SMART - менеджмент Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Методология формирования целей Smart

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ SMART 6

1.1. История появления и сущность методологии формирования целей SMART 6

1.2. Структура целей и задач системы SMART 9

1.3. Правила и методы формирования целей по методологии SMART 14

2. ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ SMART В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ 19

2.1. Возможности применения методологии SMART в управлении организацией 19

2.2. Практика освоения системы SMART на российских предприятиях и организациях 21

2.3. Использование методологии SMART на примере российской компании «Роснефть» 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

  

Введение:

 

Актуальность данной работы заключается в том, что ситуация, возникшая в современном менеджменте, непрерывно усложняется, а ее стратегическая направленность все более становится востребованной на данное время; то есть теряющей свою перспективность из-за множества проблем, разнообразие и число которых растет. Для российского менеджмента изменения нечетки: изучение поведения работников недостаточно, а оценка стратегического результата предполагает непрерывное уточнение цели.

Любой человек в течение года ставит более 10 000 целей, и определяет их как «главные», и промежуточные. Этот научно доказанный факт отлично отражает роль целеполагания в современном мире. Оно окружает нас с самого детства и существует буквально повсюду: в школе, когда детям ставят цель «учиться на отлично», благодаря которой они развиваются в самых разных направлениях; в высшем учебном заведении, когда перед студентом стоят более серьезные и профессиональные цели, такие как «защитить дипломную работу» или «получить грант на стажировку»; на работе, где цели от «составить отчет» до «получить должность руководителя отдела» окружают взрослого человека; и даже дома, ведь иногда обыкновенная уборка в квартире превращается во что-то глобальное. Знание цели организует деятельность, задает направление ее развития. Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.

Наиболее продуктивными для процесса целеполагания являются взаимосвязи его компонентов с ценностными ориентациями на самореализацию, творчество и работу. Однако цели необходимы не только человеку, но и всем существующим организациям, ведь только так можно поспособствовать повышению уровня их конкурентоспособности. И часто случаются ситуации, когда компании «не выдерживают» рыночной конкуренции и уходят с рынка из-за неправильной постановки целей. Справедливости ради стоит сказать, что в постиндустриальном обществе существует множество методов постановки целей, и SMART — один из них.

Технология SMART — современный подход к постановке рабочих целей, диапазон использования, которого поистине широк: от менеджмента до проектного управления. Его особенность состоит в том, что он помогает конкретизировать желаемый результат, необходимый для какой-либо организации, а также сделать его «более достижимым» с помощью четкой системы визуализации и реализации цели.

Целью исследования в данной работе является рассмотрение особенностей методологии формирования целей SMART.

Достижение поставленной цели реализуется посредством выполнения следующих задач:

— рассмотреть теоретические основы формирования целей SMART;

— проанализировать практику освоения и применение методологии SMART в управлении организациями и предприятиями.

Объектом исследования являются цели SMART.

Предметом исследования является специфика методологии формирования целей SMART в организациях и предприятиях.

Методологическая база исследования:

— системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, метод экспертных оценок, статистические методы обработки информации;

— современные концепции, отраженные в научно-исследовательской литературе (книгах, справочниках, журналах, энциклопедиях, учебных пособиях и пр.).

Теоретическая значимость – выбранная для рассмотрения проблематика может быть рассмотрена в учебном процессе для преподавания курса «SMART — менеджмент».

Практическая значимость – основные положения и выводы могут использоваться в качестве основы для практического применения особенностей методологии формирования целей SMART в деятельности организаций и предприятий.

Исследовательская работа построена следующим образом — введение, основная часть (две главы теоретического, аналитического и практического содержания), заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формулирование цели еще не гарантирует успеха в начинании. Но это хорошее начало, которое, согласно народной поговорке, определяет успех половины дела. Грамотно сформулированная цель не кажется неподъемной, не пугает, не отталкивает и не позволяет прокрастинации сковать энтузиазм ваших сотрудников. Именно поэтому SMART применяется в бизнесе и управлении повсеместно, независимо от сферы деятельности компании и квалификации сотрудников.

SMART не заменяет теории целеполагания и ключевых принципов планирования. Технология постановки целей SMART идеально соответствует общим правилам и принципам, концептуально не противоречит им.

При этом можно выделить плюсы и минусы SMART-целей.

Положительные стороны SMART-цели проекта:

— четкая определенность: стремиться к ясно поставленной цели намного проще, и однажды она будет достигнута (если, конечно, останется актуальной);

— практичность: описание цели по системе SMART фактически является планированием конкретных шагов, которые предстоит проделать;

— универсальность: используя простой алгоритм SMART, можно ставить цели не только в сфере управления крупным бизнесом, но и упорядочивать личные дела, вести любые проекты;

— экономия ресурсов: методика SMART позволяет сэкономить как время, так и трудозатраты одновременно с повышением производительности труда (благодаря тому, что работа персонала четко регламентирована);

— мотивация: точные и доходчивые распоряжения и ясно прописанные функциональные роли мотивируют каждого работника, что, в итоге, улучшает показатели всего отдела.

Недостатки целей по SMART:

— неясность на уровне тактики. С помощью методики SMART удобно ставить стратегические цели, но, когда доходит до конкретных действий, не всегда понятно, с чего начинать;

— сопротивление персонала: строгие цели и слишком высокие плановые показатели вызывают непонимание и раздражение со стороны работников. Старайтесь согласовывать тактические планы с ними;

— груз срочных задач: помимо реализации SMART-цели, всегда есть и рутинные задачи, которые требуют внимания. А иногда текучка выходит из-под контроля, и приходится заниматься только тем, что срочно, а не тем, что прописано в SMART.

В рамках исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что были выполнены все поставленные задачи, а именно:

— рассмотрены теоретические основы формирования целей SMART, в частности, история появления и сущность методологии формирования целей SMART, структура целей и задач системы SMART, а также правила и методы формирования целей по методологии SMART;

— проанализирована практика освоения и применение методологии SMART в управлении организациями и предприятиями, собственно, возможности применения методологии SMART в управлении организацией, практика освоения системы SMART на российских предприятиях и организациях, а также использование методологии SMART на примере российской компании «Роснефть».

Следовательно, цель работы достигнута в полном объеме, в ходе исследования сделаны соответствующие выводы.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ SMART

1.1. История появления и сущность методологии формирования целей SMART

Установка целей имеет жизненно особое значение для эффективной работы бизнеса. Так, 50% малых предприятий терпят неудачу в течение первых пяти лет работы – многие владельцы крутятся как «белка в колесе», едва справляясь с текущими проблемами, и не уделяют внимания стратегии, планированию и целям предприятия.

В отличие от других подходов к целеполаганию, SMART позволяет прояснить свои идеи, сосредоточить усилия, продуктивно рассчитывать свое время и ресурсы, а также увеличить свои шансы на достижение того, чего вы хотите от жизни.

Впервые техника SMART появилась в тайм-менеджменте еще в конце 80-х годов двадцатого века. Она была создана на стыке бизнеса и менеджмента, но заговорили о ней далеко не сразу. Сначала, в 1968 году, американский психолог Эдвин Локк в своих исследованиях пришел к тому, что успех любого дела во многом предопределяет верная постановка цели. Спустя несколько лет зародилась концепция «управления через цели» под началом специалиста по менеджменту Питера Друкера. В литературе начали мелькать такие критерии эффективных целей, как конкретность, измеримость и постановка дедлайнов. Собрал все эти идеи воедино бизнес-консультант Джордж Доран: в 1981 году в журнале Management Review вышла его статья «Умный способ постановки целей и задач для менеджеров» (There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives). Так появилась официальная формулировка данной системы, и метод SMART стал использоваться повсеместно.

Метод SMART — это подход к постановке целей, который помогает выбрать формулировку желаемого результата, дает чувство направления и помогает организовать и достичь целей. Это просто форма записи ваших целей, а не методика их достижения. SMART — это мнемоническая аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач. Альтернативным подходом является Модель GROW.

Расшифровка аббревиатуры на самом деле это критерии SMART-цели, а именно:

— S — конкретная (Specific): четко определенная, ясная и недвусмысленная;

— M — измеримая (Measurable): с конкретными показателями, которые способны наглядно продемонстрировать ваш прогресс в достижении цели;

— A — Достижимая (Attainable): реалистичная, которую точно можно осуществить;

— R — Релевантная (Relevant): соответствующая вашей жизненной цели и текущему положению дел;

— T — Своевременная (Time-bound): привязанная к определенному отрезку времени, то есть с точной датой ее начала и окончания.

За время существования системы ее дорабатывали: добавляли критерии целей по SMART и по-новому расшифровывали существующие.

Ниже приведены примеры видоизмененных моделей:

SMARTER — дополнительные критерии: оцениваемая (evaluated) и пересматриваемая (reviewed). Здесь уточнили, что цель по SMART — это такая цель, которую можно оценить на адекватность, достижимость и т.д. Критерий «Пересматриваемая» означает, что по мере изменения внешних и внутренних факторов цель можно и нужно пересматривать и корректировать. Например, в период экономического кризиса, при смене исполнителей, поставщиков и т.д.

SMARTER — дополнительные критерии: экологичная (ecological) и записанная (recorder). Экологичность цели означает то, что изменения, которые повлечет за собой ее выполнение, будут безопасными для компании и сотрудников. Записанная цель — зафиксированная на бумажном или электронном носителе.

SMART — дополнительные критерии: отслеживаемая (trackable) и согласованная с другими целями (agreed). Здесь ничего нового, просто сделали акцент на том, что выполнение цели нужно мониторить, и что ставим только цели, согласованные с другими целями компании.

Все известные варианты расшифровок, которые имеют место на практике:

— S — это не только конкретная (specific), но также существенная (significant), расширяемая (stretchable), простая (simple);

— M — это не только измеряемая (measurable), но и мотивирующая (motivational), значимая (meaningful), управляемая (manageable);

— A — это не только достижимая (achievable, attainable), но и согласованная (agreed), приемлемая (acceptable), подходящая (appropriate), применимая на практике (actionable), ориентированная на действие (action-oriented), амбициозная (ambitious), согласованная с корпоративными целями (aligned with corporate goals);

— R — это не только актуальная (relevant), но и реалистичная (realistic), ориентированная на результат (result oriented), обеспеченная ресурсами (resourced), обоснованная (reasonable);

— T это не только ограниченная во времени (time-bound), но и приуроченная к определенному времени (timed), отслеживаемая (trackable), тестируемая (testable), своевременная (timely).

Таким образом, при помощи методики SMART можно проработать свои идеи, привязать их к реальности, мотивировать себя и подобрать оптимальные пути для их достижения. SMART-цели более эффективны, потому, что нереалистичные или общие цели заведомо настраивают на неудачу, так как без заданного направления можно потеряться, предъявлять к себе завышенные требования и расходовать энергию непродуктивно. Преимущество SMART-целей же в том, что они позволяют контролировать движение к результату от и до.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы