Курсовая с практикой на тему Методы и модели разработки управленческих решений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические
основы формирования управленческих решений. 5
1.1. Методы и модели обоснования управленческих решений. 5
1.2. Этапы принятия и исполнения решений. 9
1.3. Способы повышения качества и
эффективности управленческих решений 10
2. Построение
модели управленческого решения. 15
2.1 Характеристика математической модели принятия решения. 15
2.2 Выбор управленческого решения на основе
многокритериальной модели в условиях неопределенности. 19
3. Анализ
деятельности и системы принятия управленческих решений в Администрации
городского округа Жуковский. 25
3.1. Организационно-экономическая характеристика
Администрации городского округа Жуковский. 25
3.2. Анализ процессов разработки и реализации
управленческих решений. 29
Заключение. 32
Список использованных
литературы.. 34
Введение:
Любая управленческая
деятельность тесно связана с разработкой и принятием соответствующих решений
для различных управленческих ситуаций. Выбор типа и характера управленческого
решения в Российской Федерации осуществляется, как правило, уполномоченным лицом
путем согласования разработанного варианта с другими руководителями. Зачастую
единственным критерием целесообразности управленческого решения на сегодня
является его финансовая составляющая, а именно — увеличение поступлений или
отсутствие / уменьшение расходов из бюджетов любых уровней.
Проблема управления
риском, преодоления неопределенности актуальна постоянно в любом секторе
экономики. Каждый экономический субъект на всех уровнях испытывает на себе
влияние неординарных ситуаций и непредвиденных обстоятельств, на которые
необходимо адекватно реагировать.
Поэтому возникла
необходимость внедрить в жизнь научные методы теории управления экономикой
предприятия, в том числе для разработки и принятия наиболее целесообразных,
экономичных и эффективных управленческих решений.
В российской и зарубежной
научной литературе исследованию сущности понятия «управленческое решение»,
разработке классификации управленческих решений посвящено достаточно много
работ, например, Тарабан С., Поканевич Ю., H. Т. Малая и И.С. Процик, О.
Ипотека и Дерикот А.Н., С.В. Цюцюра, А.В. Криворучко, М.И. Цюцюра и т.п.
Вопрос исследования
количественного аспекта принятия управленческих решений освещен А.М. Ульяновой,
А.В. Сопильник, В.Д. Бакуменко, А. Паршин, Чернобай Л.И. и Кулиняк И. Я.,
Шатохин О.Д. и т. д. Ефимова Ф., М. Шигун предлагают многоаспектный подход к
принятию управленческих решений: централизованный, децентрализованный,
групповой, демократический и др. Сущность инкрементального анализа и его
основные структурные элементы освещены в трудах таких зарубежных ученых: В.
Кичел, Ч. Линдблом, Д. Коэн, Дж. Квинн, Дж. Д. Дак, А. Арменакис, С. Харрис, Х.
Филд
Цель
настоящей работы – изучение принятия управленческих решений.
Объектом
исследования является управленческие решения.
Предмет исследования
– принятие управленческого решения.
Сообразно с
этим в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
— изучены методы и модели обоснования
управленческих решений;
— изучить этапы принятия и исполнения
решений;
— рассмотрены способы повышения
качества и эффективности управленческих решений;
— представлена характеристика
математической модели принятия решения;
— обоснован выбора управленческого
решения на основе многокритериальной модели в условиях неопределённости;
— .
Для
написания курсовой работы была использована научно-практическая и
специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания
и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
Заключение:
В курсовой работе
разработана оригинальная структурно-логическая схема формирования
управленческих решений, которая рассматривается как совокупность принципов,
технологических процедур и последовательности действий по обобщению входной
информации, анализа результатов оценки состояния экономической безопасности,
выявления существующих проблем, постановки задачи, разработка альтернативных
вариантов и выбора оптимального управленческого решения из их числа.
Проведенный анализ
последних исследований в этой области показал, что и на сегодняшний день нет
однозначного понимания сущности риска. Это объясняется как многоаспектностью
этого явления, так и недостаточному ему вниманием в реальной экономической
практике и управленческой деятельности на протяжении длительного периода.
На основе проведенного
анализа понятия риск, автором предложено собственное определение риска: риск —
неотъемлемое условие для осуществления действия (события) с вероятностными
неблагоприятными последствиями, что выражается в возможности получения
отрицательного или нежелательного результата.
На основе проведенного
анализа современной литературы по проблеме экономического риска автором
выделены следующие подходы к определению его сущности.
С «неопределенностью»
ассоциируют риск Дж. Ф. Синко J. P. Morgan, В. Севрук, В. Усоскин. Основное
отличие экономического риска от неопределенности заключается в возможности его
оценки и управления.
Автором предложен подход,
который определяет и рассчитывает риск, как степень отклонения от желаемого
результата, как систему показателей, которые находятся в отклонении
фактического результата от запланированного.
Широкая сфера возможного использования
экспертных технологий в маркетинговых исследованиях определяет их важность для
принятия окончательных управленческих решений. В практике маркетинга они иногда
выступают единственно возможным путем для анализа ситуации. А это в свою
очередь требует определения основных критериев для их применения. К таким, в
первую очередь, относятся обязательность компетентности респондентов и высокая
согласованность мнений экспертов. Для экспертных опросов необходимо привлекать
специалистов в определенной области (сфере деятельности), а степень
согласованности между действиями экспертов целесообразно определять
коэффициентом конкордации. При условии, что значение последнего ближе к нулю
чем к единице, результаты экспертных опросов использовать для принятия решения
не целесообразно, выводы, сделанные по таким результатам, будут недостоверными.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы формирования управленческих решений 1.1. Методы и модели
обоснования управленческих решений Современные российские предприятия/учреждения
работают в нестабильной среде, что требует от их руководства творческого
подхода к работе, внимательности и умения принимать ответственные
управленческие решения с целью координации любых предполагаемых или
непредвиденных изменений в процессе управления. Процессы разработки и принятия
управленческих решений основываются на моделях. Модель — это видение объекта,
системы или идеи в некоторой форме, отличная от самой реальности, это упрощение
реальной жизненной ситуации, в которой она применяется. Моделирование —
единственный систематизированный способ видения варианта будущего с
возможностью определения потенциальных последствий альтернативных решений,
который позволяет их объектив сравнить [6]. Для упрощения процесса принятия
решений и рассмотрения возможных перспектив развития на практике применяются
базовые типы моделей: физическая, аналоговая, математическая. На их основе
разработаны различные типы моделей и методов принятия управленческих решений.
В современной литературе
выделяют три типа моделей управленческих решений: классическую, поведенческую и
иррациональную.
Классическая модель
принятия управленческих решений предполагает рациональность, полную
объективность и логичность, направление всех действий на принятие наилучшего
решения и требует достаточной определенности условий.
Руководитель, принимающий
решения, должен четко понимать конечную цель своих действий и обязательно иметь
представление о их положительного эффекта, иметь исчерпывающую информацию и
объективные альтернативы результатов решения. В реальной деятельности
промышленных предприятий чаще всего возникают ситуации, когда при принятии
управленческих решений руководитель не владеет в полной мере информацией о
сложившихся обстоятельств, а также относительно альтернативных вариантов
решений и их последствий. В таком случае принятия решений осуществляется по
поведенческой модели.
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений. 5
1.1 Комбинация подходов исследования системы
управленческих решений и целевых показателей для их формирования. 5
1.2 Модели и методы разработки управленческих решений. 9
2. Анализ разработки управленческих решений в сети
магазинов «LEVI’S». 14
2.1 Характеристика организации. 14
2.2 Анализ разработки управленческих решений в организации. 17
3. Совершенствование разработки управленческих решений
«LEVI’S». 22
3.1 Предложения по разработке управленческих решений. 22
3.2 Эффективность предложенных мероприятий. 33
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Актуальность работы. Современная
система управленческого учета компании представляет собой сбор, идентификацию,
аналитическую обработку наиболее важных хозяйственных показателей для
менеджмента экономического субъекта с целью предоставления ему максимально
возможной, с точки зрения экономической обоснованности ее получения, и
своевременной информации для принятия эффективных управленческих решений. Это,
в некоторой степени, обособленный вид учета, который имеет свой спектр задач и
специфические особенности сбора и обработки информации, ее детализации, сроков
и форм представления достаточно узкому кругу лиц, входящих в управленческий
персонал компании.
Основополагающую роль в
системе управленческого учета занимает информация, связанная с затратами
экономического субъекта. Это связано с большим влиянием этого показателя на
ценообразование и конкурентоспособность компании на освоенных ей рынках. Развитие
компании, связанное с расширением сфер деятельности, приводит к необходимости
оптимизации финансовых потоков. Возрастает значение таких сфер управленческого
учета, как бюджетирования и выделение центров ответственности как по
аккумуляции затрат, так и по распределению финансовых потоков.
Основной задачей
дополнения учетно-аналитической системы предприятия подсистемой управленческого
учета является максимальное расширение возможностей менеджмента компании
использовать различные информационно-аналитические разработки для успешного
выполнения своих функциональных обязанностей. Доминирование на освоенных рынках
требует от экономического субъекта эффективного управления, как финансовыми
потоками, так и издержками при реализации бизнес-проектов.
Информационные потоки,
формируемые в традиционной системе финансового учета, стали недостаточными для
эффективного ведения бизнеса в новых экономических и политических условиях. Для
этого применяются как традиционные элементы метода бухгалтерского учета, так и
активно внедряются приемы и методы из смежных областей экономической науки, а
также математические приемы обработки информации, специфические особенности
технологического обеспечения производственного процесса, психологические методы
управления персоналом и его мотивации.
Цель работы – исследовать
методы и модели разработки управленческих решений.
Задачи:
— рассмотреть комбинацию
подходов исследования системы управленческих решений и целевых показателей для
их формирования;
— описать модели и методы
разработки управленческих решений;
— рассмотреть
характеристику организации;
— проведен анализ
разработки управленческих решений в организации;
— представлены
предложения по разработке управленческих решений;
— описана эффективность
предложенных мероприятий.
Объект исследования – сеть
магазинов «LEVI’S».
Предмет исследования – разработка
управленческих решений.
Методы исследования –
анализ, обобщение полученной информации.
Степень изученности темы
представлена трудами таких авторов, как А.И. Алексеевой, В.Н.
Алферова, А. П. Балашова, Л.Е. Басовского, И.А. Бланка, С.А. Бороненковой, М.Л.
Белоножко, М.И. Бухалкова и др.
Структура работы состоит
из введения, трех
Заключение:
В
результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрена
комбинация подходов исследования системы управленческих решений и целевых
показателей для их формирования; описаны модели и методы разработки
управленческих решений; рассмотрена характеристика организации; проведен анализ
разработки управленческих решений в организации; представлены предложения по
разработке управленческих решений; описана эффективность предложенных
мероприятий..
Повышение квалификации сотрудников
обязательно для развития деятельности компании и принятия новых управленческих
решений на основе информации управленческого учета.
Важно, чтобы повышение квалификации
проходило на рабочем месте, так как без отрыва от основной деятельности,
обучение характеризуется более дешевым, быстрым.
Большим преимуществом, в данном случае,
является то, что имеется возможность открытого общения между обучающимся и
сотрудником, нежели в условиях осуществления аудиторных занятий — это
увеличивает успешность и качество обучения.
Обучение квалифицированных кадров,
как правило, затрагивает важные факторы управленческих решений на основе
информации управленческого учета. Увеличение профессионального уровня позитивно
сказывается на возможности сохранения рабочего места специалиста, а также на
повышении в должности.
В целом, для развития процессов
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в «LEVI’S» важно:
— сформировать систему обучения и повышения квалификации
сотрудников, обеспечивающую достижения полного соответствия квалификации
сотрудников к требованиям, которые предъявляются к конкретному виду
деятельности;
— для увеличения уровня квалификации сотрудников
рекомендуется применять дополнительные формы повышения квалификации;
— введение в практику систему самообучения сотрудников.
Здесь важно учитывать факт самообучения персонала при рассмотрении вопроса о
рекомендации к повышению категории некоторого сотрудника;
— повышение контроля над качеством обучения. Руководство
компании должно оценивать результат от обучения всех сотрудников и делать
выводы по поводу будущего их роста;
— чтобы заинтересовать сотрудников в результатах
обучения, а также увеличения производительности труда важно применять
материальное поощрение сотрудников;
— пересмотреть присутствующие планы обучения, а также
повышения квалификации, реализовать содержательный анализ их наполнения;
— чтобы пополнить знания сотрудников важно организовать
повышение квалификации специалистов в сфере обслуживания, руководителей на
курсах повышения квалификации на базе самообразования, на семинарах и лекциях,
реализуемых в компании;
— реализовывать обучение персонала на базе каскадной
формы обучения, где руководители выступают в виде преподавателей.
Для «LEVI’S» обучение сотрудников является одним из
наиболее эффективных инструментов повышения успешности деятельности и
конкурентоспособности. В постоянном стремлении компании к обладанию некоторым
конкурентным преимуществом руководство «LEVI’S» формирует
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений 1.1 Комбинация
подходов исследования системы управленческих решений и целевых показателей для
их формирования В зависимости от того, на
каких аспектах подготовки и принятия решений делается акцент, существует три
теоретических подхода принятия управленческий решений в системе целевых
показателей – математический, психологический и комплексный. В рамках математической теории
разработаны нормативные модели принятия
решения. Целью применения этих моделей является выбор наилучших действий
(альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается
решение. Этот подход сформировался и развивался математиками и кибернетиками и
был ориентирован в основном на решение задач управления в технических системах.
В связи с этим нормативные модели делают упор на применение математических
методов и алгоритмов принятия решения. Предполагается, что известны все
альтернативные варианты и все данные, необходимые для их оценки.
Психологические особенности лица принимающего решение (ЛПР) игнорируются. То
есть ЛПР в нормативных моделях – это «экономически мыслящий» человек, который
действует всегда оптимально, в рамках закона и морально-этических стандартов. В
чистом виде применение математического подхода принятия УР вряд ли сможет дать лучший результат, ввиду
перечисленных его особенностей [10].
В основе психологического
подхода к принятию УР лежит поведенческая теория принятия решения.
Психологические модели, построенные при помощи этой теории, в полной мере
описывают процессы и силы, объясняющие поведение ЛПР в ходе принятия решений. В
процессе принятия УР системе целевых показателей большое значение имеют мотивы
к деятельности ЛПР и его личностные качества (память, скорость переработки
информации, эмоции, воля).
Психологическая теория
предполагает, что ЛПР:
— упрощает проблемную
ситуацию, не учитывает некоторых альтернатив и их последствий,
— в процессе принятия
решения исходит из субъективной ценности того или иного варианта решения,
— способен переоценить
вероятность наступления маловероятных событий и одновременно недооценить
вероятность наступления очень правдоподобных событий,
— при большой потребности
в доминировании допускает высокий уровень риска [9].
Поскольку психологический
подход опирается исключительно на качественный характер принятия УР системе
целевых показателей, то это ведет к очень нечеткому представлению о
закономерностях процесса принятия решения.
Комплексный подход
соединяет в себе достоинства как математического, так и психологического
подходов. Важной особенностью этого подхода является использование качественных
данных, которые с помощью математических приемов подвергаются количественному
анализу.
При комплексном подходе
используются взаимодополняющие методы структуризации, характеризации и
оптимизации. Структуризация заключается в выделении основных элементов задачи и
установление отношений между ними. Результатом структуризации является
логически упорядоченная система (схемы, таблицы и др.) удобная для последующего
анализа.
Характеризация осуществляется после
структуризации и представляет собой определение системы характеристик,
описывающих задачу принятия решения. Она позволяет более точно и полно описать
решаемую задачу.
Оптимизация – это
заключительная методика комплексного подхода принятия УР системе целевых
показателей. При оптимизации происходит преобразование структурированной и
описанной информации в конечную форму – решение [8].
Рассмотрим ряд основных перспективных концепций
эффективного управления предприятием.
Концепция инновационного
менеджмент как инструмент внедрения научно-технического прогресса
Развитие современной
экономики определяется научно-техническим прогрессом, а его механизм, с точки
зрения влияния на него тех или других фирм, можно распределить на четыре
последовательные этапы [7]:
1) основная роль
принадлежит фирмам-пионерам. Объединение одержимостью идеей с полной финансовой
ответственностью за дело обеспечивает эффективность их разработок, а небольшие
размеры организации создают организационные предпосылки успеха;
2) лидерство в
осуществлении научно-технического
прогресса переходить к большим фирмам. На этом этапе новаторов вытесняют из
дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок;
3) дальнейшее развитие
процесса проходит на массовом, контролируемом большими фирмами рынка, где
недавняя новинка уже преобразованная ими в стандартный товар. Возникает
тенденция к поиску ниш, адаптированного к научно-техническому прогрессу,
приспособлению товара к специальным запросам отдельных групп потребителей.
Центральная роль здесь принадлежит специализированным фирмам [6];
4) большие организации
продолжают текущее усовершенствование товара. Лишь постоянное улучшение
характеристик дает возможность большим фирмам сохранять свои позиции на
конкурентных рынках. Если же большие фирмы попробуют затормозить прогресс,
крепкий удар им наносят мелкие фирмы, а именно организации имитаторы. Пользуясь ростом
неудовлетворенности потребителей качеством стандартных товаров, они захватывают
все новые сегменты рынка, а тем временем новое поколение фирм новаторов готовит
очередной прорыв в принципиально новой области.
В тот же время практика
свидетельствует, что можно получить сравнительные преимущества в конкурентной
борьбе, оснащая свое предприятие высококлассным оборудованием, но сохранить эти
преимущества на протяжении многих лет можно, лишь постоянно создавая новые
изделия и применяя новые технологии, а также применяя методы инновационного
менеджмента [5]. Разработка новой продукции лежит в основе борьбы за рынок.
Эффективное соединение двух процессов — разработка новых изделий и создание
новых технологий — увеличивает отдачу от каждого из них. Недаром показатель
обновления ассортиментов новой продукции занимает второе место (после доли
рынка) в системе приоритетов высшего руководства ведущих японских предприятий [4].
Подход предприятия к
выбору инновационной стратегии зависит от видов его предпринимательской
деятельности, которая должна быть способной обеспечить изготовление правил и
приёмов для экономически эффективного достижения стратегических целей, начатых
на возбуждении заинтересованности всех участников процесса, разработке и
реализации стратегических программ. С этих позиций, уместно обратить внимание
на теоретические и практические аспекты предпринимательских стратегий, которые
детально описал классик современного менеджмента [3]. Это такие четыре типа
предпринимательских стратегий: 1) ворваться первым и выполнить массовый удар;
2) напасть быстро и внезапно; 3) найти и захватить "экономическую
нишу"; 4) изменить экономические характеристики продукта, рынка или
области.
С точки зрения системного
подхода, реализовать всю основу, названных выше стратегий должен отдельный
функциональный подраздел менеджмента — инновационный менеджмент [2]. Следует
отметить, что на сегодняшний день существует огромное количество научной и
учебной литературы по проблемам инновационного менеджмента, но четкого
определения самого понятия не существует.
Необходимы принципиально
новые методы управления людьми и управление деятельностью организации в целом,
которое непосредственно зависят от профессионального уровня менеджеров и тех
методов и приемов управления, что они используют в своей работе. 1.2 Модели и методы разработки
управленческих решений В настоящее время у
руководителя любого предприятия создаются такие ситуации, когда ему приходится
принимать управленческие решения, которые основываются в основном только на его
опыте, знаниях, суждениях, и интуиции, это связано с тем, что получение
необходимой, для принятия эффективного решения, информации занимает слишком
много времени.
Нарастание объемов
информационных потоков и скорость их изменения имеет очень высокие темпы, что
не позволяет в короткие сроки выбрать те важные моменты, которые послужат
обоснованием для принятия того или иного решения. Кроме того, увеличение
объемов информации оказывает отрицательное влияние на уровень ее достоверности,
как правило, он снижается, что делает информацию непригодной для использования
в качестве базы для процесса принятия решений, либо способствует принятию
неэффективных, а в некоторых случаях фатальных решений.
Однако не все управленческие
решения в системе целевых показателей принимаются в кратчайшие сроки, временной
интервал зависит от поставленной задачи или возникшего события. Задачи и
события бывают как запланированными, так и экстренными и внезапными, именно от
их характера и зависит скорость и сроки принятия управленческих решений [1].
Исходя из
вышеизложенного, можно выделить три вида управленческих решений в системе
целевых показателей. Первый