Курсовая с практикой на тему Методика развития активной речи младших детей дошкольного возраста в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1.Возрастные особенности развития речи детей четвертого года жизни 6
1.2. Игровая деятельность как средство развития активной речи 13
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Методические основы развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 21
2.1.Особенности организации образовательной деятельности по развитию активной речи детей второй младшей группы посредством игровой деятельности 21
2.2. Критерии, показатели, методики выявления уровней развития активной речи детей второй младшей группы 31
Выводы по 2 главе 34
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. Современное дошкольное детство характеризуется специфичной социокультурной ситуацией развития ребенка, для которой свойственны особые черты: медиатизация социального пространства, преобладание дистанционных форм коммуникации, информационная избыточность, сужение объема живого общения, недостаточность речевого взаимодействия в семьях. Все это накладывается на трудности психофизиологического развития ребенка дошкольного возраста, обусловленные врожденными факторами и проявляющиеся в замедленном или нарушенном развитии речи. В результате, в системе государственного дошкольного образования остро встала проблема решения задач речевого развития воспитанников.
Развитие речи и навыков речевого общения в раннем и дошкольном детстве выступают одними из центральных задач, задекларированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО). Данный документ определяет обязательное для всех дошкольных образовательных организациях (далее по тексту ДОО) содержание образовательного процесса в плане реализации целей и задач речевого воспитания дошкольников [26].
Согласно требованиям ФГОС ДО, воспитание и обучение дошкольника должно осуществляться в доступных возрастным и психофизиологическим особенностям видах деятельности как центральных механизмах развития ребенка, определяющих оптимальное и эффективное возникновение и дальнейшее становление психических характеристик и новообразований, обеспечивающих переход на следующую возрастную ступень.
Связная речь представляет собой изложение конкретного содержания в развернутом виде, осуществление которого должно быть логично, правильно и в последовательном порядке; предложения должны быть логически построены и обеспечивать общение и понимание людей. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она проявляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Монологическая речь представляется в виде описания, повествования и рассуждения.
Развитие детей напрямую зависит от связной речи, так как она подразумевает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых норм и грамматическим строем, а также умение пользоваться языком в практическом аспекте путем составления связного рассказа.
Задачи развития связной речи, прежде всего, ориентированы на необходимость учить детей выбирать содержание, которое должно быть передано в речи, подбирать наиболее точные слова для выражения мысли, строить предложения разных типов, использовать языковые средства, такие как интонация, логическое ударение, разные виды внутри текстовой связи.
В работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной содержатся основы методики развития связной речи. Авторы А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова и другие основное внимание в своих работах уделяли содержанию и методам обучения детей связной монологической речи.
В исследованиях О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и других ученых отмечается, что способность к связной речи развивается только под руководством педагога посредством систематического обучения, в том числе посредством использования игровой деятельности.
Среди исследователей, занимавшихся вопросами развития игровой деятельности детей Л.С. Выготский [6], Н.А. Короткова [14], А.Н. Леонтьев [11], Д.Б. Эльконин [29]. Все ученые сходятся во мнении, что игровые технологии применяются с раннего возраста для формирования доверия ребенка и сохранения эмоционального контакта.
Важной особенностью игровых технологий по мере роста ребенка становится включение игровых моментов во все виды деятельности.
Объект исследования: развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования: методические основы развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявление особенностей организации образовательной деятельности по развитию активной речи детей второй младшей группы посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
— рассмотреть возрастные особенности развития речи детей четвертого года жизни ;
— показать игровую деятельность как средство развития активной речи;
— выявить особенности организации образовательной деятельности по развитию активной речи детей второй младшей группы посредством игровой деятельности;
— определить критерии, показатели, методики выявления уровней развития активной речи детей второй младшей группы.
Методы исследования.
В ходе проведения исследования нами были использованы:
— теоретические методы, такие как: анализ литературных источников и их сравнение; обобщение полученной информации, сравнение, классификация, структурирование.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в обобщении теоретических представлений об особенностях организации образовательной деятельности по развитию активной речи детей второй младшей группы посредством игровой деятельности.
Структура исследования: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список литературы.
Заключение:
Дошкольный возраст – важный период развития ребенка, поскольку на данном этапе происходит первичная социализация, закладываются основы личности. Наиболее понятной и органичной для воспитанника формой организации его жизнедеятельности является игра, в которой ребенок легко ориентируется и проявляет себя. Поэтому реализация игровых технологий в детском саду является актуальным направлением для реализации.
Игровые технологии – это способы и приемы, с помощью которых воспитатель организует жизнедеятельность дошкольников. Реализация игровых технологий – это последовательный, многогранный процесс, включающий несколько этапов (отбор, разработка, подготовка игр, непосредственное осуществление игры и включение в нее каждого ребенка, подведение итогов). В качестве основ реализации игровых технологий выступают следующие положения: используемые приемы, создающие условия для совместной игровой деятельности должны побуждать ребенка к активной деятельности; для воспроизведения игры используется общее содержание, сюжет и персонажи.
Важной особенностью игровых технологий по мере роста ребенка становится включение игровых моментов во все виды деятельности. Для детей с 3-4 лет возможны игры на восприятие, включение соревновательных моментов.
Игровые технологии используются в двух широких направлениях: для реализации игры как деятельности для ребенка и как средство его воспитания и становления детского коллектива. Воспитатель формирует способность ребенка к ролевому поведению.
Игра для ребенка является инструментом, который учит его: выделять какие-либо признаки предметов, характеристики, сравнивать и сопоставлять их, обобщать. Игры воспитывают умение быстро реагировать на ситуацию, развивают смекалку. Игровые технологии позволяют сформировать наблюдательность, внимательность, инициативность, самостоятельность, развивают уверенность в ребенке.
Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через игру дошкольник познает окружающий мир, в игре находит выражение его основных потребностей.
Итак, опираясь на все вышесказанное, можем сделать вывод о том, что реализуемые в воспитательном процессе игровые технологии нацелены на подготовку ребенка к школе. Таким образом он изучает новые процессы и закрепляет уже знакомые действия. Реализация игровых технологий в дошкольном учреждении позволяет ребенку расширить диапазон своих навыков и умений, научиться взаимодействовать в коллективе и решать возникающие задачи в соответствии с возрастом.
Игровые технологии опираются, главным образом, на принцип активности ребенка, его мотивацию и включенность в игровой процесс, способствуют разностороннему развитию ребенка, его обучению и воспитанию. Игровые технологии позволяют развивать его чувства, фантазию, трудолюбие и много других качеств. Использование игр в воспитательном процессе стимулирует развитие нескольких сфер личности ребенка: потребностно-мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, нравственную.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста
1.1.Возрастные особенности развития речи детей четвертого года жизни
Роль речи в жизни человека неоценима: с помощью нее каждый из нас способен коммуницировать с окружающим миром и окружающими людьми. Благодаря речи мы можем выражать свои мысли, чувства, эмоции; передавать накопленные знания и опыт.
Наряду с тем, речь также выступает и основой мышления как такового. Большой вклад она вносит и в результативность процесса обучения, поскольку не только организует процессы памяти и восприятия, но и служит неким средством обучения, так как вне речи познание чего-то нового представляется крайне проблематичным [17, с. 11].
Несмотря на то, что речь является врожденным свойством человека, ее формирование происходит непрерывно. В этом вопросе актуализируется, наряду с биологическими параметрами, и общение со взрослыми. Так, активный словарь дошкольника варьируется в пределах пяти тысяч слов. На этом этапе ребенок овладевает фонетикой родного языка, а также грамматикой устной речи.
Выделяют несколько функций речи [13, с. 237]:
1) Коммуникативная: общение взрослого с ребенком начинается с помощью зрительного контакта, крика, мимики;
2) Познавательная: происходит знакомство с миром, получение новой информации; возможно протекание таких мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение и так далее;
3) Регулирующая: по достижении ребенком возраста пяти лет речь способна стать регулятором его деятельности и поведения.
Основной целью речевого развития детей дошкольного возраста выступает формирование устной речи и навыков речевого общения, базирующееся на родном языке ребенка.
Для достижения цели ставятся конкретные задачи, к числу которых относят следующие:
• овладение речью как средством общения;
• обогащение словарного запаса;
• развитие речевого творчества;
• знакомство с детской литературой, расширение кругозора ребенка;
• формирование грамматически и синтаксически правильной, сложенной речи;
• отработка навыка диалогической / монологической речи;
• закладывание плацдарма для дальнейшего обучения грамоте ребенка.
Обучение и отработка навыков происходит в тесной связи с принципами развития речи: принцип взаимосвязи речи с умственным развитием и сенсорным восприятием; обучение говорению с одновременной коммуникацией ребенка; постоянная языковая практика; развитие языкового чутья [11, с. 112].
С самого раннего возраста ребенок учится говорить. В первые месяцы жизни – это гуление и лепет, после появляются первые слова, зачатки фразовой речи, далее мы от него слышим развернутые фразы и небольшие предложения. К концу же дошкольного возраста дети уже могут пересказать прочитанную им книгу или увиденную ситуацию, а также пообщаться в ходе игр и взаимодействия со своими сверстниками, т. е. осваивают диалогическую и монологическую речь. При всем этом их речевое развитие сопровождается обогащением словарного запаса и уже к концу дошкольного возраста их словарь состоит из 3000-4000 слов [11, с. 98]. Но данный процесс не происходит сам собой, а он развивается при активном воздействии окружающих взрослых в ходе воспитания и обучения детей.
Рассматривая речевое становление и развитие в дошкольном возрасте, следует отметить тот факт, что одной из главных задач в работе дошкольных образовательных организаций в настоящее время является своевременность выявления недостатков и организации работы по речевому развитию. В данной связи такую возможность дает насыщенная и содержательная обратная связь. Ребенок может проверить правильность своего ответа, исходя из правильного направления, представить возможные варианты.
Рассмотрим возрастные особенности развития речи дошкольников второй младшей группы.
Выделяется активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим) [13, с. 346].
У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
В возрасте трех лет дети начинают говорить о предметах и явлениях, делать выводы.
К трем годам большинство младших дошкольников достаточно самостоятельны, имеют представление об окружающем мире, получают знания об объектах и их атрибутах, а речь ребенка в возрасте трех лет содержит достаточное количество связанных слов и фраз. Поскольку большая часть их знаний была проверена на практике, то есть дети пытаются манипулировать объектами своего окружения из первых рук, и теперь они могут говорить об этом понятно [5; 6; 11; 22; 29].