Курсовая с практикой на тему Методы изучения характера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы характера и его методов его изучения 5
1.1. Сущность понятия «характер» 5
1.2. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 10
1.3. Основные методы изучения характера 14
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей характера младшего школьника 18
2.1. Основные пути воспитания характера у детей младшего школьного возраста 18
2.2. Диагностика особенностей характера в младшем школьном возрасте 26
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Введение:
Актуальность работы. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.
Проблема характера – одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Исследователи отмечают, что своеобразные черты характера человека могут при определенных условиях затруднять его отношения с окружающими. У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Aкцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума. Психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера.
Объект исследования – процесс изучения характера.
Предмет исследования – дети младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучить основные методы изучения характера.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «характер»;
2. рассмотреть психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
3. изучить основные методы изучения характера;
4. проанализировать основные пути воспитания характера у детей младшего школьного возраста;
5. провести диагностику особенностей характера в младшем школьном возрасте.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Это психологический склад личности, определяющий линию поведения человека и его поступки и выражающийся в его отношении к окружающему миру, к труду, к другим людям и к самому себе. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.
Таким образом, обработав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что каждый ученик имеет свои особенности характера.
В структуре личности, характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.
Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы характера и его методов его изучения
1.1. Сущность понятия «характер»
Традиционное описание любого явления в дискурсе современной психологической науки следует начинать с его сущностной характеристики, места и значения в структуре индивидуальности.
Изучение характера, как фундаментальной основы индивидуальности человека, является актуальной темой в отечественных и зарубежных исследованиях, при этом особую проблему составляет выделение типов характера на основе комбинации его отдельных черт и возможность их классификации.
Современные исследователи отмечают, что понятие «характер» сегодня одно из самых востребованных и противоречивых в психологии. Оно применяется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности: повторяющихся привычек, жизненного уклада, побуждений, пристрастий, а также для обозначения конституциональных и иных внешних отличительных признаков индивида, поведения, особенностей речи.
Когда речь идет о характере, зачастую подразумевается под этим такую совокупность качеств и свойств личности, накладывающие конкретную печать на все ее деяния и проявления.
Черты характера составляют те существенные свойства индивида, которые определяют образ жизни, образ поведения.
Характер понимают как:
систему устойчивых способов и мотивов поведения, которые образуют поведенческий тип личности;
меру уравновешенности внешнего и внутреннего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
отчетливо выраженную определенность типичного поведения каждого человека .
Таким образом, характер определяется как макрохарактеристика личности и отражает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в определенных поведенческих паттернах.
Справедливо было бы говорить о том, что, с одной стороны, формирование характера тесно связано с биологическими особенностями человека и фактически основано на темпераменте.
С другой стороны, характер формируется в процессе вхождения индивида в социокультурную среду и связан непосредственно со сферой отношений и деятельностью человека.
Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенное воздействие на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.
П. Ф. Каптерев выделяет несколько категорий факторов, которые формируют характер:
личный фактор (самосовершенствование, саморазвитие, самовоспитание личности, т. е. когда индивид – это автор самого себя);
культурные (влияние профессии, школы, семьи, социума, уровня общественного развития и государственного строя);
естественные (пол, особенности строения тела, темперамент и др., т. е. все те, которые даны индивиду природой и почти не подвергаются изменениям).
Проанализировав все факторы, оказывающие влияние на развитие характера человека, важно помнить, что большую роль они играют в детском, подростковом и юношеском возрастах. А конкретно в детском возрасте, как утверждал П. Ф. Лесгафт, на развитие характера личности имеют влияние:
душевное волнение, которые он переживает;
все те ощущения, испытываемые ребенком;
вид деятельности, выполняемый им (ключевую роль играет труд, как более последовательная и серьезная работа);
люди, его окружающие.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. Черты темперамента в характере находятся в преобразованном виде. Они приняты и поняты или не приняты индивидом .
Темперамент – это динамическая сторона характера, однако в отличие от темперамента характер в большей мере обуславливается социальными факторами. Потому характер оказывает большое давление на проявление темперамента.
С одной стороны, тактичными, доброжелательными, добрыми, правдивыми, злыми, лживыми, грубыми, бывают люди с любым темпераментом, а с иной – при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а иные медленнее и сложнее, и требуют больших затрат.
К примеру, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, однако сложнее – дисциплинированность. Но это не служит оправданием негативных черт характера .
Социальная среда – одно из главных условий формирования характера и его развития человека. Характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.