Психоанализ Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методы исследования темперамента (аппаратурные, бланковые)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2
1.1.
Темперамент в структуре индивидуально-типологических особенностей личности.
Характеристика типов темперамента. 4
1.2. Анализ
отечественных и зарубежных представлений о темпераменте. 8
1.3. Методы исследования
темперамента в психологии. 14
1.4.
Аппаратурные и бланковые методы исследования темперамента. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

  

Введение:

 

Личность человека
обладает присущим только ей набором психологических черт и особенностей,
составляющих ее индивидуальность, которая проявляется в чертах характера, темперамента,
детерминирующих интегральную характеристику индивидуальности.

В настоящее время вопросы
изучения темперамента являются особенно актуальными. Темперамент является динамической характеристикой всех действенных
проявлений личности, свойства темперамента составляют основу свойств характера,
не предопределяя их. Сходные свойства темперамента могут послужить источником
возникновения различных характерологических свойств, с опорой на базовые
личностные свойства.

Темперамент можно
определить как совокупность индивидуальных особенностей и свойств человека,
характеризующих динамические особенности протекания психических процессов, и
проявляющихся в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности,
уравновешенности, быстроте протекания психической деятельности. Сила,
подвижность, уравновешенность процессов торможения и возбуждения обусловливают
типы высшей нервной деятельности. Ярко выраженную медлительность или
подвижность можно рассматривать в сопоставлении с индивидуально-типологическими
особенностями темперамента.

В настоящее время
существует множество исследований, посвященных выявлению
индивидуально-типологических характеристик личности, однако, выявляется
недостаточная разработанность исследований, посвященных изучению методов
темперамента ввиду сложности описания черт и свойств, присущих каждому типу. К настоящему времени дифференциальная психофизиология
распо­лагает большим арсеналом методических средств диагностики и для изучения
темперамента может применяться весь комплекс методов психологического
исследования. Помимо бланковых методов, широко используются комплексные,
полифункциональные исследования, включающие применение ряда измерительных
приемов, позволяющих отслеживать показатели свойств темперамента и
регистрировать разные реакции.

Среди психологических
теорий темперамента можно выделить теорию В. Вундта, в рамках
характерологического подхода — теорию Г.Ю. Айзенка; в рамках регулятивной
теории — концепцию Я. Стреляу и т.д.

Объект исследования: темперамент в структуре личности.

Предмет исследования: методы исследования темперамента.

Цель исследования: изучить основные методы
исследования темперамента.

Задачи:

1. Рассмотреть
темперамент в структуре индивидуально-типологических особенностей личности.

2. Дать
характеристику современным отечественным и зарубежным представлениям о
темпераменте.

3. Описать
основные методы исследования темперамента в психологии.

4. Проанализировать
особенности применения аппаратурных и бланковых методов исследования
темперамента.

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы: анализ,
синтез, обобщение научно-методической литературы по проблеме
исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех
глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы позволил
достичь цели исследования и решить поставленные задачи. Обобщим выводы,
полученные по ходу исследования. Личность человека
обладает присущим только ей набором психологических черт и особенностей,
составляющих ее индивидуальность, которая, в свою очередь, проявляется в чертах
темперамента, характера, т.д. Черты темперамента и характера в совокупности
составляют единую систему, детерминирующую интегральную характеристику
индивидуальности человека.

Феноменология характера
раскрывает его рассмотрение как психосоматических свойств индивида; как
продукта средового воздействия (Д. Дидро, К.А. Гельвеций); как психической
индивидуальности — конституциональный подход (Э. Кречмер, У Шелдон),
психоаналитический (З. Фрейд и др.), идеологический (Э. Шпрангер, А. Робэк);
как идентификация с личностью (Р. Оуэн, Т. Рибо и др.); как индивидуальный
психический склад (Н.Д. Левитов); как направленность и способ действия (А.Ф.
Лазурский, Б.Г. Ананьев); как предпосылка реального поведения (С.Л. Рубинштейн)
и т.д.

Темпераментом обозначают
совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания
психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение,
прекращение и изменение. Темперамент — это индивидуальные особенности человека,
проявляющиеся в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности,
уравновешенности, быстроте протекания психической деятельности.

К общенаучным эмпирическим методам исследования темперамента в психологии
относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

Метод наблюдения – является самым оптимальным и доступным способом
получения знаний. В психологии
существуют такие виды наблюдения, как срез (кратковременное наблюдение);
лонгитюдное (продолжительное наблюдение), выборочное и сплошное; включенное
наблюдение.

Эксперимент позволяет
воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым
выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями
внешних условий.

Метод беседы предусматривает прямое или косвенное,
устное или письменное получение от изучаемого
сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему
психологические явления. Существуют такие ее виды: непринужденная беседа,
интервью, вопросники и психологические анкеты.

Помимо этого в психологии широко применяются
такие вспомогательные методы, как анализ результатов деятельности, метод
интервью, биографический метод, метод анамнеза, метод анкетирования, архивный
метод, контент-анализ. Существуют также группа организационных методов
(сравнительный, лонгитюдный), обсервационных (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальных
(лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностических (тесты,
анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрических (приемы анализа
процессов и продуктов деятельности) методов.

Аппаратурные методики являются надежным и точным
способом измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, наиболее од­нозначны
и большая часть таких методик считается основными рефе­рентными приемами
определения СНС. Применение аппаратурных методик вызывает большие сложности, а
иногда их использование вообще не представляется возможным. Поэтому возникает
необходимость создания таких диагностических средств, которые, удовлетворяя
строгим научным критериям, могут быть использованы в нелабораторных условиях и
быть пригодными для массового обследования. Наибольшей популярностью пользуются
бланковые методы исследования темперамента.

 

Фрагмент текста работы:

 

Личность человека
обладает присущим только ей набором психологических черт и особенностей,
составляющих ее индивидуальность, которая проявляется в чертах характера, темперамента,
детерминирующих интегральную характеристику индивидуальности.

В настоящее время вопросы
изучения темперамента являются особенно актуальными. Темперамент является динамической характеристикой всех действенных
проявлений личности, свойства темперамента составляют основу свойств характера,
не предопределяя их. Сходные свойства темперамента могут послужить источником
возникновения различных характерологических свойств, с опорой на базовые
личностные свойства.

Темперамент можно
определить как совокупность индивидуальных особенностей и свойств человека,
характеризующих динамические особенности протекания психических процессов, и
проявляющихся в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности,
уравновешенности, быстроте протекания психической деятельности. Сила,
подвижность, уравновешенность процессов торможения и возбуждения обусловливают
типы высшей нервной деятельности. Ярко выраженную медлительность или
подвижность можно рассматривать в сопоставлении с индивидуально-типологическими
особенностями темперамента.

В настоящее время
существует множество исследований, посвященных выявлению
индивидуально-типологических характеристик личности, однако, выявляется
недостаточная разработанность исследований, посвященных изучению методов
темперамента ввиду сложности описания черт и свойств, присущих каждому типу. К настоящему времени дифференциальная психофизиология
распо­лагает большим арсеналом методических средств диагностики и для изучения
темперамента может применяться весь комплекс методов психологического
исследования. Помимо бланковых методов, широко используются комплексные,
полифункциональные исследования, включающие применение ряда измерительных
приемов, позволяющих отслеживать показатели свойств темперамента и
регистрировать разные реакции.

Среди психологических
теорий темперамента можно выделить теорию В. Вундта, в рамках
характерологического подхода — теорию Г.Ю. Айзенка; в рамках регулятивной
теории — концепцию Я. Стреляу и т.д.

Объект исследования: темперамент в структуре личности.

Предмет исследования: методы исследования темперамента.

Цель исследования: изучить основные методы
исследования темперамента.

Задачи:

1. Рассмотреть
темперамент в структуре индивидуально-типологических особенностей личности.

2. Дать
характеристику современным отечественным и зарубежным представлениям о
темпераменте.

3. Описать
основные методы исследования темперамента в психологии.

4. Проанализировать
особенности применения аппаратурных и бланковых методов исследования
темперамента.

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы: анализ,
синтез, обобщение научно-методической литературы по проблеме
исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех
глав, заключения, списка литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы