Курсовая с практикой на тему Методы и опыт профилактики беспризорности и охрана прав ребёнка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ОХРАНЕ ПРАВ РЕБЕНКА 5
1.1 Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества детей 5
1.2 Права ребенка и их защита 13
Вывод по главе 1 19
ГЛАВА 2. Борьба с детской беспризорностью в России 20
2.1 Из истории детской беспризорности в России 20
2.2 Социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности в современной России 28
Вывод по главе 2 36
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ 37
3.1 Арт-терапия как метод ресоциализации беспризорных детей 37
3.2 Методические рекомендации работникам приюта для детей по использованию техники коллажа в работе с воспитанниками 42
Вывод по главе 3 46
Заключение 47
Список использованных источников 50
Введение:
Актуальность темы. Социально-экономические, национально-культурные, политические процессы, сопровождающиеся постоянными реформами, наряду с перестройками, изменениями в экономическом и социальном устройстве государства, присущие большинству стран мира, часто приводят и к возникновению таких социальных явлений как детская безнадзорность и беспризорность.
Решение проблем предотвращения пренебрежения негативными явлениями среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов, предотвращения семейных проблем, социального сиротства, жестокого обращения с детьми остается одной из главных задач нашего времени.
Не зная о трагедии своего положения, дети и подростки объединяются в стихийно или сознательно организованные уличные группы, которые часто принимают криминальный характер и становятся серьезной социальной опасностью, как для общества, так и для них самих. Увеличение численности подростков в рядах этой армии беспризорности приводит к негативным изменениям в процессах формирования личности и возникновению различных типов отклонений.
Социально-экономические проблемы в российском обществе значительно ослабили институт семьи, ее влияние на воспитание детей. Результатом этого процесса является увеличение числа беспризорных детей, увеличение распространения наркотиков и алкоголя среди детей. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопрос беспризорности и безнадзорности подростков, технологий социально-психологической работы с ними неоднократно освещались в научной литературе последние годы. Вопрос беспризорности подростков на современном этапе развития страны исследовали А. Капская, А. Карпенко; специфику профессиональной деятельности социального педагога с беспризорными детьми определили Л. Артюшкин, М. Галагузова, Л. Мардахаев; направленные на решение проблемы беспризорности среди подростков и процесс социально-педагогической реабилитации исследования А. Беспалько, И. Зверевой, А. Капской, Т. Мальцевой, Я. Мудрого, Н. Павлик, М. Тютюнник, С. Чернета и других [где ссылки на источник? Работы всех перечисленных авторов должны быть в списке источников].
Проблемой изучения социальных и психологических особенностей категории «беспризорные дети» и причин выхода детей на улицу занимаются А. Антонова-Турченко, С. Бадора, В. Виноградова-Бондаренко, Л. Волынец, И. Дубровина, В. Зарецкий, Н. Комарова, С. Кононенко, М. Лисина, Д. Мажец, С. Матейчик, А. Поляничко, И. Пеша, Т. Шатохина [где ссылки на источник? Работы всех перечисленных авторов должны быть в списке источников].
Вместе с тем среди работ, касающихся проблем подростков, еще недостаточно таких, где рассматриваются особенности социально-психологической реабилитации подростков, которые направлены на восстановление у детей позитивного отношения к жизни, адаптации подростка, способствуют мотивации подростков вернуться к нормальной жизни и учебе.
Обьект исследования – проблема беспризорности и охраны прав ребенка. Вычитать работу на предмет устранения грамматических ошибок. Программа подчеркивает эти слова, а вы игнорируете.
Предмет исследования – технология профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
Цель курсовой работы – разработать методические рекомендации работникам приюта для детей по использованию техники коллажа в работе с воспитанниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества детей.
2. Изучить социальные технологии профилактики безнадзорности и беспризорности.
3. Проанализировать технологию арт-терапии как метод ресоциализации беспризорных детей.
Методы исследования: теоретические: анализ — для оценки состояния детской беспризорности, для выявления основных направлений социальной работы с детьми в приюте для детей, для выявления преимуществ и недостатков метода арттерапии; синтез — для обоснования возможности использования арттерапии с целью ресоциализации беспризорных детей, для разработки методики использования коллажа в работе с беспризорными детьми.
Практическое значение. Разработаны методические рекомендации работникам приюта для детей по использованию техники коллажа в работе с воспитанниками. Результаты исследования могут быть использованы при изучении дисциплин «Технологии социальной работы» и «Социальная работа с разными группами клиентов».
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы (40 наименований), общий объем работы 53 страницы.
Заключение:
Одним из самых опасных социальных явлений является детская беспризорность. Учитывая характер бездомности, под беспризорностью детей мы понимаем состояние ребенка в результате невозможности фактически проживать в жилых помещениях, на которые он имеет право, что приводит к отказу от семьи или детских учреждений и приводит к отсутствию места жительства.
Однородность является скрытым явлением, поэтому нет точных данных, позволяющих оценить ее состояние. Примерно 126 000 бездомных детей.
Для оказания помощи детям, имеющим опыт проживания на улице, в России создана сеть учреждений социальной защиты, которые находятся в сфере управления служб по делам детей.
Первичным звеном осуществления социальной защиты несовершеннолетних, их психологической, медицинской, социальной реабилитации выступают приюты для несовершеннолетних. Именно сюда попадают в первую очередь дети улицы, здесь решается их дальнейшая судьба.
На основе теоретических обобщений выделены закономерности развития детской беспризорности: предпосылкой беспризорности является пренебрежение; бездомность растет с уменьшением эмоциональных взаимодействий в семье; Бездомность — это скрытое явление.
Обязательным условием ухода ребенка из семьи является безответственное отношение родителей к воспитанию детей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей и бедность семей с детьми, неспособность организовать досуг, функциональная неадекватность семьи. как фактор усиления бездомности детей. Обобщая существующие причины детской беспризорности, можно разделить на социально-экономические, социально-психологические, организационные, правовые.
Последствиями детской беспризорности являются: ухудшение здоровья, развитие детей, трудности нормального процесса социализации, усвоение необходимых норм и норм, появление детской преступности.
Во втором разделе диссертации были рассмотрены основные направления социальной работы с бездомными детьми в учреждениях социального обеспечения, а именно приют для детей. Традиционно работа в убежище предполагает осуществление психодиагностики и проведение образовательных мероприятий, но последние неэффективны, поскольку не учитывают особенности социализации бездомных детей, а именно их устойчивость к педагогическому влиянию. С другой стороны, ограниченное время, проведенное в приюте, и отсутствие методологической компетентности работников ограничивают арсенал методов, которые можно использовать для целей социализации и последующей социальной адаптации бездомных детей.
Одним из способов преодоления этого противоречия является использование метода арт-терапии. Существует множество различных арт-терапевтических техник, таких как коллаж, рисунок, библиография, арт терапия, но задача состоит в том, чтобы выбрать те, которые подходят для работы с детьми, которые потеряли социальные навыки, социальные качества и которые, как правило, не существуют мотивации для возвращения к социально одобренному образу жизни. Эта техника — техника коллажа.
В данной работе были разработаны методические рекомендации для сотрудников приюта для детей, касающиеся использования техник коллажей в работе с учениками. Коллаж, как метод арт-терапии, обладает рядом преимуществ: экономичен во времени и материалах, позволяет любому получить успешный результат и формирует позитивную обстановку для дальнейшей творческой деятельности, раскрывает потенциал человека, предполагает большую степень свободы, основан на позитивных эмоциональных переживаниях у человека повышается самооценка, развивается способность выражать свои мысли и чувства. С социальной точки зрения важно, чтобы этот метод мог служить средством знакомства друг с другом, поиска общих интересов, начала взаимодействия, установления психологического контакта.
Вы можете делать коллажи индивидуально или в группах. После завершения работы планируется их обсуждение. Это позволяет выразить то, что давно накоплено, что было продумано и ощущено ранее. Предметом обсуждения могут быть: достоинства и недостатки изображения; социально-психологический портрет человека, выполняющего ту или иную роль; отношение к другим людям; причины социальных и психологических явлений; понимание социальных ролей; разница в ролях мужчин и женщин, детей и родителей; потеря личности, если кто-то не выполняет свои роли и функции. Работа над коллективным коллажем также включает в себя специфику групповой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ОХРАНЕ ПРАВ РЕБЕНКА
1.1 Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества детей
Термин «беспризорный» появляется в ХVII в. и связан с зарождением принципов государственной политики в соответствии с заботой об обнищавших слоях общества. В конце ХVIII в. этот термин приобретает распространение как синоним подростков в возрасте 13-16 лет без постоянного места жительства [3, с. 55].
Детская беспризорность — это социальный феномен, в котором происходит отрыв детей с семьей с потерей постоянного проживания. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение отношений с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для проживания людей; зарабатывать средства к существованию способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
При выработке лучших механизмов преодоления детской беспризорности целесообразно обратиться к международному опыту и опыту других стран в решении этого вопроса. Впервые международную обеспокоенность положением детей было высказано в Женевской декларации 1923, направленной на создание условий, обеспечивающих нормальное физическое и психическое развитие ребенка, право ребенка на помощь, надлежащее воспитание, защиту.
Важным документом по защите детей стала принятая 10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека. В ней впервые зафиксированы основы защиты прав детей. Свое развитие Декларация получила в пактах прав человека, которые гарантировали равные права всем детям и обеспечения их основных социальных потребностей. Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1959 приняла Декларацию прав ребенка — документ, регулирует положение ребенка в современном обществе. В социальном отношении выдвинуты требования по созданию условий для здоровой и нормальной жизнедеятельности ребенка, обеспечение его свободы и достоинства. Ребенок должен быть первым среди тех, кто получает защиту и помощь, а также он должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Центральное место среди этих документов занимает Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989. Наиболее активно проблемами беспризорности в мире занимается Международный детский чрезвычайный фонд ООН ЮНИСЕФ.
Распространение беспризорности в нашей стране обусловливает необходимость разработки и внедрения эффективных программ профилактики и преодоления этого негативного общественного явления. Одной из важных предпосылок является изучение и учет различных причин и негативных общественных последствий, к которым приводит распространение беспризорности [24, с. 17].
Причины возникновения и распространения этого явления многоаспектные. Они имеют комплексный характер, обусловлены системой правовых и социально-политических условий функционирования государства, по состоянию общественной морали, положением института семьи в обществе. Российские семьи на современном этапе оказались практически не подготовленными к полноценному воспитанию детей и поддержанию родственных связей.
По данным ЮНИСЕФ общемировыми причинами выхода детей на улицу есть семейные проблемы, употребление наркотиков, правонарушения, плохое отношение к ребенку.
Самые распространенные причины детской беспризорности и безнадзорности:
— неспособность многих семей воспитывать детей, мотивированная бедностью, безответственностью родителей;
— применение в семьях жестоких форм воспитания;
— несовершенство реабилитационно-профилактической работы, примененной в приютах для детей;
— безработица, рост цен на товары первой необходимости, в частности детские и, как результат, ухудшение материального благополучия значительной части населения Российской Федерации [3, с. 57].
К основным причинам, обусловливающие детскую беспризорность и безнадзорность, следует отнести: несоответствие организации работы центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам семьи и детства реальным потребностям общества; несостоятельность родителей содержать детей, что приводит к увеличению обращений в приюты; жестокие формы воспитания детей в семьях; психологический кризис отношений родителей и детей; неспособность или нежелание семьи выполнять воспитательные функции; пребывания детей под опекой материально несостоятельных родственников (Бабушек, дедушек) эксплуатация родителями труда детей, что приводит к ослаблению любой мотивации к продолжению обучения; неспособность государственной интернатной системы обеспечить социализацию воспитанников с учетом их потребностей и условий развития общества; низкая результативность работы органов опеки и попечительства, несовершенная система обнаружения неблагополучных семей [17, с.98].
Причиной возникновения и роста беспризорности является распад государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно уменьшилось количество, возросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ.
Очевидные просчеты в морально-этическом воспитании молодежи, стремительное падение авторитета семьи и школы. Повсеместно царит атмосфера несоблюдения законов, вседозволенности, навязывания стандартов контркультуры, основными «Ценностями» которой, является насилие, тотальный секс, распущенность, а главными героями — убийцы, проститутки, гангстеры, половые извращенцы. Свою долю в такую пропаганду вносят некоторые средства массовой информации.
