Курсовая с практикой на тему Методика расследования дорожно-транспортных происшествий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
ЗАДАНИЕ 10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Фрагмент текста работы:
МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, дана их криминалистическая характеристика, а также указаны причины. Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, причины возникновения, криминалистическая характеристика, особенности расследования.
This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents. The authors make a conclusion about the causes of road accidents, crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents. Key words: road accidents, causes, criminalistics characteristic, features of the investigation.
В качестве основных элементов криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия можно выделить следующие:
— обстоятельства или механизм дорожно-транспортного происшествия;
— механизм следообразования;
— характеристика личности виновного в совершенном дорожно- транспортном происшествии;
— сведения о личности потерпевшего.
Все эти криминалистические элементы подразделяются на объективные и субъективные.
Согласно А.А. Шапкину, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, как объективный элемент, включает такие объективные данные, как :
«- способ совершения дорожно-транспортного происшествия. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия следует рассматривать с точки зрения особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. К самостоятельному элементу способа совершения можно относить также способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия, его маскировки, уничтожения следов, а также избежания ответственности за совершенное транспортное правонарушение»;
— обстановка совершенного дорожно-транспортного происшествия.
Важным элементом механизма дорожно-транспортного происшествия выступает обстановка совершения правонарушения. Обстановка дорожно- транспортного происшествия состоит из следующих элементов:
1) Место дорожно-транспортного происшествия, под которым понимают часть дорожного полотна, прилагающей к дороге территории или иную, расположенную рядом с дорогой территорию, на котором произошло событие правонарушения;
2) время дорожно-транспортного происшествия (ночное, дневное, утром, вечером). От времени дорожно-транспортного происшествия зависит, например, плотность и частота дорожного потока, загруженность дороги, а соответственно и степень опасности дорожно-транспортного происшествия;
3) иные объективные обстоятельства (например, нахождение рядом с местом дорожно-транспортного происшествия общественных или образовательных учреждений, ведение дорожно-строительных работ, состояние и качество дорожного полотна и т.д.)».
Следует отметить, что обстановка дорожно-транспортного происшествия отличается повышенной динамичностью и сложностью.
Характеризуя обстановку дорожно-транспортного происшествия, следует учитывать также планировку дорог и уличных магистралей, освещенность дороги ночью или вечером, состояние дорожного полотна, средства автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей. С учетом динамичности и сложности обстановки дорожно-транспортного происшествия можно отметить, что наиболее часто дорожно-транспортные происшествия совершаются в часы наиболее интенсивного движения транспорта или при неблагоприятных погодных условиях;
— последствия дорожно-транспортного происшествия. Любое дорожно-транспортное происшествие не может не влечь материальных последствий. Последствием дорожно-транспортного происшествия является материальный ущерб, связанный с причинением вреда или уничтожением транспортного средства, дорожные и оградительных сооружений и т.д. К числу наиболее тяжких последствий можно относить гибель людей, причинение тяжкого вреда здоровью. «Нельзя обойти вниманием также наступление вредных последствий для окружающей природной среды или среды городского мегаполиса (например, разлив токсичных или взрывоопасных веществ, причинение вреда лесным насаждениям и т.д.)» .
Характеризуя механизмы следообразования дорожно-транспортного происшествия, следует отметить многочисленность следов и изменений в обстановке совершения такого происшествия.
По словам А.П. Бохана, «к следам дорожно-транспортного происшествия можно относить:
— следы движения по дороге,
— следы скольжения по дороге,
— следы повреждений на транспортных средствах,
— следы повреждений на наземных сооружениях,
— повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.» .
Следовая картина отражает способ совершения преступления и зависит от формы движения, лежащий в основе механизма простой контактного взаимодействия. При столкновении два транспортных средства движутся прямолинейно навстречу друг другу — образуются объемные следы давления, при наездах на препятствие транспорт движется прямолинейно или поступательно к неподвижного объекта — возникают следы скольжения, при обгонах, объездах, крутых поворотах возникает крутящий момент, т.е. вращательно-поступательное движение, создает концентрические следы скольжения. Так, при касательном наезде на препятствие (человека, машину) последняя получает крутящий момент, в месте контакта с опорой (асфальт, грунт) образуется концентрический следует скольжения. При экстренном торможении образуется следует «юзу», а при опрокидывании, когда машина переворачивается несколько раз, — следы вращения, качания на обочине и полотне дороги.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий 6
1.1. Понятие, причины и участники дорожно-транспортных происшествий 6
1.2. Криминалистические особенности расследования дорожно–транспортных происшествий 10
Глава 2. Анализ методики расследования дорожно-транспортных происшествий 13
2.1. Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий 13
2.2. Последующие следственные действия 17
2.3. Назначение и производство экспертизы 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что увеличение числа совершаемых дорожно-транспортных происшествий как в мире, так и в нашей стране требует более детального исследования криминалистической методики данных происшествий с учетом накопленного опыта и теоретических знаний в данной сфере. Обстановка на дорогах нашей страны представляет реальную опасность демографии и национальной безопасности.
Несмотря на предпринимаемые меры и определенные положительные результаты по обеспечению безопасности дорожного движения, в России сохраняется сложная ситуация на дорогах, особенно в крупных городах, где движение характеризуется высокой плотностью транспортных и пешеходных потоков, ввиду несоответствия существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении. В связи с этим своевременное и полное раскрытие и расследование каждого дорожно — транспортного преступления является одной из важных задач органов внутренних дел.
Необходимость разработки методики расследования дорожно-транспортных происшествий в соответствии с современными требованиями науки и практики, определения их специфики с использованием ситуационного исследования, оптимизации работы всех субъектов, вовлеченных в данный процесс, а также повышения качества законодательной основы, ее дополнения и корректировки, определяют актуальность и выбор темы курсовой работы.
Проблемы отдельных положений общей криминалистической методики расследования дорожно-транспортных преступлений уже рассматривались в трудах ученых криминалистов и правоведов. В частности, значительный вклад в рассматриваемую тематику внесли такие авторы, как: А.Г. Алексеев, Ачмиз, Р. Ю., В.Д. Балакин, Р.С. Белкин, А.А. Бибиков, Б. Е. Боровский, Я.В. Васильев, Б.Я. Гаврилов, В.Н. Герасимов, В. К. Глистин, В.Б. Давидов, Э.Р. Домке, Л.Я. Драпкин, С.А. Евтюков, В.И. Жулев, Б.Л. Зотов, П.М. Зуев, Л.А. Иванов, Ф.В. Исмагилов, А.С. Князьков, А.Д. Коленко, А.Г. Кольчурин, В.Е. Корноухов, А.А. Коссович, В.Н. Кутафин, В.А. Мызников, Г.М. Надгорный, В.А. Образцов, А. П. Онучин, Е.Р. Россинская, Ю.Б. Суворов, Л.Б. Сыромля, А. Г. Филиппов, А.Р. Шляхов, Н.П. Яблоков и др.
Целью курсовой работы является определение анализ особенностей методики расследования дорожно-транспортных происшествий.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
— раскрыть понятие, причины и участников дорожно-транспортных происшествий;
— изучить криминалистические особенности расследования дорожно–транспортных происшествий;
— рассмотреть первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий;
— охарактеризовать последующие следственные действия;
— проанализировать назначение и производство экспертизы.
Объектом исследования курсовой работы являются дорожно-транспортные происшествия, общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов, осуществляющих раскрытие и расследование данных дорожно-транспортных происшествий.
Предмет исследования курсовой работы включает в себя:
1. закономерности расследования и раскрытия дорожно-транспортных происшествий, планирование и выполнение первоначальных и последующих следственных действий
2. материалы судебной практики по рассматриваемому преступлению;
3. научные труды, посвященные разрабатываемой проблематике.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Структура курсовой состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучена криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей методики расследования дорожно-транспортных происшествий.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Дорожно-транспортное происшествие — это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение вреда здоровью и/или жизни людей, целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов. В тексте ПДД расшифровка термина «дорожно-транспортное происшествие» аналогична.
Результат аварийного происшествия будет напрямую зависеть от грамотного поведения всех участников ДТП. Это прямо касается пострадавшей стороны, так как именно ей приходится принимать прямое участие в процессе защиты своих прямых гражданских прав. При появлении аварийной ситуации нужно предпринять определенные действия. В первую очередь требуется проанализировать общее состояние пострадавших, а также автомобилей. В обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД и берется под контроль процесс возмещения морального и материального ущерба.
Дорожно – транспортные происшествия являются одними из наиболее опасных и распространенных видов правонарушения. На практике сопровождается большим количеством пострадавших и умерших лиц. Следователям и дознавателям, производящим осмотр места происшествия необходимо сфокусироваться на криминалистической характеристике дорожно – транспортных происшествий, так как именно точные мысли по поводу следственных версий и правильные действия, принимаемые для раскрытия дела, позволяют эффективно разрешить исход преступного деяния.
Особенности совершаемых дорожно-транспортных происшествий предполагают применение комплекса следственных действий при расследовании и раскрытии. Основополагающее значение имеет осмотр, представленный многообразием его разновидностей, поскольку в ходе данного следственного действия могут быть собраны и зафиксированы данные, относящиеся к механизму совершения преступления. Здесь же можно установить причины. В связи с этим осмотр должен отвечать принципу своевременности, т.е. быть проведён в максимально короткий срок после совершения проступка. Это обусловлено нахождением транспортного средства в открытой среде, где на него и окружающую обстановку возможно воздействие природных явлений и иных факторов, влекущих утрату доказательств.
Организация производства следственных и иных процессуальных действий по делам о дорожно-транспортных происшествиях весьма специфична. Это обусловливается быстротечностью происходящих процессов при ДТП, повышенной опасностью транспорта в условиях интенсивного движения. Специфичность проявляется также в том, что лица, совершившие ДТП, зачастую принимают меры к тому, чтобы скрыться с места его совершения.
Возможность выделения типичных для расследования дел экспертиз обусловлена возникновением в процессе совершения правонарушения определенного вида специфического механизма, получающего свое выражение в типичных (специфических) проявлениях различного рода причинно-следственных связей, определяющих, прежде всего, качественное своеобразие следственных ситуаций и следственных версий. Типичными при расследовании дорожно-транспортного происшествия являются автотехническая экспертиза, судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий, судебная инженерная, экспертиза психофизиологического состояния водителя транспортного средства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий
1.1. Понятие, причины и участники дорожно-транспортных происшествий
Дорожно-транспортное происшествие представляет собой не только разной сложности столкновение транспортных средств. Под подобным требованием понимается огромное количество иных, не менее опасных ситуаций.
Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие. Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам. Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации. Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно-транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно. Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается.
В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП. По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.
ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.
Понятие дорожно-транспортного происшествия в КоАП РФ [1] — это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.
В качестве административного нарушения рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.
К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями. Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные. Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП. При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям. В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.
Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.
Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:
1. Водитель. Это может быть не только человек, который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге, инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять транспортным средством.