Методология и методы исследования народной художественной культуры Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Методологические подходы к изучению свадебного обряда

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА: ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА 6
1.1 Понятие и структура свадебного обряда 6
1.2 Атрибутика свадебного обряда и ее символика 10
1.3 Свадебные песни и приметы 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО УРАЛА 28
2.1 Проблемы сохранения и развития традиционной свадебно-обрядовой культуры Южного Урала в современных условиях 28
2.2 Роль и место современного свадебного обряда в межкультурной коммуникации 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

  

Введение:

 

Издавна на Руси было три главных события: рождение, свадьба и смерть. Испокон веков свадьба на Руси была одним из самых сложных и интересных явлений обыденной, праздничной и ритуальной жизни народа. Нигде так не проявлялся древний быт и народные верования русского народа, как в свадьбе.
Являясь одновременно церковным, языческим и светским праздником, русская свадьба [6 с. 640] выступала поворотным пунктом в жизни новобрачных и становилась незабываемым событием для остальных участников. Свадьба объединяла; свадьба опьяняла; свадьба дарила редкое ощущение полноты бытия; свадьба делала людей щедрее, веселее и добрее.
До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд «венчания» и собственно свадьба, «веселье» — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как «волхования», не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.
Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные.
Как правило, все важные события в жизни человека сопровождались особыми обрядами, заговорами, приговорами и, конечно, песнями. По сути, вся жизнь человека проходила в тесной связи с песней, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл можно считать олицетворением жизненного пути человека от рождения до смерти. Песни поют и младенцу в колыбели, уже чувствующему окружающий мир, но пока не научившемуся понимать его, и старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.
Данная тема актуальна и в настоящее время [2 с. 210], что обусловлено возрождением интереса к народным традициям и фольклору. Фольклор выступает народной литературой, которая всегда выражала понимание явлений жизни и природы, надежды и чаяния, судьбы и идеалы народа. Задача сохранения традиционной культуры не может быть решена без изучения свадебных обрядов как уникальных фольклорных произведений.
Многоаспектные исследования традиционной свадьбы, а также разработка и реализация творческих проектов, связанных с возрождением традиций данного обряда сегодня особенно актуальны и востребованы.
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи [14 с. 110], являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов — столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Цель работы: охарактеризовать процесс формирования свадебного обряда.
Задачи работы:
— охарактеризовать содержание основных понятий темы;
— проследить формирование основных этапов свадебного обряда;
— раскрыть структуру свадебного обряда;
— раскрыть истоки и содержание свадебных ритуалов [20 с. 120];
— ознакомится со свадебными приметами и суевериями.
Объект исследования — свадебный обряд и его традиции.
Предмет исследования — знаковая система свадебного обряда в контексте культуры
Степень изученности данной темы курсовой работы достаточно велика к ней в различное время обращались исследователи: О.И.Алексеева, Т.И.Калужникова, В.М.Щуров, М.С.Жиров, О.Я Жирова, Л.П.Сараева.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Методы исследования: изучение и анализ этнографической, исторической и методической литературы
Актуальность работы: представленная работа актуальна и может быть применима на практике в области свадебной индустрии, так как дает широкое представление о свадебной обрядности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Целью данной курсовой работы являлось изучение и характеристика процесса формирования свадебного обряда. В ходе проведенной работы были раскрыты основные принципы формирования свадебного обряда русских людей в разные времена.
Можно заметить, что в основе свадебного обряда, независимо от времени, социального слоя, и прочих факторов, влияющих на жизнь людей, использовались определенные, конкретные ритуалы, основные обрядовые элементы. Создание семьи, продолжение рода — одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак — одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
В данной работе представлены результаты изучения структуры и названий действий свадебного обряда. Выявлена регулятивная функция свадебного обряда, его общественная значимость в создании семьи. Исследование показало наличие общего в корпусе свадебных примет.
Свадебные обряды имеют несколько этапов: предсобытие, событие и постсобытие, и каждый в свою очередь подтверждается схожим набором примет и названий действий свадебного обряда, причем центральное место в структуре свадебного обряда, как в русских, так и в английских приметах, занимает акт венчания. Акт венчания – это публичное, строго регламентированное действие, приобретающее юридическое значение. Соблюдаемые в нем ритуально-мифические действия и атропейные ритуалы нацелены на обеспечение любви и счастливого брака, здоровья и долгой жизни супругов, легкую, богатую жизнь, прогнозирование главенства в семье и будущего замужества сестер или подруг невесты.
Исходя из растущего интереса к народным традициям и фольклору, в данной работе исследовался феномен русской свадебной обрядовой песни как текста, обладающего сакральностью и глубоким психологизмом.
Рассматривалась роль песни в различных частях свадебного обряда, подробно останавливаясь на предсвадебных песнях девичника. В данной работе прослеживается влияние песенного текста на эмоциональное состояние невесты, обусловливающее важность момента перехода русской девушки в качественно иное состояние замужества; отмечается значимость особой смысловой нагрузки песен русской свадьбы для будущей семейной жизни.
Также важно отметить многозначность символики зерна в контексте свадебного обряда. Немногочисленные факты, рассмотренные в данной работе, позволяют сделать выводы о том, что, во-первых, символически зерно использовалось в свадебном обряде не только русских и украинцев, но и других славян. Во-вторых, как и многие другие символы, зерно и символические действия с ним, в частности, обсыпание, имели несколько значений: вечного круговорота жизни и смерти, благополучия, достатка, красоты. Зерно в результате контагиозной магии было проводником желаний и стремлений людей (притягивало женихов к незамужним девушкам), в качестве оберега, зерно обеспечивало богатый урожай, тем самым побеждая голод и смерть. Зерно, по убеждениям предков, — символ вечной жизни на земле.
К сожалению, сегодня многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т.е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе.
Но значение обрядов велико, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен, и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с друга). Это помогает строить семейные отношения, налаживать быт и вести хозяйство. Наши предки очень внимательно и серьёзно подходили к устройству семьи, и мы сегодня можем пользоваться этим опытом, проверенным веками.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА:
ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА
1.1 Понятие и структура свадебного обряда
Современный мир представляет собой пространство, в котором каждая культура существует как следствие межкультурного взаимодействия, духовным стержнем которого является каждая традиционная культура, вмещающаяся в себя реалии других культур, с которыми она вступала во взаимодействие в ходе исторического процесса. Это дает основание говорить о том, что сегодня «чистых» культур практически не существует в реальном мире.
Будучи «человеком культуры», носителем национальных (этнических) культурных ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает не только принятые культурные ориентиры, которые явились отголоском межкультурного взаимодействия, но и «заимствует» их из других культур под влиянием как глобализации (на общем уровне развития), так и из результатов конкретного общения не только с представителями, но и с системами, знаками и пр. из других культур, отдавая им предпочтение. В этом случае, не только произведения искусства, литературы, музыки, но и киноиндустрии становятся как «носителями», так и «трансляторами» ценностей инокультур (других культур).
Одним из ярких примеров этого процесса является процедура свадьбы [1 с. 10], которая отражает не только традиционные, но и «воспринятые» элементы из других культур, что дает основание рассматривать современную свадьбу в рамках межкультурной коммуникации.
Проблема понимания свадебного ритуала как целостной этномузыкальной системы особенно актуальна для поздних фольклорных традиций, основанных на культурном опыте переселенцев. При этом’ определенную сложность представляет выявление механизмов устойчивости и сохранения фольклорного наследия, осознание принципов взаимодействия полистилистических элементов внутри одной этнокультурной зоны [2 с. 230]. Моделирующая роль свадьбы в обрядах семейного и календарного циклов рассматривается в трудах Байбурина А.К., Левинтона Г.А., Ереминой В.И., Земцовского И.И., Пашиной О.А. [22 с. 70], Толстой С.М.
Если учесть, что процедура свадьбы отражает не только глобализационные тенденции, но и творческие (художественные), то отмечаем, что она несет в себе и ценностный характер.
В данной работе стоит обратить внимание на то, что проведение процедуры свадебного обряда [13 с. 10] (как культурного процесса) в России диктует необходимость обращения к традиционным нормам, которые «придают» процедуре свадьбы национальный образ.
Среди обрядов жизненного цикла свадебный обряд отличается особым разнообразием. Большое место в традиционной свадебной обрядности отводилось различным символическим и магическим приёмам, которые были направлены на обеспечение продолжения рода, благополучия и богатства молодых, а также на защиту жениха и невесты от неблагоприятного воздействия со стороны злых сил.
В свадебном обряде принимали участие как многочисленные родственники жениха и невесты, так и соседи. Действия участников свадебного обряда строго регламентированы рядом традиционных предписаний и правил, которые сформировались в процессе длительного времени.
Прежде чем перейти к рассмотрению свадебного цикла, остановимся на некоторых общих вопросах, касающихся семейно-брачных отношений. Брачный возраст был связан с достижением половой зрелости. Необходимым условием для заключения брачного союза было согласие родителей с обеих сторон. При женитьбе сына главное имело благословение отца, а при выдаче дочери решающее слово принадлежало матери. Согласно обычному праву, женатый сын мог отделиться от родителей, при этом он получал определённую часть имущества родителей (скот, хозяйственный инвентарь, промысловые снасти и т.д.). Только единственный или младший сын, женившись, должен был жить со своими родителями и унаследовать всё хозяйство.
Весь цикл свадебного обряда можно разделить на три этапа: предсвадебный (выбор невесты, сватовство, сговор), свадебный (1 часть у невесты, 2 – у жениха), послесвадебный. На каждом этапе выполнялся комплекс бытовых и ритуальных действий. Все действия выполнялись на растущую луну, чтобы в дальнейшем молодая семья крепла, их род размножался и продолжался.
Родители юноши [20 с. 350], которому исполнилось 16-18 лет, обсуждали между собой вопрос женитьбы сына и проблему выбора невесты. Юноши такого возраста, как правило, были помощниками отца во всех хозяйственных делах и считались способными самостоятельно вести хозяйство. А для девушки возраст 16-18 лет считался обычным брачным возрастом. Родители придерживались обычая выдавать замуж, прежде всего, старшую дочь. Но были и такие случаи, когда сватали старшую дочь, а она не согласна или у неё был другой жених на примете, тогда она говорила, чтобы сватали младшую сестру.
Причину большой роли родителей в свадебном обряде в прошлом можно видеть в особенностях образа жизни и существовании родовой экзогамии. Экзогамные ограничения распространялись на родственников по отцовской линии. Не разрешались браки в степени родства «до 7 колена». При выборе невесты мать и отец юноши интересовали такие вопросы, как трудолюбие, умение шить, вести домашнее хозяйство и т.д., имущественное положение семьи и внешность девушки не играли важной роли. Сватали невесту, как правило, из другого селения, предпочтительно – из другой территориальной группы и обязательно из другой фратрии.
Свадебный фольклор того или иного этноса по своей структуре, составу и содержанию отражает типовые для данного общества представления о браке и о возникающей молодой семье.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы