Курсовая с практикой на тему Методика развития скоростно-силовых качеств у учащихся старших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста 6
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых качеств 6
1.2 Основы скоростно-силовой подготовки в спорте и физическом воспитании 11
1.3 Методика развития скоростно-силовых качеств с учетом физиологических и психологических особенностей детей старшего школьного возраста 20
Глава 2 Методы и организация исследования развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 30
Глава 3 Результаты исследования эффективности методики развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры 33
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Актуальность исследования. Прогресс техники, механизация труда привели к тому, что двигательная деятельность в современном мире всё реже связана с проявлением высокого уровня физических (двигательных) качеств человека. Несколько меньше внимания уделяется силовой подготовке учащихся старших классов. Однако структура силовой подготовки учащихся старших классов в подавляющем большинстве случаев содержит число компонентов, не соответствующее многообразию проявлений силовых способностей. Так уровень собственно силовых способностей и силовой выносливости соответствующих мышечных групп, наличие «мышечного корсета», обусловливают состояние позвоночника, чем и определяется их значимость в силовой подготовке учащихся старших классов. В то же время скоростно-силовая подготовленность учащихся старших классов пользуется гораздо меньшей популярностью, вниманием учёных и практиков. Усилению названной тенденции способствует изъятие из системы физического воспитания учащихся традиций тестирования широкого круга двигательных способностей, сведение числа тестов до трёх-четырёх.
Между тем, во-первых, человек, имея строение опорно-двигательного аппарата, в условиях гравитации не может не сталкиваться с необходимостью проявления значительных усилий в краткие промежутки времени. Более того, низкий уровень скоростно-силовых способностей, неспособность быстро ответить значительным мышечным усилием на изменение внешней среды (толчки, резкая остановка транспорта, падения и т.п.) могут приводить к травмам как мышечно-связочного аппарата, так и суставов. Во-вторых, низкий уровень скоростно-силовых способностей снижает возможности учащихся в физическом самосовершенствовании при помощи многих наиболее эффективных и эмоциональных средств физического воспитания, прежде всего, различных видов спортивных игр и единоборств.
В то же время в большинстве современных исследований по вопросам физического воспитания учащихся старших классов решение проблемы скоростно-силовой подготовки либо носит подчинённый, сопутствующий характер, либо не ставится вовсе, методика развития скоростно-силовых способностей у учащихся старших классов, не занимающихся спортом, разработана крайне слабо, не имеет научного обоснования, не учитывает индивидуальных особенностей занимающихся и богатого опыта скоростно-силовой подготовки в спорте. Контроль уровня скоростно-силовой подготовленности сводится к оценке результатов в беге на 100 м, сильно зависящим от уровня специальной выносливости, и прыжке в длину с места, что явно не учитывает широкого круга скоростно-силовых способностей, значимых в структуре подготовленности учащихся старших классов. Это, как показано выше, в значительной мере снижает разносторонность подготовленности старшеклассников и, как следствие, отрицательно сказывается на здоровье, а также ограничивает их возможности применения для физического самосовершенствования наиболее популярных видов двигательной активности: различных видов единоборств и спортивных игр.
Сказанное позволяет констатировать наличие в физическом воспитании противоречия, заключающегося в несоответствии запросов практики физического воспитания учащихся старших классов в повышении эффективности процесса скоростно-силовой подготовки как важного раздела физической подготовки и степени разработанности и научной обоснованности существующих методик развития и контроля уровня скоростно-силовых способностей.
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально апробировать педагогические условия развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования — процесс развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: применение методик по развитию скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры способствует развитию прыгучести у учащихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Выявить общую характеристику скоростно-силовых качеств.
2. Разработать и внедрить методику развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
3. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной методики развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Методы исследования:
— анализ учебно-методической литературы, обобщение, составление библиографии;
— изучение методической документации физкультурного воспитания и развития в старшем школьном возрасте, тестирование;
— анализ количественной обработки полученных данных – определение статистически достоверных среднегрупповых величин.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Процесс управления двигательной активностью на уроках физкультуры детей старшего возраста в школе должен учитывать специфику скорости и силы в движениях, в которых преобладают несколько больших групп мышц, а также в движениях с небольшой и большой внешней нагрузкой. Это будет определять единообразие развития скоростно-силовых способностей и своевременно корректировать процесс силового и скоростного развития.
Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста должна учитывать, что источником специфики в проявлении скоростно-силовых способностей являются различия в величине внешнего отягощения при выполнении скоростно-силовых движений и локализация нагрузки. Поэтому в процессе скоростно-силовой подготовки детей старшего школьного возраста должны применяться скоростно-силовые упражнения с широким диапазоном внешних отягощений, в которых задействованы различные крупные мышечные группы. Преимущественное участие в осуществлении движения функций упругих компонентов и сократительного элемента мышечно-связочного аппарата на том уровне скоростно-силовой подготовленности, который зарегистрирован у детей старшего школьного возраста (очевидно низкий по сравнению с представителями скоростно-силовых видов спорта этого возраста) не явилось источником специфики проявлений скоростно-силовых способностей. Это обусловливает равнозначное применение средств скоростно-силовой подготовки с преобладанием каждой из названных функций.
В ходе скоростно-силовой подготовки детей старшего школьного возраста должны сочетаться принципы достаточности нагрузки и её вариативности. Необходимо многократно применять одни и те же средства скоростно-силовой подготовки для достижения выраженного развивающего эффекта. В то же время организм занимающихся обладает ограниченными резервами адаптации к каждому упражнению (комплексу упражнений). В связи с этим после исчерпания резервов адаптации комплексы скоростно-силовых упражнений необходимо обновлять. Оптимальным сроком применения комплексов скоростно-силовых упражнений являются четыре недели.
Процесс развития скоростно-силовых способностей должен быть столь же разносторонен, сколько и непрерывен в течение учебного года. Основой для упорядочения средств скоростно-силовой подготовки в течение учебного года являются следующие положения: постепенное повышение их интенсивности; волнообразность нагрузки (чередование недель с низкой и высокой нагрузкой); чередование периодов с преимущественно однонаправленной (на начальных этапах развития скоростно-силовых способностей) и разнонаправленной (после длительного применения средств скоростно-силовой подготовки, для создания выраженного воздействия на ту или иную скоростно-силовую способность) нагрузкой, создаваемой применяемыми средствами скоростно-силовой подготовки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых качеств
В настоящее время все большее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста. Под качествами скорости и силы понимается способность человека развивать максимальную силу в кратчайшие сроки. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой сокращения мышц объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его. При рассмотрении силы как физического качества различают четыре вида ее проявлений:
— абсолютная мышечная сила как максимальная, которая может развиваться в динамическом и статическом режиме;
— взрывоопасная как способность мышц достигать максимального проявления силы во время движения в кратчайшие сроки;
— быстро, что в значительной степени обусловливает возможности скорости;
— прочность, такая как способность выполнять длительные мышечные напряжения без снижения эффективности работы [21, C. 14].
Условно, все упражнения, используемые для повышения данных качеств, можно разделить на три группы:
Упражнения для преодоления собственного веса тела: быстрый бег по прямой линии, движение с изменением направления, различные виды прыжков на двух ногах, стоя на ногах, одна нога, глубина, высота, дальность, а также упражнения, связанные с наклоном, повороты туловища, выполненные на максимальной скорости и т. д.
Упражнения выполняются с дополнительной нагрузкой (пояс, жилет, манжета, заряженный снаряд). Эти упражнения включают в себя различные