Хотя все причины в своем конкретном проявлении могут быть разными, а порой и противоположными в разных обществах, по своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и приводят к формам поведения индивидов (или деятельности социальных групп), которые не согласуются с существующей нормативной системой.
Больше девиация проявляется в периоды преобразований общественных систем, когда разрушаются старые нормы, ценности, стереотипы и люди теряют ориентиры.
Поведение людей, отклоняется, во-первых, существует потому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов предыдущей, разрушенной системы.
Во-вторых, процесс развития новейшей социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении некоторых ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и к тем или иным дефектам функционирования.
В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы, к внешним и внутренним условиям ее существования.
Иначе говоря, социальный, культурный, техническое развитие может подчас не успевать за общественными, духовными или экономическими потребностями, которые недавно возникли. Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений, в том числе и беспризорности несовершеннолетних.
Она относится к явлениям социальной патологии, последствия которой дисфункциональные, наносят ущерб обществу и личности. Распространение детской безнадзорности и беспризорности, что происходит, в частности, из-за уменьшения количества внешкольных кружков и секций, приводит к увеличению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, случаев их вовлечения в преступную деятельность [29, с. 90].
Детская беспризорность приводит также к росту других угрожающих явлений: увеличение ВИЧ-инфицированных, алкоголизм, табачная зависимость среди подростков и молодежи, туберкулез, другие инфекционные заболевания. К сожалению, в России отсутствует официальная статистика распространения болезней среди беспризорных детей. На сегодня есть только результаты отдельных исследований, которые проводились силами ЮНИСЕФ и Красного Креста [13, с. 58].
На фоне негативной демографической ситуации детская беспризорность рассматривается исследователями, в частности, В. М. Оржеховским, Е. Виноградовой-Бондаренко, Е. А. Гайдаром [8, с.65], как показатели состояния национальной безопасности РФ.
Распространение этих социальных явлений содержит явную угрозу нормальному развитию государства, поскольку оно способствует росту преступности, наркомании, снижению производительности труда и подрывает моральные основы общества. Беспризорность детей — это угроза будущему страны, поскольку перспективы развития государства напрямую зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и воспроизводства подрастающего поколения.
Опасность бездомности заключается в том, что она способствует формированию личности, которая не приспособлена к нормальной социальной жизни на основе ценностей, норм и форм поведения, присущих обществу. Будучи одиноким, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения будет считать нормой и образом жизни совершение преступлений, негативно влиять на все общество. Длительное пребывание ребенка в бездомной и криминальной среде фактически определяет его жизненный путь.
Существование большого количества бездомных несовершеннолетних в течение длительного времени становится фактором, негативно влияющим на нравственное развитие общества: люди привыкают к голодным, оборванным детям, пытаясь любыми способами оправдать свое бездействие.
Укрепление демократических институтов, построение гражданского общества невозможно без снижения негативных последствий социальных отклонений. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость формирования принципиально новых подходов к решению проблем в области профилактики бездомности и безнадзорности детей.
Профилактика беспризорности — это система мер, направленных на устранение правовых, социальных и других причин бездомности детей и подростков, её предотвращение, в том числе меры по снижению риска потери людьми прав на жилые помещения, а также предотвращение негативных социальные последствий, связанных с нехваткой жилья [16, с.208].
Меры по предотвращению социальных отклонений, в том числе бездомности, должны охватывать человеческую жизнь во всех основных сферах жизни общества: экономической, политической, духовной.
Общие требования при планировании профилактических мер:
— достоверность — включение мер, основанных на объективно оцененной информации;
— полнота — охват профилактическими мерами всех сфер жизнедеятельности граждан с учетом их личности;
— конкретность — формулирование мероприятий с учетом особенностей гражданина, использование отдельных форм и методов профилактической и воспитательной работы с точным указанием сроков осуществления тех или иных действий и их исполнителей;
— своевременность — определение и применение именно тех превентивных мер воздействия (в сотрудничестве с другими субъектами, проводить профилактическую и воспитательную работу), которые эффективны в определенный период;
— реальность — то есть включение в план мероприятий, которые обязательно должны быть реализованы. Это означает, что профилактические меры должны планироваться с учетом существующих возможностей их реализации социальными субъектами, вовлеченными в эту работу.
При планировании использования какой-либо меры пресечения, по словам С. Максименко, следует учитывать следующие моменты:
1) на какой целевой контингент направлена данная мера;
2) возраст, пол и социально-психологический
особенности его применения;
3) данные об эффективности мероприятия;
4) наличие подробных психологически обоснованных рекомендаций по применению;
5) возможность модификации события в зависимости от конкретного целевого контингента [9, с. 83].
При планировании профилактических мероприятий необходимо представить социальный портрет уличных несовершеннолетних. Обобщая результаты исследований этого явления, мы можем охарактеризовать их следующим образом. Это дети подросткового возраста, среди которых преобладают мальчики. Подавляющее большинство детей когда-то ходили в школу, небольшая часть — крайне редко посещала учебные заведения, а то и вовсе не ходила. Существует несоответствие между возрастом несовершеннолетних и уровнем их образования (по крайней мере, на год отстает от сверстников в учебе). В среднем бездомные получают только начальный уровень образования. Семьи характеризуются наличием девиантного поведения своих членов. Большинство беспризорных детей — социальные сироты, у которых есть родители, к которым они могли бы вернуться. Но эти дети сбежали из дома именно потому, что были вынуждены сделать это из-за сложной ситуации в семье. У некоторых из них нет родителей. В других случаях родители потеряли свои дома и сами остались без крова.
Большинство детей находятся в состоянии значительного эмоционального стресса, испытывают тревогу, источником которой является в значительной степени семья и отношения в ней [10, с.221].
Следовательно, меры профилактики для бездомных детей, которые проводит общество, должны быть дифференцированы по месту и времени. Практически важно знать: когда, на что, как влиять и вообще влиять ли.
Существуют такие отношения, стереотипы и модели поведения, которые нельзя «подтолкнуть» или заставить изменить, они не исчезнут, пока не изменится та или иная часть социального организма. Есть отношения, на которые можно и нужно влиять сейчас и самым решительным образом, поскольку для этого есть все условия.
Социально-профилактическая деятельность в широком смысле имеет целью выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, приводящих к детской беспризорности. Понятно, что эту деятельность можно развивать, превращать в постоянную функцию отдельных государственных органов и общественных организаций только при наличии необходимых для этого условий. Во-первых, достаточно выразительные представления о природе этого явления, его причинах должны быть сформированы. Во-вторых, для развития социальной и профилактической деятельности необходима соответствующая материально-техническая и организационная база. Следует обратить внимание на законодательный процесс, необходимость принятия законов, направленных на защиту прав и основных свобод человека и гражданина.
Социально-профилактическая деятельность выработала организационные формы. Прежде всего, это общая и особая профилактика социальных отклонений.
Под общей социальной профилактикой понимается комплекс социально-политических, экономических, правовых, идеологических, организационных мер, направленных на развитие экономики, повышение материального уровня жизни населения, культуры и сознания граждан.
1.2 Права ребенка и их защита
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.
Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), имет семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.
Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.
Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.
Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).
Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.
За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
• Федеральный закон об опеке и попечительстве
В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.
Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).
Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.
Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:
• право жить и воспитываться в семье;
• право на общение с родителями и родственниками;
• право на защиту;
• право на имя, отчество и фамилию;
• право выражать свое мнение;
• право на имя, отчество и фамилию;
• имущественные права, включая права собственника.
Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.
Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка.[2] Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).
В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.
Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.
Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.
В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.
Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».
Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.
В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.
Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.
Задача омбудсменов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.
3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .
Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спец учреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.
Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.
Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.
Кроме того, без поддержки обычных людей — каждого человека в отдельности — Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.
Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.
При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.
Вывод по главе 1
Самые распространенные причины детской беспризорности и безнадзорности:
— неспособность многих семей воспитывать детей, мотивированная бедностью, безответственностью родителей;
— применение в семьях жестоких форм воспитания;
— несовершенство реабилитационно-профилактической работы, примененной в приютах для детей;
— безработица, рост цен на товары первой необходимости, в частности детские и, как результат, ухудшение материального благополучия значительной части населения Российской Федерации.