Курсовая с практикой на тему Методы и средства проектирования орнамента
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА 5
1.1. Сущность понятия орнамента 5
1.2. Принципы орнаментальной композиции 7
1.3. Структура орнаментальной композиции 9
ГЛАВА 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИКИ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ОРНАМЕНТА 11
2.1. Основные виды орнаментов 11
2.2. Выразительные средства графики, ритм и образное восприятие изображения 13
2.3. Правила и алгоритмы построения орнаментальной композиции 15
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СТИЛЕ ЗООМОРФНОГО ОРНАМЕНТА 20
3.1. Особенность орнаментов с зооморфным мотивом 20
3.2. Цвет как средство выразительности (цветовая гармония орнаментальной композиции) 24
3.3. Разработка дизайн-проекта комнаты (гостиная) с элементами зооморфного орнамента 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУР И ИСТОЧНИКОВ 34
Введение:
Актуальность. Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. В этом контексте представляется возможным говорить о преемственности орнамента в той или иной среде.
Зооморфный мотив в орнаментальной композиции представляется достаточно популярным, преимущественно в совокупности с элементами растительного мотива, что обусловлено природосообразностью этих элементов.
Кроме того, интерес к зооморфному мотиву в орнаментальной композиции обуславливается также тем, что он широко применялся в орнаментальном искусстве народной традиции, преимущественно в вышивке и резьбе по дереву.
Исходя из этого возникает проблема исследования, которая заключается в том, чтобы понять целесообразность построения орнаментальной композиции по правилам графических и композиционных принципов.
Объект представленного исследования: орнаментальная композиция.
Предмет исследования: зооморфный мотив в орнаментальной композиции.
Цель представленного исследования: разработать орнаментальную композицию с зооморфным мотивом.
Исходя из поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы развития орнаментального искусства.
2. Рассмотреть выразительные средства графики в создании художественного образа орнамента.
3. Представить описание дизайн-проекта орнаментальной композиции в стиле зооморфного орнамента.
Интерес к проблеме орнаментального искусства проявляли такие исследователи как Ю. Герчук, Е.В, Гилевич, А.С. Литовченко, О.К. Тихомиров, Л.В. Фокина, Н.П. Бесчастнов и другие.
Структура представленного исследования: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованной литературы и источников.
Заключение:
В ходе решения первой задачи были представлены теоретические основы развития орнаментального искусства. Было выяснено, что характерной чертой орнамента является его ограниченная связь рисунка с оформляемым изделием, которая выражается в композиционном построении орнамента. Для орнамента и орнаментальной композиции характерны следующие состояния: покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Кроме того, практика построения рапорта заключается в ключевых формах композиционного построения, среди которых можно иметь ввиду ленточный орнамент, круговой и так далее.
В ходе решения второй задачи были изучены основные средства графики в создании художественного образа орнамента. Было выяснено, что существуют такие виды орнаментов: геометрический, зооморфный, растительный, синтетический и религиозный. В целом же, орнаментальная композиция основывается на рапорте и его повторяемости и строится по законам композиционного строения графических элементов.
В ходе решения третьей задачи был описан дизайн-проект орнаментальной композиции в стиле зооморфного орнамента. Было выяснено, что в авторской орнаментальной композиции одним из важных элементов рапорта является узел в нижней его части, который поддерживает композицию, уравнивая ее «тяжелый» вес в верхней части рапорта. Визуально также два листика, которые смотрят в разные стороны на основе зеркальности, представляются как две ножки, позволяющие рапорту быть статичным и не «падать» с композиционной точки зрения. композиция является гармоничной за счет взаимопроникновения оттенков в состав цветов композиции, за счет того, что учтены правила теплоты и холодности оттенков, размещаемых друг с другом, правила тонового расположения. Использован художественный метод проектирования орнамента.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Сущность понятия орнамента
Одним из базисных явлений человеческой культуры на протяжении всей ее истории является орнамент — особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, так как неразрывно связан с вещью, которую он собой украшает. Тем не менее орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру и состоит из упорядоченного сочетания более простых частей и составных элементов (мотивов).
Орнамент – это стремление использовать простые формы и простую структуру. Несколькими характерными штрихами выражается реальная действительность, специфический характер объекта. Постоянство и изменения, повторение общего и разнообразие индивидуального закономерная необходимость и иррациональная случайность, правильность структуры и нарушение ее в реализации. Сознание пытается отыскать порядок, искусство дает порядок и разнообразие. Сложность порядка в природе воспроизводится только в той степени, в какой она понятна. Как и в станковом искусстве задача орнамента — это нахождение новых форм, сочетаний для старого содержание или новое понятие о старом предмете. Изображение новых вещей является ценным, если они, служа интерпретацией старой, совершенно универсальной темы человеческого опыта (страха, любви, ирония, трагедии, смеха).
Итак орнамент — это кругом наша повсеместная жизнь, и в тоже время — это мощная индустрия по созданию предметов быта, использующий незатейлевый или, наоборот, затейлевый рисунок.
По мнению М.К. Климова, орнамент – это не только что-то исконное, самобытное. Это еще и следствие миграционных процессов, торгово-экономических связей, диалога культур.
Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» [1]. Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Таким образом, понятие «орнамент» можно обозначить как живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь. По своему стилю орна¬мент является той или иной системой закономерного (согласно законам симметрии, ритма и т.п.) сочетания геометрических или в различной степени стилизованных изо-бразительных элементов. Характер орнамента зависит как от материала, формы и назна¬чения украшаемой (орнаментируемой) вещи, так и от техники его выполнения. Орна¬мент является существенным элементом художественного образа в архитектуре и осо¬бенно в прикладных искусствах. Наряду с орнаментом часто используется такой термин как орнаментика, включающий в себя «… характер орнамента и совокупность орнамен¬тальных элементов в данном произведении искусства, в данном стиле и т.п.