Методы, формы и средства воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методы, формы и средства воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1 Теоретические основы понятиЙ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ
ВОСПИТАНИЯ.. 5

1.1 Методы
воспитания в педагогике. 5

1.2 Анализ
понятия о средствах воспитания. 9

Выводы по главе 1. 14

Глава 2 Характеристика педагогического опыта по применению
средств воспитания.. 15

2.1
Характеристика средств воспитания, применяемых педагогом. 15

2.2 Анализ критериев выбора методов воспитания………………………………20

2.3 Анализ
эффективности педагогического опыта. 31

Выводы
по главе 2. 34

Заключение. 35

Список  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Современная система воспитания в начальном образовательном
учреждении направлена, в первую очередь, на формирование разносторонне развитой
и гармоничной личности. Основой для разработки разнообразных современных
методик воспитания выступает гуманистическая, личностно-ориентированная
педагогика. В связи с этим педагогу необходимо ориентироваться в современных
методиках, методах, технологиях и средствах воспитания, грамотно отбирать
оптимальные средства, методы и приемы, оптимально подходящие для развития той
или иной сферы личности, знаний и умений школьников.

Следует
понимать, что средства воспитания – это как специально созданные объекты и
спланированные ситуации, целенаправленно организованные условия для работы
школьников, так и стихийно протекающие события, спонтанно возникающая
деятельность детей, природные объекты и др. В связи с этим педагогу следует
четко представлять какие средства воспитания воздействуют на ребенка в
конкретной ситуации и как их использовать максимально грамотно и эффективно.
Например, это можно отметить в отношении педагогического общения: то, как общается
учитель, как он себя ведет, как взаимодействует с детьми и взрослыми, является
мощным средством воспитания, соответственно, необходимо полностью
контролировать собственный процесс коммуникации с детьми и др.

Одной
из наиболее значимых сфер развития личности ребенка является сфера нравственных
установок: это обусловлено тем, что именно понимание и владение нравственными
нормами позволяет ребенку эффективно социализироваться и адаптироваться в
конкретном социуме, принадлежащем к определенной культуре. Соответственно,
вопрос отбора средств воспитания, причем достаточно разнообразных, позволяющих
реализовывать данное направление эффективно, максимально подходящих для
реализации нравственного воспитания  школьника, является достаточно актуальным в
современном начальном образовании.

Цель
исследования: рассмотреть эффективность применения разнообразных методов и
средств воспитания в работе с дошкольниками.

Объект
исследования: методы и средства воспитания.

Предмет
исследование: эффективность применения разнообразных методов и средств
воспитания в формировании нравственных представлений школьников.

Задачи
исследования:

1. Уточнить   понятия 
«методы воспитания», «средства воспитания»;

2. Проанализировать практический опыт
педагога  в использовании разнообразных
средств воспитания в нравственном развитии личности школьника;

3. Охарактеризовать эффективность
рассмотренного опыта. Замечание: какого опыта? Дайте полное определение

Гипотеза
исследования: применение разнообразных методов и средств воспитания позволяет
достигать эффективных результатов в процессе формирования нравственных качеств
личности школьников.

Методологические
основы исследования представлены работами И.П. Подласого, Н.В. Микляевой, В.А.
Сластенина, И.Ф. Исаевой, Г.И. Щукиной и др.

Методы
исследования:

1.Теоретические:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации,
методы математической статистики.

2.
Практические: педагогическое наблюдение, эксперимент, изучение педагогического
опыта.

Практическая
значимость исследования: результаты исследования  предназначены для педагогов школ.

Структура курсовой работы включает введение, главу 1 с
2 параграфами, главау 2 с 3 параграфами, выводы по главам 1 и 2, заключение,
список использованных

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Методы
воспитания следует понимать как путь достижения той или иной педагогической
цели. В настоящее время существует достаточно разветвленная система методов
педагогического воздействия. Средства и приемы воспитания – это составляющие
метода, они могут варьироваться в различных сочетаниях. Выбор тех или иных
методов, средств и приемов воспитания обуславливается множеством аспектов (цели
и задачи воздействия, личность педагога, личность воспитанника и т.д.).

Воспитательные
воздействия представляют собой один из видов психологических воздействий и
направлены на выработку или достижение определенной формы поведения у ребенка.
Воспитательные воздействия имеют сложную структуру: субъект, объект, цель,
средства и методы, стратегии воздействия.

Выделяются
различные виды стратегий воздействия: от авторитарных до сотрудничества. Роль
субъекта в воспитательном воздействии, как правило, выполняют родители, тогда
же как объектом воспитательного воздействия выступает ребенок. Разные
воспитательные воздействия могут быть уместны в различных ситуациях: например,
принуждение может иметь положительный эффект и значение в ситуации, когда жизнь
ребенка находится под угрозой.

Однако
в рамках единого воспитательного процесса предпочтительнее использование
убеждения, сотрудничества, поощрения.

С
помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение,
формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и
отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание
личности.

Поэтому
естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания
педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не
отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность
методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной
разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно
формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы
воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например,
использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы,
примера).

При
этом педагоги отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие
специально организованному воспитательному процессу.

Средства
воспитания представляют собой те предметы, объекты и формы деятельности,
которые используются в воспитательной деятельности. Следует отметить, что
средства воспитания – это не только какие-либо специально организованные
условия, предметы и объекты. В качестве таких средств могут выступать стихийно
возникшие ситуации, которые обсуждаются педагогом, природные объекты,
непосредственно формы поведения педагога и др.

Современный
образовательный процесс предусматривает не только формирование у субъекта
определенных умений, знаний, способов действия, но и личностных качеств,
взглядов на мир, определенной точки зрения. Говоря иначе, обязательным
компонентом любого образовательного процесса является воспитательный компонент.
При этом, несомненно, большое значение имеют те методы воспитания, которые
применяются педагогом в работе с каждым учащимся.

Следует
отметить, что к настоящему времени в педагогике представлено огромное
количество разнообразных методов воспитания, соответственно, перед педагогом
встает выбор такого метода, который в данном конкретном случае принесет
наибольшие плоды, окажется максимально эффективным. В свою очередь, это
приводит к вопросу об основаниях для выбора тех или иных методов воспитания в
разных условиях и для разных групп обучающихся или субъектов. Можно, конечно,
говорить о том, что хороший педагог интуитивно чувствует, какие методы
воспитания целесообразно применять в том или ином случае, однако такая тактика
построения воспитательного процесса далеко не всегда эффективна.

Нами
был рассмотрен педагогический опыт по формированию нравственных качеств
личности дошкольников с помощью разнообразных средств воспитания. Так, было
выяснено, что в процессе нравственного воспитания активно применяются игровые
методы, театрализованная деятельность и драматизация, ознакомление с
художественной литературой, рассказывание по сюжетным картинам, беседы и др.
Также важным средством воспитания является планирование данного направления
работы, в том числе объема и частоты использования остальных средств
воспитания. Такой подход позволяет достичь высокой эффективности в формировании
нравственной сферы школьников.

В
практической деятельности педагоги, воспитатели, выбирая методы воспитания,
руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное
значение имеет возраст детей, и индивидуальные особенности большей части
воспитанников.

В
основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта
система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста
детей, уровня их воспитанности. Здесь необходимо педагогическое мастерство,
наличие творческого подхода в организации воспитательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Теоретические основы понятиЙ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ

1.1 Методы воспитания в
педагогике

Воспитание
– специально-организованный целенаправленный процесс по формированию
социально-значимых качеств личности. Воспитание ставит перед собой определенные
цели, и для их достижения существуют различные методы воспитания. То есть под
методами воспитания понимают совокупность средств и приемов однородного
педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного
воспитательного результата. Следует отметить, что приемы воспитания – это
частое изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания,
соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса. А средства
воспитания – это предметы материальной и духовной культуры, которые используют
при решении педагогических задач [Крившенко, 2008, с.17].

Выбор
методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем
глубже учитель  понимает причины, по
которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих
методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания,
выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и
всегда учитываются условия их применения.

Можно
представить условия оптимального выбора в следующем виде:

1.
Содержание воспитания.

2.
Возрастные особенности. Социальный уровень, уровень развития психологических и
нравственных качеств (допустим, методы воспитания, подходящие первому классу –
абсолютно не подходят седьмому).

3.
Уровень сформированности коллектива.

4.
Индивидуальные и личностные особенности обучающегося. Гуманный учитель всегда
будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой
личности развить свои способности, реализовать свое «я».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы