуальности, употребляясь уже не в контексте диагноза, а как педагогическая характеристика развития ребенка [2].

Группа детей с задержкой психического развития весьма неоднородна. На сегодняшний день в психологии есть несколько вариантов классификации ЗПР, но в большинстве случаев используется классификация по К. С. Лебединской – это детский психиатр и дефектолог. Классификация была принята в 1982 году [16, с. 71].

Выделяют несколько видов:

1. Конституционная. Обусловлена замедлением процесса созревания центральной нервной системы. В данном случае игровая деятельность преобладает над познавательной. Проще говоря, ребенок ведет себя не в соответствии со своей возрастной группой (как меньший по возрасту). Дети невнимательны, у них недостаточный объем памяти.

2. Соматогенная. Возникает на фоне перенесенных в первые годы жизни заболеваний, которые приводят к недостаточному развитию ЦНС. Как правило, такие дети длительное время пребывают в больницах, что дополнительно приводит к проблемам коммуникации с другими детьми. Среди признаков – пугливость, низкая работоспособность, астения, недостаточной объем памяти, заторможенность или гиперактивность.

3. Психогенная. Развивается на фоне негативных условий в семье, в которых ребенок пребывает с самого детства (частые и необоснованные наказания, гипер- и гипоопека).

4. Церебрально-органическая. ЗПР данного вида встречается чаще всего. Для нее характерно первичное органическое поражение мозга. У таких детей наблюдается отсутствие живых эмоций, скудность воображения, расторможенность и другие нарушения [13, с. 62].

Проблемы со здоровьем и образ жизни матери во время вынашивания плода чаще всего провоцируют ЗПР у ребенка.

К негативным факторам относят:

— Перенесенные инфекции. Например, токсоплазмоз или краснуха.

— Хронические заболевания. Такие, как патологии щитовидной железы, порок сердца, диабет и прочее.

— Употребление алкоголя и наркотических веществ. В особенности – передозировки.

— Перенесенные матерью стресс и депрессия.

— Лишний вес беременной.

— Генетическая предрасположенность. Если хотя бы одному из родителей в детстве ставили данный диагноз, высока вероятность того, что сработает наследственный фактор.

— Вредное облучение.

— Родовые травмы.

Заболевание также может возникать из-за некоторых сложностей при родах и вынашивании ребенка:

— Рождение раньше срока.

— Удушение младенца. Часто это происходит из-за обвития шеи пуповиной.

— Непрофессионализм медицинских работников. Например, применение излишней силы при изымании малыша из лона матери.

— Многоплодие.

— Внутричерепные травмы, вызванные падением беременной, нарушением техники родов.

Правильно выносить и родить ребенка – не значит обеспечить ему здоровое будущее. Главными аспектами являются воспитание и забота о психологическом состоянии малыша.

ЗПР могут вызывать:

1. Проживание в неблагополучной семье. Наиболее сильные факторы – отсутствие внимания, гиперопека, депривация или проявления излишней жестокости.

2. Дефицит общения. Недостаток контакта с детьми и взрослыми часто приводит к социальной инвалидности.

3. Любое нервное отклонение.

4. Низкий уровень интеллекта близких родственников.

5. Отсутствие помощи в развитии [12, с. 31].

Среди социальных факторов следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общаться с другими людьми (например, по причине инвалидности), авторитарное воспитание (беспрекословное подчинение). Средовые факторы вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций [29].

Самостоятельно обозначить конкретную причину сложно, но это необходимо для назначения правильного лечения.

Рассмотрим особенности предпосылок по возрастам.

В возрасте 3-5 лет ребенок может столкнуться с различными факторами, влияющими на развитие болезни. К ним относятся:

1) перенесенные инфекции;

2) генетические нарушения слуха или зрения;

3) различные травмы головы;

4) астенический синдром;

5) интоксикация организма;

6) нервный сбой;

7) нарушения работы сердца;

8) отравление ртутными парами или свинцом [10].

Распознать возникновение ЗПР можно по следующим особенностям поведения ребенка:

— 3 года. Малыш проглатывает большое количество звуков, разговаривает быстро и невнятно. Не может сконцентрироваться на поставленной задаче, обладает гиперактивностью или, наоборот, заторможенностью действий. Имеет слабовыраженный интерес к людям и окружающему миру или проявляет агрессивность.

— 4 года. Ребенок с ЗПР 4-5 лет отличается эмоциональной нестабильностью. Он проявляет агрессивность, излишне чувствителен. Неохотно контактирует с окружающими. Не понимает правил простых детских игр.

— 5 лет. Не обладает бытовыми навыками. Не может без помощи взрослых вымыть руки или одеться. Замкнут, не хочет общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, как следствие – избегает социальных мероприятий. Проявляет излишнюю агрессию, обладает эмоциональной нестабильностью. Имеет сложности с речевой функцией и памятью.

Если ребенок уже школьник, его поведение будет не сильно отличаться от дошкольного возраста – он станет отставать от своих сверстников по развитию.

Таким образом, вызвано ЗПР у детей может быть большим количеством причин (в том числе выраженными врожденными синдромами), а симптомы умственной отсталости проявляются не только в снижении когнитивных способностей, но и в других физических и психических отклонениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы