Методика преподавания ИЗО Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Методы формирования эстетической культуры школьников на основе иконописи»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЖАНРА ИКОНОПИСИ …….. 5 1.1. Развитие иконопси как жанра
живописи …………………………………… 5 1.2. Художественные техники
иконописи ………………………………… 9 Выводы по главе
1………………………………………………………………….. 18 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСИ ….………… 19 2.1. Возможности изобразительного
искусства в формировании эстетической культуры младших школьников………………………. 19 2.2. Технология формирования
эстетической культуры школьников на основе иконописи ……………………………………………..…….. 24 Выводы по главе 2…………………………………………………………. 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 34

  

Введение:

 

Актуальность. Формирование
эстетической культуры личности является важной задачей школы. Без
сформированности эстетической культуры мировоззрение человека нельзя считать
цельным, поэтому важное значение имеет формирование у учащихся представлений о
видах искусства, культурных ценностях, любви к прекрасному. Особое значение
формированию эстетической культуры человека придавали такие педагоги, как А. С.
Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Формирование эстетической
культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к
полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и
действительности [3]. К средствам изобразительного искусства относятся
иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы,
беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в
рисовании, декоративно-прикладном творчестве, рассказы о произведениях
искусства, рассказы и стихи собственного сочинения занятия в художественных
кружках.

Актуальность исследования
обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к
духовности, к восстановлению традиций в формировании национального
мировоззрения. Современные исследователи обращают внимание на негативные
моменты, присутствующие в настоящее время в системе образования, и указывают на
возникающие в связи с этим проблемы, связанные с приобщением подрастающего
поколения к социально и эстетически значимым ценностям, эстетически значимым
ценностям.

В настоящее время в
педагогической науке и практике решение проблемы эстетического воспитания в
педагогическом процессе занимает одно из важнейших мест, ибо школа осуществляет
непрерывное всестороннее воспитание личности, которое в каждый момент своего
функционирования должно в наибольшей степени соответствовать духу времени.

Объект исследования: жанр
иконописи.

Предмет исследования: методика формирования
эстетической культуры на основе иконописи.

Цель исследования: разработать
методику формирования эстетической культуры на основе иконописи.

Задачи исследования:

— изучить историю иконопси как жанра живописи,

— исследовать художественные техники иконописи,

— изучить проблему формирования эстетической
культуры школьников в научной литературе,

— исследовать натюрморт в технике акварельной
живописи,

— проанализировать возможности изобразительного
искусства в формировании эстетической культуры младших школьников.

Сформировать технологию
формирования эстетической культуры школьников на основе иконописи.

Гипотеза исследования:
методические рекомендации по формированию эстетической культуры школьников на
основе иконописи влияют на эффективность эстетического воспитания.

Методы исследования: анализ
теоретической литературы, синтез, классификация.

Структура работы: введение, две
главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В отечественной и зарубежной
литературе довольно полно разработана проблема формирования эстетической
культуры и эстетического воспитания. Это позволило провести тщательный анализ
литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Во всей системе учебно-воспитательного
процесса формирование и развитие эстетической культуры действительно занимает
важное место За ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но
и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных
и общественных представлений, мировоззрения.

Иконопись – прочно
укоренившаяся, проверенная временем и продолжающая жить, несмотря ни на какие
исторические потрясения, религиозно-культурологическая традиция является лучшим
средством для духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Иконопись – это не просто стиль
живописи или творческое направление – это прежде всего вид служения Церкви
Христовой. Это путь, который дается не всем и не всем по силам его вынести. Это
тайна, не открывающаяся в полной мере мирянину или уединенному гению живописи:
этому нужно посвятить себя целиком. Это язык линий, красок, символов
православного богословия, где нет ничего случайного и надуманного. Как один из
ведущих жанров Нового времени живописи икона получила в России широкое
развитие.

В современном школьном обучении
большая роль в деле духовно-нравственного и эстетического воспитания, развития
духовно-нравственной сферы школьников отводится предметам эстетического цикла,
которые способствуют созданию ситуации психологического переживания
объективированных ценностей, без организации которой общечеловеческие ценности
не смогут стать системой ценностей ребенка. Образы и образцы классического
искусства вобрали в себя основные духовно-нравственные представления и понятия.
Знание, воплощенное в образе, обретает законченность, поэтому переживается
ребенком и входит в его сознание и сердце, становясь неотъемлемой частью его
Личности.

Эстетическая культура младших
школьников развивается в процессе бесед на эстетические темы, рассказов о
произведениях искусства, их анализе, сочинения стихов и рассказов, на занятиях
по изобразительной деятельности, занятиях в художественных кружках.
Эстетическое воспитание направлено на умение младших школьников видеть
прекрасное в действительности. А его основой является искусство с его видами,
но особую роль играет живопись, которая пробуждает у учащихся чувство красот

Одним из средств
духовно-нравственного воспитания школьников является иконопись. Это связано с
тем, что икона обращена к духу и сердцу человека, она дает ему духовную пищу,
которую несет в своей художественной форме (в цвете, линии, композиции,
символизме, зримых формах).

Воспитывающие возможности
древнерусской иконописи наиболее эффективно проявляются при соблюдении
педагогических условий, использовании предложенных в программе методических
рекомендаций и подобранного иллюстративного материала. На примере древнерусских
икон можно раскрыть сущность основных нравственных категорий (добро, зло,
красота, истина, любовь, патриотизм, терпимость, дружба и др.); развить
эмоционально-ценностное отношение школьников к общественным явлениям и
процессам, умение видеть духовно-нравственную сторону действий людей; помочь
школьникам в нравственном самоанализе, который лежит в основе духовного
самосовершенствования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЖАНРА ИКОНОПИСИ 1.1 Развитие иконопси как жанра живописи Различные формы верований – это
одна из имманентных форм адаптации человека к окружающему миру, удовлетворения
его духовных потребностей. Само искусство – это практическая деятельность
человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей, а предмет
искусства – человек и его отношения с окружающим миром.

Главным художественным средством
выражения религии является иконопись – сакрально-ритуальное искусство,
призванное возводить «внутренний» взор каждого зрителя от образа к первообразу,
в котором отображается не бытовой мир, а действительность «духовных» очей.

Вопрос взаимоотношения религии и
искусства, естественно, имеет несколько сторон. Так, например, искусство может
быть полностью подчиненно верованию, то есть идти строго по канонам, указанным
церковью или другим регламентом религии, изображать только то что она велит и
как она велит [3, с. 352].

В современных условиях знание
традиций и ценностей искусства религиозного жанра является важным компонентом
культуры. Религиозная живопись в литературе в основном определяется как жанр
изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из
Библии и Евангелия. На наш взгляд, к этому жанру относятся изображения
церковно-исторические, святые, празднование православных праздников, а также
различные религиозные композиции. Поэтому в религиозную живопись должны
включаться не только эпизоды из Библии и Евангелия, но и из таких мировых
вероучений как буддизм, ислам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы