Профессионально-творческий практикум Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Методология работы с информацией как важнейший аспект профессионализма журналистской деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты информации как общенаучной категории. 5

1.1.   Сущность и содержание
понятия «информация». 5

1.2. Массовая
информация и ее роль в современном обществе. 8

1.3.  Массовая информация в системе общественной
безопасности. 13

Глава 2.
Методология работы с информацией. 19

в
профессиональной журналистике. 19

2.1.
Журналистика и ее информационная инфраструктура. 19

2.2. Основные
этапы работы журналиста с информационным материалом. 24

2.3.
Особенности работы с информацией в аспекте профессионализма журналисткой
деятельности. 28

Заключение. 34

Список
используемой литературы.. 37

 

  

Введение:

 

Актуальность работы.
Информация является ключевым фактором, от которого зависит эффективность
деятельности и перспективы развития социума. Свое влияние средства массовой
коммуникации и информации производят путем воздействия на чувства и разум
индивида, на подсознание и сознание каждого индивида посредством самых
различных средств. Так, выдающийся русский академик Бехтерев В. М.
утверждает, что массовая информация является средством актуализации, как
пропаганды, так и внушения, но для пропаганды информация является способом
передачи смыслов, а для внушения является способом воздействия на восприятие
данных смыслов[1].

Средства
массовой информации на сегодняшний день считаются исторически сложившейся,
устойчивой формой организации деятельности в социуме, регулируемая нормами,
традициями и предписаниями, направлена на то, чтобы удовлетворять
фундаментальные общественные потребности в информации. Так, кандидат
исторических наук Бессольнов А. Б. утверждает, что массовая информация является
важнейшим средством идеологической ориентации человека, она является важным
элементом коммуникаций современного общества[2].

Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной темы были заложены в трудах
Ахмадулина
Е. В. «История российской журналистики начала ХХ века», Ворошилова В. В.
«Теория и практика массовой информации», «Журналистика», Желудевой Е.В.
«Профессия «журналист»: гуманитарное образование как условие развития
творческой личности», Ким М.П. «Журналистика: Технология профессионального
творчества», Мельник С. Г. «Общение в журналистике», Накорякова К.М. «Общение в
журналистике: секреты мастерства», Третьякова В.Т.  «Как стать знаменитым журналистом» и многих др.

Объект исследования – профессиональная журналистская деятельность.

Предмет исследования
методология работы с информацией
как важный аспект журналистского профессионализма.

Цель исследования
– изучить методы работы с информацией в профессиональной журналистике.

 Для
достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность и
содержание понятия «информация»;

2.
 изучить информацию и ее роль в
современном обществе;

3.
проанализировать влияние информации на безопасность;

4.
рассмотреть журналистику и ее информационное окружение;

5.
определить основные этапы работы с журналистским материалом;

6. изучить особенности работы с
информацией, как с важным аспектом профессионализма журналисткой деятельности.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы по проблеме
исследования.

Теоретической
основой для исследования
послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы
включает
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.



 



[1] Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб, 2009 —
286с. Питер, 2001.

[2] Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие / А. Б. Бессольнов, О. С. Осипова;
М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. — Гомель: БелГУТ,
2006. — 145 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, особое место в системе
социального воспроизводства принадлежит журналистике, являющейся социальным
институтом, который занимается непрерывной выработкой общественного группового
и индивидуального сознания и называется «духовным производством», включающим
производство науки и искусства, идеологии и технологий, процессы воспитания и
обучения, просвещения и образования, а также виды их распространения.

По отношению к структуре духовного
производства журналистика выступает как важнейший элемент социальной
инфраструктуры, который на основе достижений и представлений цивилизации и
культуры осуществляет в обществе информационно-вещательную деятельность.

Деятельность по сбору, обработке,
компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности
во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные,
технические, творческие и другие структуры журналистики. Высокая информативность
журналистских произведений достигается не только увеличением количества
сведений о фактах и качеством комментирования, что обусловлено характером
взаимодействия с аудиторией.

Журналистский текст несет в себе
особый вид информации – журналистскую информацию, которая характеризуется
комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакции на публикации: реакция
вовлечения – действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя
отношение получателя информации к описываемым реалиям; реакция исполнения –
действия, которые представляют собой непосредственное осуществление
рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;
реакция социальной гарантии – действия (готовность к действиям), в которых
проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые
последствия публикаций.

Данный комплекс объединяет в себе
специфическое свойство журналистской информации с ключевыми свойствами
индивидуальной и массовой информации.

Так, журналистская информация
характеризуется общим свойством действительности: будучи воплощением связи
человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый
действительный инструмент воздействия на этот мир.

Журналистской информации присуще
общее свойство всей массовой информации – универсальность: эта информация
действует далеко за пределами отдельной ситуации, вызывая ускорение или
торможение социальных процессов.

Журналистская информация
характеризуется идеолого-этической направленностью, способностью поставить
адресат информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в
контексте соответствования идеолого-этическим ценностям, представлениям о добре
и зле, благе, смысле жизни.

Журналист, оценивая ситуацию, о
которой пишет, опирается на свою систему ценностей, создает для адресата
информации возможность сопоставить критерии оценок и тем самым упрочить,
уточнить либо поменять те или иные из них.

В журналистской информации опорной
идеей выступает информация о системе ценностей, на которую опирается автор
материала, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями и принять
или не принять оценку ситуации и трактовку проблемы.

В оценках журналиста проявляется
уровень сформированности этических принципов, норм поведения.

Специфика деятельности журналиста
выражается следующими аспектами: поведенческим (инструментальным), который
связан с технологической стадией творческого процесса – сбором и обработкой
фактического материала и характером используемых журналистом для этой цели
приемов и способов; вербальным (содержательным), который связан с собственно
творческой стадией упомянутого процесса – литературным оформлением собранного и
обработанного фактического материала и характером используемых для этой цели
понятий и образов, а также лексических, стилистических и композиционных
средств.

Что касается первой стадии
творческого процесса – выбор темы, то в ней существует как поведенческий, так и
вербальный аспект. Здесь в чистом виде представлен моральный выбор журналиста,
окончательное решение следовать в дальнейшем определенной (этичной или
неэтичной) линии в работе с источником информации, персонажем произведения,
массовой аудиторией, текстом публикации.

И поведенческий, и вербальный аспекты
журналистской деятельности, в свою очередь, могут быть в зависимости от выбора
автором приемов и способов действий позитивно-моральными (нравственными) и
негативно-моральными (безнравственными).



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты информации как общенаучной категории

1.1.        
Сущность и содержание понятия «информация»

В
настоящее время понятие «информация» имеет следующее, юридически закрепленное в
ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149’ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»[1] определение: «Информация –
сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

В
общем случае, исходя из философской сущности, понятие «информация» объединяет
сферу разума и информационную сферу.

Слово
«информация» происходит от латинского informatio – то есть разъяснение,
изложение, осведомленность. Это одно из наиболее общих понятий науки,
обозначающей некоторые сведения. Само понятие «информация» обычно предполагает
наличие, по крайней мере, трех объектов – источника информации, потребителя
информации и передающей среды (в том числе и носителя) информации.

Не
вдаваясь в технические особенности рассматриваемой категории, следует обратить
внимание на следующее обстоятельство: сообщение, принятое потребителем, имеет
для потребителя определенный смысл (то есть информацию), отличный от самого
факта поступления этого сообщения, тогда и только тогда, когда между источником
и потребителем информации достигнуты или установлены специальные соглашения, в
соответствии с которыми сообщение интерпретируется, иными словами – из
получаемого сигнала извлекается понятный потребителю смысл: простая физическая
регистрация принятого сигнала или сообщения еще не означает, что от источника
получена информация, если с помощью известных потребителю правил из этого
сигнала не будет извлечен смысл.

Информация
является основным материалом мышления, лежит в основе всякой умственной
деятельности, вне их не имеет смысла и может передаваться между мыслящими
объектами тем или иным путем, если соответствующие сообщения однозначно
переводятся на общий для них язык[2].

Из
приведенной дефиниции категории «информация» непосредственно вытекает то, что
ключевым элементом любой умственной и тем более научной деятельности является
понятийный аппарат, точность и строгость его формирования и определения.

Осознание
смысла категории «информация», вытекающего из озвученной дефиниции и его
сущности, позволяет непосредственно увидеть предпосылки и причины его
рассмотрения как системообразующей категории.

При
этом для того чтобы подчеркнуть системный характер рассмотрения всего множества
информационных ресурсов как совокупности сведений (сообщений, данных), которые
имеют национальную принадлежность независимо от формы их представления, а также
в случае, когда речь идет обо всем комплексе связанных с ней отношений, может
использоваться понятие «система информации» как взаимоувязанная совокупность
информационных ресурсов или информационных фондов (фондов информации).

Понятие
«информационная система» также имеет юридически закрепленное в ст. 2
Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»[3] определение:
«Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Из
приведенного определения следует, что изначально понятие «информационная
система» является более общей категорией по отношению к понятию «система
информации», поскольку, как уже отмечалось, прилагательное «информационная»
указывает на то, что рассматриваемая система имеет отношение к информации,
связана с информацией.

Указанное
обстоятельство и обусловливает использование различными исследователями
расширенного по отношению к категории «информация» определения категории
«информационная система».

Например,
понятие «информационная система» в широком смысле представляет собой совокупность
информационных ресурсов, информационных институтов и инфраструктуры, в процессе
функционирования, которых формируются и используются информационные фонды
(фонды информации).

При
таком понимании в состав информационной системы могут включаться и информационно-телекоммуникационные
сети, определение понятия которых также закреплено в ст. 2 Федерального закона
от 27 июля 2006 г. № 149’ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации»[4]:

«Информационно-телекоммуникационная
сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи
информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств
вычислительной техники».

Исходя
из сформулированных положений, можно заключить, что информационная система в
своей основе является функциональной системой в отличие от системы информации,
которая по своей сути является нематериальной, поскольку сама информация:


это, прежде всего, сведения (сообщения, данные);


сведения (сообщения, данные) являются основным материалом мышления, лежат в
основе всякой умственной деятельности;


вне умственной деятельности сведения не имеют смысла и могут передаваться
только между мыслящими объектами тем или иным путем, если соответствующие
сообщения однозначно переводятся на общий для них язык.



[1] Федеральный закон
от 27 июля 2006 г. № 149’ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» / Российская газета. 29 июля 2006 г. № 165, Собрание
законодательства РФ. 31 июля 2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3448; Парламентская
газета. 3 августа 2006 г. № 126–127.

[2] Всемирная
энциклопедия. Философия. М.: АСТ; Минск: ХАРВЕСТ, Современный литератор, 2001.
– С. 428.

[3] Федеральный закон
от 27 июля 2006 г. № 149’ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» / Российская газета. 29 июля 2006 г. № 165, Собрание
законодательства РФ. 31 июля 2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3448; Парламентская
газета. 3 августа 2006 г. № 126–127.

[4] Федеральный закон от 27 июля 2006
г. № 149’ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» /
Российская газета. 29 июля 2006 г. № 165, Собрание законодательства РФ. 31 июля
2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3448; Парламентская газета. 3 августа 2006 г. №
126–127.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы