Курсовая с практикой на тему Методы и теория языкознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 5
1.1 Языкознание как научная дисциплина 5
1.2 Общее понятие метода 9
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 17
2.1 Общенаучные методы в лингвистике 17
2.2 Традиционные и структурные методы лингвистики 23
2.3 Методы изучения морфологических единиц 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык) – это наука о языке как общественного явления и служит средством общения между людьми, орудием созидания и выражения мнений, то есть как явление общечеловеческое. Языкознание – это научная дисциплина, занимающаяся исследованием природы языка, его структуры, функционирования и развития. Предметом языкознания является речь во всех формах ее проявления.
Познание любого явления общественной жизни – сложный ступенчатый процесс. Каждое историко-культурное явление является лишь составной частью целостной системы социальной информации и художественной практики. Культура, в частности, общение – это способ функционирования и воспроизводства социального бытия. Отношение людей к своему времени, сформированным ценностным нормам, труду и досугу предопределяет решение проблем традиций и новаций, консерватизма и прогресса.
Язык – это сложное общественное явление, важнейшее средство общения людей и объединения их в сообщество, средство самоидентификации и выражения ментальности нации, формирования и развития мысли, осуществления познавательной деятельности, реализации духовной культуры народа. Язык на современном этапе развития науки рассматривается как сложная многоуровневая знаковая система, используемая людьми в целях общения (обмен информацией, волеизъявление), фиксации и сохранения информации. В зависимости от проблем и цели изучения языкового материала языкознание делится на общее и частичное.
Классикой отечественной и мировой психолого-педагогической мысли сейчас считаются научные работы А. Аршавского, Н. Гез, Д. Эльконина, В. Загвязинского, И. Зимней, Д. Изаренкова, М. Кенейла, А. Леонтьева, И. Лернера, Б. Ломова, Л. Максютенко, А. Марковой, М. Махмутова, А. Москаленко, Е. Пассова, С. Савингтона, М. Свейна, М. Скаткина, А. Хуторского, Г. Щукина, посвященные проблеме формирования коммуникативной компетентности.
Актуальность исследования: изучение методов и теории языкознания является одним из актуальных вопросов современной науки. Одним из основных вопросов из области языкознания являются особенности методов лингвистических исследований. От грамотного подбора методов зависит успешность, достоверность и доказательность результатов всякого исследования, в том числе и языкознания.
Объект исследования – методы языкознания.
Предмет исследования – методы и теория языкознания.
Цель исследования: изучить особенности методов и теории языкознания.
Задачи:
1. Рассмотреть языкознание как науку.
2. Раскрыть понятие «метод» и его специфику.
3. Ознакомиться с основными методами языкознания.
С целью решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; конкретизация понятийно-категориального аппарата исследования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в дальнейших исследованиях заявленной проблемы.
Стpуктуpa исследoвaния определяется избpaннoй для paссмoтpения в нём темaтикoй. Paбoтa сoстoит из введения, двух глав, зaключения и спискa испoльзoвaннoй литеpaтуpы.
Заключение:
Речевая деятельность является одним из важнейших элементов самой жизни человека. Она является явлением социальным по своей обусловленностью и сути. Социальная обусловленность коммуникативного акта и речевой деятельности является проявлением того, что они предполагают наличие типичных ситуаций общения и контекста культуры, которые являются общими для всех говорящих.
Ситуация речевого общения является необходимым для любого коммуникативного акта координационным аппаратом высказывания, поскольку коммуникация в целом реализуется в конкретных коммуникативных актах. А элементарная коммуникативная цепочка «отправитель – сообщение – получатель» выступает в роли компонента коммуникации. Если отсутствует какой-либо из этих компонентов, коммуникативный акт невозможен.
В межличностном общении переплетается 2 вида коммуникации: вербальная (основывается на словесных символах и знаках и реализуется в разговоре, слушании, чтении, письме) и невербальная (подает внеязыковую коммуникацию, основанную на внеязыковых знаковых системах).
Вербальная коммуникация предполагает использование определенных звуков и речи в целом с целью обмена необходимой информацией. Она является эффективным средством выявления намерений, желаний, идей и мыслей, согласования совместной стратегии, что является особенно важным для обеспечения эффективности процесса обучения и профессиональной деятельности.
Невербальная коммуникация является важным, наряду с вербальной языком, средством общения и взаимопонимания людей. Обычно речь отождествляют со словом, то есть с вербальной знаково-символической (собственно лингвальной) функцией языка. Кроме того, звуковая речь несет в себе дополнительную информацию, причем независимо от семантики слова, невербально важную для слушателя, прежде всего о том, кто говорит, его отношении к партнеру по взаимодействию, предмете разговора, самом себе и тому подобное.
Невербальное поведение, рассматриваемое в контексте социальной перцепции, является внешней реализацией внутреннего состояния участников коммуникации. Оно функционирует как целостное явление, объединяя значительный объем информации о партнерах, их психическое состояние, образ собственного «Я», механизмы, подтверждающие психическую активность и тому подобное. Особое значение имеет собственно ситуация общения с определением социальных ролей, статуса коммуникаторов, их социальной и национальной характеристик.
Как и в любой области научного исследования, в лингвистике используются общенаучные и специальные методы. Из общенаучных методов в языкознании широко применяются как эмпирические методы, направленные на сбор материала, фиксацию его в определенной форме и виде, измерение каких-то свойств, так и теоретические методы, целью которых является теоретическое осмысление собранного материала в рамках той или иной научной концепции.
К эмпирическим методам относятся метод наблюдения, описательный метод, экспериментальные методы, статистические методы, метод сравнения.
Теоретические методы в языкознании представлены большей частью методами синтеза и анализа, гипотетико-дедуктивным методом, методами моделирования, классификации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
1.1 Языкознание как научная дисциплина
Лингвистика – это одна из наиболее древних и разветвленных наук. Сложность внутренней организации этой науки объясняется несколькими обстоятельствами и причинами:
— многосторонностью структуры объекта науки, т. е. языка;
— множественностью и однотипностью отдельных конкретных языков, на которых говорит человечество;
— глубиной и различием внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, культурой, искусством, наукой, в частности психологией, и поведением человека;
— различиями в подходе к языку самой науки о нем, различиями принципов, аспектов, методов и методик изучения языка [2, с. 7].
В результате всего вышесказанного мы имеем несколько «полей» членения науки о языке. Одно из них соответствует структурным областям объекта изучения, т. е. языка. Такое членение дает фонетику и фонологию, лексикологию, семасиологию, учение о словообразовании, морфологию и синтаксис. Подобное разделение остается актуальным для любой национальной лингвистики, независимо от того, как национальная научная традиция сформировала структуру науки о языке.
Второе членение дает этноязыковые варианты лингвистики, соответствующие отдельным конкретным языкам, наука о русском языке, наука о языке хинди, наука об английском языке, наука о китайском языке и т. д. Эти науки не получили строгого терминологического обозначения.
Третье членение соответствует социальному варьированию структуры языка и его функционирования. Оно выделяет науку о литературном языке, диалектологию, учение о стилях языка, науку о языке художественной литературы, учение о языке науки и т. д. Границы указанных наук, образующих это поле, не во всех случаях отчетливо определились.
Четвертое членение соответствует направлениям, методами и методиками изучения языка. Здесь представлены такие варианты лингвистики, как сравнительно-историческое языкознание, описательная лингвистика, структурное языкознание, дескриптивная лингвистика, трансформационная грамматика, этнолингвистика, психолингвистика, экспериментальная фонетика, стилостатистика и т. д.
Языкознание (лингвистика, языковедение) – это наука о языке в полном его объёме, разветвлённая в соответствии с изучаемым объектом и целями исследования. Общие законы строения и функционирования языка и всех языков изучает общее языковедение. Изучение отдельных языков или их групп имеет собственные названия, в частности; наука о русском языке носит название русистика. Соответственно уровням языковедения выделяются частные языковедческие науки: фонетика, лексикология и др., в настоящее время выделилась в относительно самостоятельную мощную отрасль языкознания. Применительно ко всем научным направлениям, изучающим речь, применяется термин речеведение [17, с. 556].
Еще древние философы и грамматисты Древней Индии, Древнего Китая и Европы задумывались над природой языка, изучали его законы. Многие уделяли внимания теоретическим проблемам языка ученые Средневековой Европы, ее новейшего времени и средневекового Востока. Особенно активно теоретические проблемы языкознания разрабатывались в XIX-XX веках.
Теория языкознания – основная часть курса по общему языкознанию, сравнительно молодой науки. Её начало связано с языковедом, философом и государственным деятелем Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767-1835), трудом которого об общих теоретических вопросах изучения языков послужило знаменитое Введение к трехтомному сочинению «О языке кави на острове Ява» был издан в 1836 г. под названием «О различии строения человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества».