Курсовая с практикой на тему Методика работы со словарями в процессе изучения лексики в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Проблемы работы со словарем на уроках русского
языка. 5
1.1. Основные словари современного русского языка. 5
1.2. Обогащение словарного запаса учащихся через работу со
словарями. 10
Глава 2. Роль работы со словарями на уроках русского языка
при изучении лексики и во внеурочной деятельности. 15
2.1. Виды упражнений по работе со словарями на уроке при
изучении лексики. 15
2.2. Методика работы со словарями во внеурочной деятельности. 23
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение:
Актуальность
исследования: В условиях научного прогресса в обиход
входят новые слова, большинство из которых трудны и непонятны учащимся. Потому
первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением
словарного запаса школьников: чем большим количество слов владеет человек, тем
эффективнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в
письменной форме.
Разумеется, важность
работы со словарями на уроках русского языка сложно переоценить. Словари
заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари являются сокровищами
национального языка, нашими друзьями и помощниками. Все: и педагоги, и родители
учащихся – понимают, чем раньше ученик заведет дружбу со словарями, научится пользоваться
ими, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.
Проблема работы со словарями на уроках русского языка в
процессе изучения лексики является одной из актуальных проблем в методике преподавания
русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. Любой словарь обладает большим
значением для современного школьника.
Основная его задача заключается в содействии обогащению словарного запаса человека, сделать его речь культурной
и грамотной.
Степень
разработанности темы исследования.
Теоретические основы
научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Бондаренко
А.А., Герд А.С., Ивашко Л.А., Лутовиновой И.С., Потиха З.А., Розенталь Д.Э,
Соловейчик М.С. и многих др.
Объект
исследования – процесс изучения лексики русского
языка общеобразовательной школе.
Предмет
исследования – методы и приемы работы со словарями
на уроках русского языка при изучении лексики.
Цель
исследования – описать принципы и методы работы со
словарями при изучении лексики в школе
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть основные
словари современного русского языка;
2. изучить методику
обогащения словарного запаса учащихся через работу со словарями;
3. проанализировать виды
упражнений по работе со словарями на уроке при изучении лексики;
4. проанализировать методику
работы со словарями во внеурочной деятельности.
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что любой язык непрерывно обогащается: растет его
словарный состав, расширяется круг производных слов и количество значений у
слов, которые уже веками входят в лексический фонд. Усвоить богатство
словарного языка, научиться ориентироваться в нем не способен даже самый
начитанный человек, если он не будет прибегать
к помощи словарей. В условиях интенсивного развития русского языка, даже человек, который вполне владеет
языком, не может удержать в голове все нужные сведения о нем. Вместе с
развитием языка претерпевают совершенствование и развитие его нормы. Потому,
невозможно один раз и навсегда выучить все нормы литературного языка. Для того
чтобы овладеть литературными нормами, богатством
такого развитого русского языка, нужно совершенствовать собственную речевую
культуру. В сложных случаях необходимо
прибегать к разнообразным словарям.
Разумеется, ни один
учитель русского языка не может обойтись без словарей и хотел бы, чтобы словарь
был настольной книгой его воспитанников. Однако прийти к этому на самом деле
сложно, но существует выход: для начала необходимо собрать в кабинете русского
языка все школьные словари, существующие в библиотеке и у предметников, затем,
уделять много времени на уроке для упражнений с применение словарей
–толкового, антонимов, синонимов, словообразовательного, фразеологического и
пр.
В настоящий период времени довольно актуальными
являются вопросы обогащения словарного запаса современных школьников,
сохранения литературной нормы, повышения коммуникативной компетенции. Во время научного прогресса в
обиход входят все новые и новые слова, понимание которых зачастую вызывает
трудности. Потому первоначальная задача учителей русского языка заключается в
работе по обогащению словарного запаса учащихся. Так как чем большим числом слов владеет индивид, тем четче реализуется коммуникация между людьми, как в
письменной, так и в устной форме.
Работа со словарями на уроках русского языка обязана
занимать центральное место. Эффективность данной работы зависит от
профессионализма педагога. Использование новейших технологий способно повысить
заинтересованность школьников в уроке. А работа со словарями может повышать
интерес школьников к обучению в целом. Формирование у школьников способностей
применять все виды словарей, безусловно, повышает уровень их речевой культуры.
Разнообразные виды словарей в роли пособия необходимо
применять на различных этапах урока, и на внеклассных и дополнительных
занятиях. Главным является – формирование у учащихся стремление самостоятельно
получать знания, применяя справочную литературу, и целенаправленно,
непрерывно, обучать их этому.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблемы
работы со словарем на уроках русского языка
1.1. Основные
словари современного русского языка Наука о
составлении словарей называется лексикографией.
Лексикография
бывает практическая и теоретическая. Практическая связана с процессом создания
словаря, а теоретическая – с проблемами, возникающими во время такой работы, с
их осмыслением и обобщением[1].
Появление
лексикографии как особой отрасли знания связано с потребностью прочитать
старинные тексты. Необходимость обращения к ним вызвала к жизни появление
такого прообраза современного словаря, как глоссарий, который создавался на основе глосс.
Глосса –
это объяснение какого-либо слова на полях рукописи.
Глоссарий,
таким образом, это сборник глосс к определенному тексту. Первые словари носили
синкретический характер, т. е. они не только толковали значение слова, но и
сообщали сведения о предмете или явлении, которое слово называет, они могли
содержать схемы, рисунки, в этом плане они обнаруживают сходство с современными
энциклопедическими словарями
Основные вопросы, стоящие перед
создателем любого словаря, следующие:
• Что вносить в словарь?
• Как строить словарную статью?
• Как подавать иллюстративный
материал?
• Какие использовать пометы?
Главным является первый вопрос,
поскольку именно он определяет цель и тип словаря, а именно от этих факторов
зависит решение о структуре словарной статьи (так называются сведения о
языковой единице), способе организации материала и пометах. [1] Герд А.С., Ивашко Л.А., Лутовинова
И.С. и др. Основные типы словарей в отечественной русистике//Лексикография
русского языка: учебник. СПб., 2009;