Курсовая с практикой на тему Методы и приёмы формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….….5
1.2. Особенности развития представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….10
1.3. Методы и приёмы формирования счётной деятельности у дошкольников……………………………………………………………….…15
1.4. Палочки Кюизенера как средство формирования представлений о составе числа у детей дошкольного возраста………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста .….19
2.1. Диагностическое исследование математических представлений у детей дошкольного возраста о составе числа в старшей группе………………………19
2.2. Рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста о составе числа ……………………………..…………………………..22
Заключение………………………………………………………………..….27
Список литературы ……………………………………………………….…29
Введение:
Теория и методика математического развития дошкольников в системе педагогических наук призвана оказать помощь взрослым в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики. При условии системного и последовательного обучения можно целенаправленно формировать элементарные математические представления, абстрактное и логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. Математическая подготовка важна для ребенка для успешной жизни в современном обществе вне зависимости от того, свяжет ли он в будущем свою профессиональную жизнь с математикой или нет. Осуществление математической подготовки происходит на всех ступенях образования, начиная с дошкольной. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего педагога-воспитателя к организации и осуществлению работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста.
Внимание педагогической науки и практики, в настоящее время, сосредоточено на изучении и актуализации развивающего потенциала игры, которая признается психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а педагогами (Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и др.) – приоритетным средством воспитания и обучения дошкольников.
Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают дидактические игры. Проблематика дидактической игры была широко представлена в отечественной научной и методической литературе второй половины ХХ века (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская. А.К. Бондаренко, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, А.П. Усова и мн. др.). Авторами были выделены сущностные и структурные особенности дидактической игры как вида деятельности, изучена специфика ее использования в качестве метода обучения и формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах.
Формирование счетной деятельности у дошкольников – это сложный процесс, требующий систематической и целенаправленной педагогической работы. Эта задача является одной центральных в математическом образовании дошкольников. Теоретические основы формирования счетной деятельности у дошкольников представлены в работах ученых (А. В. Белошистая, В. В. Данилова, Е. В. Колесникова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Е. И. Щербакова и др.). Эти авторы утверждают, что сформировать счетную деятельность у дошкольников возможно только в процессе целенаправленного их обучения порядковому счету, сравнению множеств и чисел, определению состава однозначных чисел, вычислительным навыкам и умению решать простейшие арифметические задачи. В основных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») и методических пособиях некоторых авторов (Н. М. Борытко, Н. А. Ипполитова и Н. В. Стерхова, А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой, М. Н. Перова, Е. И. Щербакова и др.) дана краткая характеристика педагогических условий, которые необходимо создать в детском саду для успешного формирования счетной деятельности у детей. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных математическому образованию дошкольников, до сих пор малоизученным остается вопрос о создании условий формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: методы и приемы математического развития дошкольников.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий обучения счёту детей дошкольного возраста посредством игровых приёмов.
Задачи исследования:
1. Изучить основные понятия проблемы исследования.
2. Определить уровень сформированности количественных представлений старших дошкольников.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий обучения счёту детей дошкольного возраста посредством игровых приёмов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария и разработке рекомендаций по проведению с детьми старшего дошкольного возраста занятий, способствующих формированию у них представлений о составе числа, что может быть использовано в практической деятельности воспитателей в дошкольных организациях.
База исследования: исследование будет проводиться на базе ДОУ № 26 «Ленок». В экспериментальной работе будут участвовать воспитанники старшей группы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Проанализировав педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что особенности формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста изучали многие педагоги, такие как З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, В.В. Данилова, А.В. Белошистая, Т.И. Ерофеева, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина и другие. Была рассмотрена методика формирования представлений о количестве, такая как: традиционная методика А. М. Леушиной, в которой представлено обучение детей математике во всех возрастных группах детского сада. А.М. Леушина описала последовательность усложнения заданий с каждым годом развития ребенка. Я предполагаю, что работа по формированию представлений о составе числе и с помощью палочек Кюизенера способствует развитию представлений о числе и счете у детей старшего дошкольного возраста. Установлено, что процесс формирования понятия числа прогрессивно влияет на общий уровень интеллектуального развития дошкольников.
Изучение первого десятка служит тем базисом, на основании которого могут формироваться дальнейшие математические знания. Следует отметить, что дети знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, изучаются их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезка числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета, подготовить его к вычислительной деятельности. Решению данной задачи способствует изучение состава числа из единиц. Формирование представлений о составе числа из единиц способствует интеллектуальному развитию ребенка, формированию его познавательных и творческих способностей.
Строго дозируемая, последовательная система занятий создает условия для постепенного образования все новых и новых связей, формирующих знания детей. Развитие этих знаний идет от образования элементарного представления о множествах и понимания их взаимосвязей к пониманию числа как показателя мощности множества.
Практическая часть работы показала, что, палочки Кюизенера, способствуют реализации принципа наглядности при организации работы с детьми по формированию представлений сложных абстрактных математических понятий в доступной им форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения элементарных математических представлений. Использование палочек Кюизенера способствовало накоплению у детей чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Для формирования представлений о составе числа из единиц необходима специальная организация детей, предполагающая включение их в совместную деятельность, ориентированную на усвоение понятия числа, использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с предметами, организация разнообразных форм самостоятельной деятельности детей. Использование игровой формы обучения позволит сформировать у ребенка знания о количественном составе числа из единиц, научит его выполнять различные действия, разовьет его память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, что является важным условием подготовки к изучению математики в школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме развития представлений о числе и счёте
у детей старшего дошкольного возраста
«Во ФГОС ДО не существует раздела «Математическое развитие», а обозначены пять образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно эстетическое развитие, Физическое развитие. Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа дошкольного образования предполагает взаимосвязь Познавательного развития (математики) с другими областями. Элементарные математические представления – комплекс знаний о форме, величине, количестве, пространстве, времени, свойствах и отношениях объектов в доступной для ребенка форме и в том объеме, который необходим ему для познания окружающей действительности на данном возрастном этапе. Сегодня школа выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки поступающих в первый класс детей, вследствие чего необходимо более осознанно выбирать программы математического обучения в ДОО, методики, технологии и средства дошкольного математического развития, но при этом «не перегрузить» ребенка, не снизить учебную мотивацию. В силу чего педагоги дошкольного образования должны быть готовы к реализации математического развития детей с учетом современных требований развития образования и общества» [12, с.67].
В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и другое.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и тому подобное Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие [15, с.111].
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования начальных математических представлений в целом и обучения счету в частности, благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность и особую восприимчивость. Память ребенка-дошкольника является избирательной, он легче запоминает то, что его заинтересовало. Соответственно, для эффективного обучения счету и счетной деятельности, необходимо сделать эту деятельность максимально привлекательной и интригующей. Большие возможности для этого предоставляет проектная деятельность с использованием дидактических игр. Она предоставляет детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также способствует дальнейшей успешной адаптации к ситуации школьного обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволяя сделать процесс познания увлекательным, а, следовательно, успешным.
Среди задач по формированию элементарных математических представлений и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно: