Курсовая с практикой на тему Методика развития трудовых навыков у младших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема трудового воспитания дошкольников в дошкольной педагогике и психологии 6
1.2. Педагогические условия развития трудовых навыков у младших дошкольников 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Организация педагогической работы с детьми 20
2.2. Реализация программы по педагогической работе с детьми 26
2.3. Анализ педагогической работы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..40
Введение:
Актуальность исследования. Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания дошкольников. В третьем тысячелетии понятие «трудовое воспитание дошкольников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно-ориентированным и развивающим воспитанием, вопросами социализации личности ребенка и т.д. Вхождение России в рыночные отношения ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал.
К сожалению, в современных семьях редко встречается грамотное распределение домашних обязанностей между членами семьи. Зачастую все бытовые обязанности выполняются женщиной, а мужчины, приходя с работы, заняты домашним трудом в незначительной степени. Такой подход формирует в детях с ранних лет иждивенческие установки. Многие матери сами препятствуют формированию трудовых навыков и трудолюбия в целом у своих детей. Так, сначала они выполняют всю работу за ребенка, аргументируя это его неспособностью, затем оберегают его от домашней работы, желая обеспечить его безоблачным детством, после чего сензитивный период для освоения первичных трудовых навыков заканчивается, и привлекать ребенка к труду приходится уже помимо его воли и интереса.
Таким образом, можно выделить следующее противоречие. С одной стороны, важность труда в жизни ребенка и необходимость формирования трудовых навыков, начиная с дошкольного детства, в полной мере осознается всеми участниками педагогического процесса. С другой стороны, проблеме развития трудовых навыков детей уделяется недостаточное количество времени, часто родители откладывают приобщение детей к труду до последнего, что препятствует своевременному формированию трудолюбия в рамках сензитивного периода.
Цель исследования – теоретическое рассмотрение организации трудового воспитания дошкольников и проведение педагогической работы по трудовому воспитанию детей в ДОУ.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы исследования необходимо решение следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть проблему трудового воспитания дошкольников в педагогической науке.
2. Изучить педагогические условия, способы и средства организации трудового воспитания детей в ДОУ.
3. Организовать и реализовать программу по педагогической работе с детьми, направленную на их трудовое воспитание.
4. Выполнить анализ педагогической работы по трудовому воспитанию детей в ДОУ.
Объект исследования – методика развития трудовых навыков у младших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия организации трудового воспитания детей в ДОУ.
Гипотеза исследования – трудовое воспитание детей в ДОУ по направлению развития навыков самообслуживания будет проходить более эффективно при соблюдении следующих условий:
— при определении базовых навыков самообслуживания, критериях оценки их развития и уровнях помощи педагога;
— при планировании педагогической работы в режимные моменты, в ходе самостоятельной деятельности детей и интеграции с другими образовательными областями;
— при использовании разнообразных средств и методов работы: игр, потешек и пр.
Методы исследования: аналитический метод, статистический метод, экспериментальный метод, метод тестирования, метод опроса.
База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад». В качестве испытуемых в работе приняли участие воспитанники одной младшей группы дошкольного образовательного учреждения в количестве 20 человек.
Работа имеет следующую структуру. Она содержит введение, основную часть, заключение и список литературы. Основная часть представлена двумя главами, структурированными на параграфы. Заключение подводит основные итоги проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников. Также работа содержит 9 приложений.
Заключение:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – важная и востребованная практикой тема исследования. Изменения, произошедшие в обществе, за последние несколько десятков лет, привели к снижению ценности трудолюбия как черты характера. Нередко родители не стремятся привлекать своих подрастающих детей к труду, выполняют все обязанности за них, не видят необходимости в формировании навыков самообслуживания. Часть родителей ошибочно полагают, что дети со временем сами собой научатся самообслуживанию, а до тех пор проще и быстрее их одеть, покормить или умыть самостоятельно. Однако навыки труда, в целом, и самообслуживания, в частности, не формируются стихийно, но нуждаются в поддержке, как со стороны семьи, так и со стороны педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Поэтому именно проблеме организации трудового воспитания дошкольника в условиях ДОУ и была посвящена данная работа. По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что обеспечило теоретическое рассмотрение организации трудового воспитания дошкольников и проведение педагогической работы по трудовому воспитанию детей в ДОУ. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: — была рассмотрена проблема трудового воспитания дошкольников в педагогической науке; — были изучены педагогические условия, способы и средства организации трудового воспитания детей в ДОУ; — была организована и реализована программа по педагогической работе с детьми, направленная на их трудовое воспитание; — был выполнен анализ педагогической работы по трудовому воспитанию детей в ДОУ. Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что трудовое воспитание детей в ДОУ по направлению развития навыков самообслуживания будет проходить более эффективно при соблюдении следующих условий: — при определении базовых навыков самообслуживания, критериях оценки их развития и уровнях помощи педагога; — при планировании педагогической работы в режимные моменты, в ходе самостоятельной деятельности детей и интеграции с другими образовательными областями; — при использовании разнообразных средств и методов работы: игр, потешек и пр. Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза нашла свое подтверждение. В заключение необходимо отметить, что изученная тема исследования, на наш взгляд, обладает научными перспективами. Так, было бы полезным и востребованным в практическом отношении изучение динамики трудового воспитания дошкольников разных возрастов, а также аспектов преемственности трудового воспитания при переходе в начальную школу. Это исследование помогло бы составить адресные и конкретные рекомендации, способствующие непрерывному трудовому воспитанию ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема трудового воспитания дошкольников
в дошкольной педагогике и психологии
Трудовое воспитание – целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Это определение или иные его интерпретации, формулируемые в педагогических словарях, используются сегодня для описания понятия «трудовое воспитание».
Воспитание как целенаправленный процесс, реализуемый педагогами, обусловливается потребностями общества и напрямую связано с трудом. Воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер. Труд – основа человеческой жизни, формирования ее благосостояния. В воспитательной работе он должен быть одним из наиболее ключевых компонентов. Трудовые особенности не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этого следует, что трудовая подготовка, трудовое воспитание качества человека – это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благополучия.
Проблема трудового воспитания, в силу собственной практической значимости, всегда обращала на себя внимания исследователей. Проблемами трудового воспитания занимались педагоги и исследователи: Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн [25, 40, 35].
Большую роль в воспитании К.Д. Ушинский [40] придавал выработке у ребят любви к труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» [40] он произвел попытку дать обоснование важности труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о потребности совершенствовать идею соединения обучения с полезным трудом [40].
А.С. Макаренко [25] разработал основные вопросы методики трудового воспитания. Весьма значимы его замечания о том, что деятельность детей в семье должна быть рассчитана не «на небольшой этап времени», а на продолжительный период, для того, чтобы дети трудились не от случая к случаю, а имели постоянные трудовые прямые обязанности и, более того, несли ответственность за осуществление труда и за ее качество. Важно, чтобы трудовое участие детей в жизни семьи начиналось «очень рано», в дошкольном возрасте, в игре, а «с возрастом трудовые задания должны быть осложнены и изолированы от игры». В семье должна ощущаться обстановка коллективизма, как можно чаще выражаться поддержка одних членов семьи по взаимоотношению к другим, важно, чтобы старшие братья использовали работу младших не иначе, как в режиме обоюдной помощи, чтобы в семье не было ни малейшего трудового неравенства.
Понимая большую значимость труда в воспитании подрастающего поколения, в собственных работах часто затрагивал эту тему В.А. Сухомлинский [36]. По словам В.А. Сухомлинского [36], труд становится великим педагогом, если он входит в духовную жизнь наших детей, дает радость дружбы и товарищества, формирует любопытство и пытливость, вызывает волнующую радость, преодоление проблем, раскрывает всегда новую и новую красоту в находящемся вокруг мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без каких невозможна жизнь человека.
Исследователи педагогического творчества В.А. Сухомлинского [36] особенно акцентируют обоснованные им и использованные на практике теоретические положения, связанные с трудностями трудового воспитания (радость труда, заинтересованность к труду, многообразие трудовой деятельности и т.д.).
Все элементы трудового воспитания детей должны осуществляться постепенно, с учетом возраста, на базе принципов целостности, непрерывности и ориентированы на постановление основной миссии:
— сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
— обеспечить практическую и морально-эмоциональную готовность к творческому труду;
— развить высоконравственное отношение обучающихся к трудовой деятельности, сформировать творческие способности.