Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Методы изучения характера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы характера и его методов его изучения 5

1.1. Сущность понятия «характер» 5

1.2. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 10

1.3. Основные методы изучения характера 14

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей характера младшего школьника 18

2.1. Основные пути воспитания характера у детей младшего школьного возраста 18

2.2. Диагностика особенностей характера в младшем школьном возрасте 26

Заключение 33

Список используемой литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность работы. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.

Проблема характера – одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Исследователи отмечают, что своеобразные черты характера человека могут при определенных условиях затруднять его отношения с окружающими. У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Aкцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума. Психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера.

Объект исследования – процесс изучения характера.

Предмет исследования – дети младшего школьного возраста.

Цель исследования – изучить основные методы изучения характера.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность понятия «характер»;

2. рассмотреть психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

3. изучить основные методы изучения характера;

4. проанализировать основные пути воспитания характера у детей младшего школьного возраста;

5. провести диагностику особенностей характера в младшем школьном возрасте.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Это психологический склад личности, определяющий линию поведения человека и его поступки и выражающийся в его отношении к окружающему миру, к труду, к другим людям и к самому себе. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.

Таким образом, обработав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что каждый ученик имеет свои особенности характера.

В структуре личности, характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.

Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы характера и его методов его изучения

1.1. Сущность понятия «характер»

Традиционное описание любого явления в дискурсе современной психологической науки следует начинать с его сущностной характеристики, места и значения в структуре индивидуальности.

Изучение характера, как фундаментальной основы индивидуальности человека, является актуальной темой в отечественных и зарубежных исследованиях, при этом особую проблему составляет выделение типов характера на основе комбинации его отдельных черт и возможность их классификации.

Современные исследователи отмечают, что понятие «характер» сегодня одно из самых востребованных и противоречивых в психологии. Оно применяется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности: повторяющихся привычек, жизненного уклада, побуждений, пристрастий, а также для обозначения конституциональных и иных внешних отличительных признаков индивида, поведения, особенностей речи.

Когда речь идет о характере, зачастую подразумевается под этим такую совокупность качеств и свойств личности, накладывающие конкретную печать на все ее деяния и проявления.

Черты характера составляют те существенные свойства индивида, которые определяют образ жизни, образ поведения.

Характер понимают как:

 систему устойчивых способов и мотивов поведения, которые образуют поведенческий тип личности;

 меру уравновешенности внешнего и внутреннего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

 отчетливо выраженную определенность типичного поведения каждого человека .

Таким образом, характер определяется как макрохарактеристика личности и отражает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в определенных поведенческих паттернах.

Справедливо было бы говорить о том, что, с одной стороны, формирование характера тесно связано с биологическими особенностями человека и фактически основано на темпераменте.

С другой стороны, характер формируется в процессе вхождения индивида в социокультурную среду и связан непосредственно со сферой отношений и деятельностью человека.

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенное воздействие на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

П. Ф. Каптерев выделяет несколько категорий факторов, которые формируют характер:

 личный фактор (самосовершенствование, саморазвитие, самовоспитание личности, т. е. когда индивид – это автор самого себя);

 культурные (влияние профессии, школы, семьи, социума, уровня общественного развития и государственного строя);

 естественные (пол, особенности строения тела, темперамент и др., т. е. все те, которые даны индивиду природой и почти не подвергаются изменениям).

Проанализировав все факторы, оказывающие влияние на развитие характера человека, важно помнить, что большую роль они играют в детском, подростковом и юношеском возрастах. А конкретно в детском возрасте, как утверждал П. Ф. Лесгафт, на развитие характера личности имеют влияние:

 душевное волнение, которые он переживает;

 все те ощущения, испытываемые ребенком;

 вид деятельности, выполняемый им (ключевую роль играет труд, как более последовательная и серьезная работа);

 люди, его окружающие.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. Черты темперамента в характере находятся в преобразованном виде. Они приняты и поняты или не приняты индивидом .

Темперамент – это динамическая сторона характера, однако в отличие от темперамента характер в большей мере обуславливается социальными факторами. Потому характер оказывает большое давление на проявление темперамента.

С одной стороны, тактичными, доброжелательными, добрыми, правдивыми, злыми, лживыми, грубыми, бывают люди с любым темпераментом, а с иной – при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а иные медленнее и сложнее, и требуют больших затрат.

К примеру, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, однако сложнее – дисциплинированность. Но это не служит оправданием негативных черт характера .

Социальная среда – одно из главных условий формирования характера и его развития человека. Характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы