Организация бизнеса в торговле Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Методы и показатели исследования покупательского спроса на товарных рынках

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретико-методические основы исследования покупательского спроса  5

1.1. Сущность
покупательского спроса и факторы, его определяющие. 5

1.2. Методы исследования
спроса на товарных рынках. 8

Глава 2. Анализ
покупательского спроса на рынке хлебопродуктов. 17

2.1. Организация и методика
исследования. 17

2.2. Оценка покупательского
спроса на хлебопродукты с помощью вторичных методов маркетинговых исследований. 19

2.3. Анализ покупательского
спроса на хлебопродукты путем организации первичного маркетингового
исследования. 25

Глава 3. Рекомендации по
улучшению товарного предложения на рынке хлебопродуктов  27

3.1. Перспективы обновления
ассортимента хлебопродуктов. 27

3.2. Пути оптимизации
структуры товарного предложения. 29

Заключение. 31

Список использованной
литературы.. 33

Приложение. 36

  

Введение:

 

Современный этап развития экономических отношений в РФ
характеризуется высоким уровнем конкуренции на основных товарных рынках.
Особенно значительной является конкуренция в сфере торговли. Поэтому торговые
предприятия сегодня ищут возможности эффективной конкурентной борьбы. С этой
целью используются различные средства и методы – ценовые и неценовые,
направленные на формирование спроса потребителей и привлечение покупателей в
конкретное торговое предприятие.

Но для эффективного управления спросом и формирования
оптимального товарного предложения, прежде всего, необходимо знать о тенденциях
развития покупательского спроса на том или ином товарном рынке. Это и
определяет актуальность маркетинговых исследований спроса в торговле.

Особенно актуальны эти задачи на рынке хлебопродуктов,
который в последние годы характеризуется постепенным изменением потребительских
предпочтений и покупательского спроса.

Так, для рынка хлеба характерны тенденции популяризации
здорового питания. Поэтому во всем мире растет спрос на хлебобулочные изделия,
приготовленные по специальной рецептуре – на цельнозерновой муке, на заварном и
бездрожжевом тесте, с включением растительных добавок и т.д. При этом
популярность хлебных продуктов на пшеничной муке несколько снижается в виду
тенденций перехода к здоровому образу жизни. Это способствует расширению
ассортимента хлебопродукции на российском рынке.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности
исследования покупательского спроса на рынке хлебобулочных изделий. Исходя из
этого, целью данной курсовой работы стало изучение  спроса на хлебопродукты и разработка
рекомендаций по улучшению товарного предложения на рынке хлебобулочных изделий
с учетом результатов исследования.

В соответствии с указанной целью в курсовой работе
поставлены следующие задачи исследования:


изучить сущность покупательского спроса и
факторы, его определяющие;


описать методы исследования спроса на товарных
рынках;


оценить покупательский спрос на хлебопродукты с
помощью вторичных методов маркетинговых исследований;


провести анализ покупательского спроса на
хлебопродукты путем организации первичного маркетингового исследования;


рассмотреть перспективы обновления ассортимента
хлебопродуктов;


изучить пути оптимизации структуры товарного
предложения.

Объект исследования – рынок хлебобулочных изделий. Предмет
исследования – уровень и структура спроса на хлебопродукты.

В ходе выполнения данной работы были использованы ряд
методов. Среди общенаучных методов исследования был использован метод
сравнительного анализа, аналогии. Специальными методами исследования,
использованными в ходе написания работы, стали анализ динамики и анализ
структуры.

Практическая значимость данного исследования состоит в
возможности совершенствования ассортимента хлебобулочных изделий в розничной
торговой сети.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе
рассмотрены теоретические аспекты темы. Во второй главе проведен анализ спроса
на хлебопродукты на материалах супермаркета «Лента». В третьей главе
рассмотрены перспективы совершенствования товарного предложения по результатам
проведенного анализа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что спрос являет собой
потребность покупателей в том или ином товаре, которая подкреплена  покупательной способностью потребителей. То
есть, в основе формирования спроса на товар лежит потребность человека. Она
формируется в виду жизненной необходимости (особенно это касается товаров
повседневного спроса) с учетом вкусов потребителя, общих тенденций и моды на
конкретном рынке, под воздействием рекламы и т.д. Но главным регулятором и
ограничителем спроса выступает цена. Так, не все потребности человека могут
быть удовлетворены в виду его ограниченной покупательской способности.  В результате покупательских спрос несколько
ниже, чем потребности.

Для исследования спроса на товарных рынках используют две
основные группы маркетинговых исследований – первичные (полевые) и вторичные
(кабинетные). Их комплексное использование дает максимально точные результаты и
может быть использовано при разработке предложений по оптимизации товарного
предложения на рынке.

Практическое исследование в данной курсовой работе
организовано на материалах супермаркета «Лента» (г. Москва). В ходе вторичного
маркетингового исследования установлено, что в динамике объем реализации, то
есть, объем реализованного спроса на хлебопродукты сократился. При сравнении
объемов продаж данной товарной группы в октябре 2019 года и октябре 2020 года
определено, что  сокращение спроса на
хлебопродукты составило 1,77%. При этом сократился спрос на хлеб, батоны,
булочки, плетенки и калачи. Особенно значительным является падение продаж
булочек – на 7,85%. При этом вырос спрос на багеты, чиабатты, лаваши. Особенно
высокие темпы прироста показал спрос на чиабатты – он вырос на 9,74%. В
структуре реализации хлебобулочных изделий в супермаркете «Лента» основную долю
(57,63%) составляет хлеб. На втором месте – батоны с долей 23,47%, на третьем
месте – булочки с долей 6,44%.

Также анализ показал, что в динамике спрос на хлебопродукты
из пшеничной муки сократился на 7,38%. При этом спрос на ржаные хлебобулочные
изделия, а также на продукцию из смеси пшеничной и ржаной муки, и с
использованием других видов муки – вырос.

Результаты организованного анкетирования покупателей также
показали перспективы увеличения спроса на хлебопродукты для здорового питания
(из разных видов муки, с добавлением зерен и т.д.), на бездрожжевом тесте и
т.д.

Поэтому для оптимизации структуры товарного предложения в
супермаркете «Лента» целесообразно сокращать удельный вес традиционного
пшеничного хлеба, увеличивая долю продукции на основании новых рецептур. Также
важно увеличивать объемы предложения чиабатт, багетов и лавашей, спрос на
которые растет.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методические основы исследования
покупательского спроса 1.1. Сущность покупательского спроса и факторы, его
определяющие Понятие покупательского спроса
активно используется при поведении прикладных маркетинговых исследований, с
целью оптимизации ассортимента товаров в торговой деятельности, с целью
сегментирования потребителей и т.п.

Рассматривая
экономическую категорию спроса, следует отметить, что  спрос являет собой потребность покупателей в
том или ином товаре (услуге), выраженную его покупательной способностью. То
есть под спросом понимают  потребность
потребителей, подкрепленную его финансовыми возможностями (деньгами). При этом
спрос показывает, какой объем (количество) исследуемого товара или услуги
желает и способен приобрести потребитель по каждой из возможных цен в тот или
иной момент времени [7,
с.398].

Формирование спроса
происходит под воздействием ряда факторов. Они во многом носят объективный
характер и формируются как необходимость обеспечения жизненно важных
потребностей человека. Основными такими потребностями выступает потребность в
пище, потребность в жилье, в одежде, а также и потребность в развлечениях и
т.д.

Вместе с тем, факторы
формирования спроса могут быть как объективными, так и субъективными. Например,
развитие новой техники или технологий, тенденции в моде, в увлечениях
способствуют формированию спроса на соответствующие товары или услуги [3, с.7].

Также на формирование
спроса влияет и доход потребителей, поскольку, как уже было отмечено, категорию
спроса составляет не то количество товара, которое хотел бы приобрести
покупатель, а то, которое он хочет и может приобрести. Поэтому немаловажным
факторов возникновения спроса является достаточный уровень дохода у
потребителя.

Основным же фактором,
который влияет на формирование спроса на рынке, принято называть цену. Согласно
закону спроса при прочих равных условиях рост цены товара приводит к сокращению
спроса на данный товар. То есть, величина спроса будут сокращаться, когда цены
растут, и наоборот, спрос будет расти в условиях, когда цена на товар будет
снижаться. Исходя из этого, говорят, что величина спроса является обратно
пропорциональной к цене товара [13,
с.84].

При исследовании
спроса на тот или иной товар на рынке говорят не об индивидуальном спросе
(отдельного потребителя), а о рыночном спросе. Величина рыночного спроса на
товар или услугу являет собой сумму величин спроса всех существующих на данном
рынке покупателей.

Также следует отметить, что
основой формирования покупательского спроса выступают потребительские
предпочтения. О.С. Посыпанова отмечает, что предпочтения – это понятие,
активно используемое в психологии, социологии, философии (“профессиональные предпочтения”,
“эстетические предпочтения”, “политические предпочтения” и т.д.) и
ассоциируется со вкусами. Автор отмечает, что потребительское предпочтение –
это социально и личностно детерминированное позитивное субъект-объектное
отношение потребителя к товару, услуге или их атрибутам, определяющее
выбор  [15, с.125].

Важно не путать предпочитаемый
товар/услугу и само предпочтение. Если предпочтение – это вид отношения к
товару (интрапсихический феномен), то предпочитаемый товар – это объект
предпочтения. Покупатель, находящийся в состоянии принятия решения о том, какой
товар ему приобрести, взвешивает многочисленные "за" и
"против". Потребительские предпочтения, в итоге, и формируют
количественную и качественную структуру спроса на любой вид товара.

Большинство авторов подчеркивает,
что на потребительские предпочтения влияют те же самые факторы, что и на
потребительское поведение. Некоторые считают, что на потребительское поведение
влияет главным образом доход, а все факторы влияют именно на потребительские
предпочтения и выбор.

Существует три точки зрения
относительно источников вкусов (первичных факторов, влияющих на их
возникновение, становление, формирование):

1) Теория
инстинктов гласит, что все предпочтения врожденны.

2) Теория манипуляции, или
манипулятивная теория появления предпочтения предполагает, что потребитель
пассивен и не может объяснять изменение в образцах или различиях между
образцами. Его вкусы формируются манипуляциями извне: рекомендациями друзей и
знакомых, средствами массовой информации. Эта теория совершенно противоположна
первому подходу: если в первом подходе вкусы изначально существуют и
видоизменяются под действием внутренних причин, то в данном случае ведущая роль
отводится внешним причинам.

3) Источником формирования
потребительских предпочтений является поиск удовольствия. Желание удовольствия
– доминирующий фактор, способствующий возникновению предпочтений [15, с.137].

Большой интерес представляют
демографические характеристики, оказывающие влияние на предпочтения и
покупательский спрос: возраст, пол, расовые/этнические группы. Предпочтение
потребителя находится под влиянием страны, в которой сделан товар. Причем
именно страны производства, а не национального происхождения компании.
Потребители готовы платить более высокую цену за товары родной страны. Хотя это
предпочтения не всегда реализуется в покупке, то есть в покупательском спросе.
В целом, не каждая потребность человека может быть удовлетворена. Главным
ограничителем при формирования спроса на тот или иной товар является
покупательская способность (платежеспособность).

Таким образом, потребительские
предпочтения не всегда могут быть реализованы в виде покупательского спроса, но
их всегда следует учитывать в работе любой торговой организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы