Курсовая с практикой на тему Методология исследования экономики отраслевых рынков и поведения фирм в мировой экономической литературе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ И ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ 5
1.1 Понятие экономики отраслевых рынков: методологические подходы 5
1.2 Современное понимание «входных барьеров» в отраслевых рынках экономики 9
2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ И ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ 15
2.1 Особенности и отличительные характеристики отраслевого рынка на примере дорожного строительства 15
2.2 Влияние цифровизации экономики на формирование отраслевых рынков транспортных онлайн-услуг 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Данная работа посвящена изучению методологии исследования экономики отраслевых рынков и поведения фирм в мировой экономической литературе.
Актуальность рассматриваемой темы определяется ростом интереса к изучаемым проблемам во многих странах мира, включая Россию. Развитие рыночных отношений обусловливает необходимость углубленного изучения и поиска возможностей использования связей между структурой рынка и параметрами его результативности для проведения эффективной промышленной и антимонопольной политики внутри государства, успешного развития мировой торговли, решения ряда других проблем.
Развитие экономики на основе ее интенсификации — одна из основных целей устойчивого развития Российской Федерации. Современным инструментом интенсификации и повышения ее эффективности является повсеместное внедрение цифровых технологий, иными словами, создание цифровой экономики.
Цифровая трансформация экономики в России основывается на быстром развитии информационно-коммуникационных технологий. Этому процессу сопутствует внедрение новых явлений, связанных с электронными услугами, таких как: электронная сделка, электронная торговля, цифровой актив, цифровая инфраструктура, цифровой продукт, цифровая трансформация экономики. В связи с этим на современном этапе интересным представляется формирование методологии исследования отраслевых рынков и поведения фирм в условиях онлайн-среды.
Цель работы – рассмотреть методологические подходы к исследованию экономики отраслевых рынков и выявить особенности поведения фирм на основе изучения мировой экономической литературы.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие экономики отраслевых рынков, сравнить методологические подходы;
2) рассмотреть современное понимание «входных барьеров» в отраслевых рынках экономики;
3) выявить особенности и отличительные характеристики отраслевого рынка на примере дорожного строительства;
4) выявить особенности влияния цифровизации экономики на формирование отраслевых рынков транспортных онлайн-услуг.
Объект исследования – поведение фирм на отраслевых рынках.
Предмет исследования – методологические основы развития отраслевых рынков.
В работе применялись такие методы, как6 анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена изучению вопросов развития методологии исследования экономики отраслевых рынков и поведения фирм. Во второй главе работы нами рассматриваются современные методологические подходы к исследованию экономики отдельных видов отраслевых рынков и поведения фирм.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам методологии исследования экономики отраслевых рынков, опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Выявлено, что экономика отраслевых рынков является относительно новой областью экономической теории, особенно бурно развивающейся в настоящее время. Под экономикой отраслевых рынков понимается особая область знаний, наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающая в себя особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов. Она показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство. В мировой экономической науке нет единой методологии, единого подхода к изучению структуры отраслевых рынков. Среди них выделяют два основных: подход с точки зрения парадигмы «структура-поведение- результат» — Гарвардская традиция (парадигма, школа); подход с точки зрения теории цен (или микроэкономический подход) — Чикагская школа. Выявлены различия этих подходов.
2) Дано современное понимание «входных барьеров» в отраслевых рынках экономики. Рассмотрены и систематизированы барьеры входа на рынок, как факторов, сдерживающих появление новых игроков в отрасли. Сделан вывод о том, что присутствие «входных барьеров» в отраслевых рынках экономики отрицательно влияет на конкуренцию, следовательно, на качество товаров и услуг.
3) Рассмотрены особенности и отличительные характеристики отраслевого рынка на примере дорожного строительства. Проведен анализ особенностей и отличительных характеристик отраслевого рынка дорожного строительства Московской области и порядок взаимодействия участников рынка. Исследованы классификация и характер продукции и услуг. Определена продуктовая структура. Выделены ключевые потребители продукции и рассмотрена их доля рынка. Определены основные источником финансирования и экономические субъекты отрасли. Описана процедура экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Исследован механизм ценообразования. Выделены основные стадии жизненного цикла дорожного строительства.
4) В условиях экономики совместного потребления в России активно развивается рынок онлайн-агрегаторов за счет прямых сделок между домашними хозяйствами, которые являются потребителями услуг цифровых платформ, в том числе при оказании транспортных услуг, обеспечивая спрос и предложение. Рыночная концепция онлайн-агрегатора «Яндес.Такси» активно расширяется, включая слияние с Uber, развитие сервиса скоростной доставки еды Foodfox, продвижение каршерингового сервиса. Однако выявляются три проблемы с точки зрения управления рынком онлайн-такси. Первая — рост скрытой и неформальной занятости водителей такси. Вторая — увеличение числа «теневых» заказов «Яндекс. Такси», что приводит к заниженной оценке доходов компании транспортных услуг и требует повышения эффективности управления в этой сфере. Третья — взимание онлайн-платформой с таксистов платежей в виде комиссии за их вызов. Объемы платежей, получаемых от таксистов за переданные им заказы, обороты электронных посредников частично скрываются от налогового и статистического учета, что не позволяет проводить корректировку макроэкономических показателей.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена авторским подходом к исследованию проблемы. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов при анализе различных видов отраслевых рынков и поведения фирм. В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить поиск путей совершенствования экономических отношений на различных типах отраслевых рынков.
Фрагмент текста работы:
Экономика отраслевых рынков — особая область знаний, наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающая в себя особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов. Она показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство .
Экономика отраслевых рынков является относительно новой областью экономической теории, особенно бурно развивающейся в настоящее время. В России интерес к исследованию развития отраслевых рынков появился в 90-е гг. XX века, в связи с началом осуществления радикальных реформ.
Необходимой базой для изучения данного экономики отраслевых рынков является микроэкономика. Однако, это отдельная область знания. ЭОР включает такие темы, которые не рассматриваются вообще или рассматриваются недостаточно глубоко в микроэкономике. Например, поведение доминирующей фирмы, способы динамического ценообразования, вопросы вертикальной интеграции.
Различие между микроэкономикой и экономикой отраслевых рынков заключается в методах исследования. В теории отраслевых рынков принята гораздо большая свобода сочетания различных взаимодополняющих или противоречащих друг другу подходов. В современных исследованиях по экономике отраслевых рынков свободно сочетаются эмпирические факты (о деятельности конкретных фирм и рынков) и модели с использованием различных математических методов (теория вероятностей, теория игр, регрессионный анализ), а также поведенческие теории, теории организаций, описательные модели (теория трансакционных затрат).
Существует неразрывная связь теории организации отраслевых рынков с маркетингом, которая дает теоретическую базу для проведения маркетинговых исследований. Теория рыночных структур имеет точки соприкосновения и с теорией фирмы, предоставляя углубленное понимание места и роли фирмы в экономике и экономической теории, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и ее поведения во внешней среде.
Существует взаимосвязь экономики отраслевых рынков с теорией менеджмента. Концепции рыночных структур представляют теоретические основы управления фирмой, углубляя понимание закономерностей как рыночного поведения фирмы, так и ее внутренней организации.
Первые попытки обособления этой области экономических знаний относятся к 1887-1915 гг., когда в США появились федеральные антитрестовские законы и были созданы соответствующие антимонопольные государственные органы, а особая популярность приобретается в период с 1933 по 1940 гг. В условиях «Великой депрессии» новое развитие экономической теории побуждалось изменением общепризнанной оценки роли конкуренции, осознанием безальтернативности расширения пределов государственного регулирования. Интерес к исследованию развития отраслевых рынков поостыл после второй мировой войны, когда логика событий подтолкнула к переключению деятельности многих американских ученых на изучение проблем экономической стабилизации и слаборазвитых экономических регионов. Однако через некоторое время интерес к этой области пробуждается вновь.
В развитии ЭОР выделяют два направления :
— эмпирическое, отражающее наблюдения за реальным поведением фирм, обобщающий практический опыт;
— теоретическое, непосредственно связанное с теорией фирмы.
В рамках эмпирической школы акцент сделан на признании факта уникальности каждой фирмы, выпускаемых ею продуктов, ситуаций и факторов, влияющих на ее поведение.
Представители теоретического направления исследовали влияние цен и объемов выпуска на эффективность размещения ресурсов, анализировали различные рыночные структуры и их воздействие на экономику.