Курсовая с практикой на тему Методика работы с младшими школьниками над составлением рассказов по сюжетным картинкам
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 6
1.2 Развитие речи в младшем школьном возрасте 12
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ 23
2.1 Трудности младших школьников в составлении рассказов по сюжетным картинкам 23
2.2 Технологии обучения младших школьников составлению рассказов по сюжетным картинкам 25
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность исследования. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.
Многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
В современном мире особенно растет значение слова. Эффективная речь, убедительные аргументы, правильное использование – проблема действительно актуальная.
В любой ситуации ученик, должен уметь решать проблемы, используя при этом свои знания, а не ставя их во главу угла. В решении проблем, общении используют такие приоритетные средства как культура общения, культура речи. Для того, чтобы ученик стал социально активной личностью – необходимо овладеть грамотным владением речью и языком.
Что необходимо для того, чтоб пояснить, что значит овладеть языком и речью? Следует перечислить следующие компетенции, которыми должен обладать социально активный человек с развитой речью:
‒ ясное и грамотное произношение;
‒ хорошо поставленный голос;
‒ изложение собственного суждения в свободной форме;
‒ творческие элементы, интерпретация в устной, письменной речи;
‒ выражение эмоций, интонирование;
‒ соблюдение речевой культуры.
Развитие речи – это неотъемлемая часть, которая обязательна должна присутствовать в учебно-воспитательном процессе на уроках, уже начиная с начальной школы.
Объект исследования – процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования – методика работы с младшими школьниками над составлением рассказов по сюжетным картинкам.
Цель исследования – изучить методику работы с младшими школьниками над составлением рассказов по сюжетным картинкам.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
2. Охарактеризовать процесс развития речи в младшем школьном возрасте;
3. Определить трудности младших школьников в составлении рассказов по сюжетным картинкам;
4. Рассмотреть технологии обучения младших школьников составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Кулагин П.Г., Ладыженская Т.А., Цейтлин С.Н., Щукина Г.И., Иванов С.П., Добромыслов В.А. и другие.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении психолого-педагогических условий развития речи детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в анализе методических рекомендаций для учителей по развитию речи детей младшего школьного возраста, которые могут быть использованы в практике школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Состав словарного запаса учащихся во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ученик в полной мере усваивает новые значения не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта.
Речь – это форма существования и реализации языка, как вид деятельности человека осуществляется на основе использования средств языка. Язык, являясь средством общения, выполняет его функцию сообщения, эмоционального самовыражения и влияния на других людей. Иными словами, речь является результатом речевой деятельности и представляет собой способ формулирования мыслей и чувств посредством языка.
Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Язык, по мнению ученого, – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей. Богатая система языка дает больше возможностей варьировать речевыми структурами. Развитие речевых навыков учащихся позволяет лучше организовать его речь и реализовать коммуникативные качества. Школьникам мало знать правила грамматики, они должны научиться свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи.
Культура речи – совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач.
Для активизации речи детей, пополнения словарного запаса необходимо использовать художественное слово, продумывать вопросы. Образный язык стихотворений, пословиц, поговорок, загадок помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребёнка не иначе, как одновременно с представлением о том, или ином предмете или действии, которое оно обозначает (кодирует), или о том понятии, которому оно соответствует. Ребёнок усваивает смысл слова в неразрывной связи с окружающей жизнью. Непосредственный опыт ребёнка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Можно выделить ряд ключевых новообразований учащегося начальной школы, таких как формирование произвола и рефлексии, развитие волевых качеств у детей, сознательная регуляция их Действия, а также изменение социальной ситуации развития, часто сопровождаются напряжением и беспокойством. Мы характеризуем особенности эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте посредством раскрытия вышеуказанных новообразований, тесно связанных с формированием навыков эмоциональной саморегуляции.
Во-первых, период младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет) характеризуется серьезными изменениями интересов ребенка, его доминирующих чувств и объектов, которые его занимают. В младшем школьном возрасте формирование произвольности предлагается в центре психического развития: формируется произвольный характер памяти, внимания и мышления ребенка; есть способность действовать организованно в соответствии с поставленными перед ним задачами; ребенок учится контролировать свое поведение, течение психических процессов.
Это можно объяснить тем фактом, что ребенок начинает учиться в школе в указанное время, а позиция ученика и его педагогическая деятельность уже предъявляют довольно высокие требования к произвольному поведению.
Кроме того, в возрасте начальной школы способность учащихся проявлять силу воли заметно возрастает среди учеников первого и третьего классов. В этом возрасте начинают формироваться добровольные умственные действия, преднамеренное запоминание и извлечение учебного материала, добровольное внимание, прямое и постоянное наблюдение, настойчивость в решении психических проблем.
Если в первом и втором классе ученики выполняют волевую деятельность в основном по отношению к взрослым, включая учителей, то в третьем классе они приобретают способность выполнять волевые действия в соответствии со своими собственными мотивами. Если необходимо воздерживаться от каких-либо действий, дети сами создают условия, которые исключают привлекательные действия, например, они отворачиваются, чтобы не смотреть на интересные фотографии, которые нельзя рассматривать, или заняться другим делом. [4]
Саморегуляция в этом возрасте широко используется, но в подавляющем большинстве случаев она носит диффузный характер и не поддерживается моральными принципами. Как вариант, учащийся может быть настойчивым в учебной деятельности, только если есть интерес к физическому воспитанию. С.И. Хохлов показал, что учащиеся со слабым уровнем развития воли демонстрируют высокую и достаточно стабильную активность в изучении предметов, только если есть интерес к ним, а при изучении предметов высокую и устойчивую активность демонстрировали только школьники с высоким уровнем развития воли.
Одно из новообразований – рефлексия. В частности, речь идет об отражении пережитого состояния и представлении желаемого состояния (сознательной картины). Осознанный выбор желаемого эмоционального состояния реализует этот образ, который является многомерным, полностью отражает связанные чувства и становится точкой отсчета.
Таким образом, можно сделать вывод, что такие новообразования, как произвольность и развитие волевых качеств у детей, позволяют нам формировать способность снижать психоэмоциональный стресс и способность осуществлять самоконтроль над эмоциональным состоянием. В свою очередь, рефлексия как одно из новообразований раскрывает особенность способности осознавать свое эмоциональное состояние.
Во-вторых, развитие саморегуляции в конечном итоге связано с изменением соотношения внешних и внутренних раздражителей. Если в младшем школьном возрасте регуляция поведения осуществляется только с помощью внешних раздражителей, с помощью взрослых, то роль внутренней стимуляции (постановка собственных целей, самостимуляция, преднамеренные изменения в мотивации) возрастает с возрастом. Если необходимо замедлить действие, дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия.
Младшие школьники также повышают свою выносливость и способность сдерживать свои чувства. Фрагмент сначала проявляется в соответствии с требованиями взрослых. Это проявляется и устанавливается именно в возрасте начальной школы, когда правила школьного поведения начинают регулировать поведение детей. Разнообразные эмоции становятся важным регулятором поведения. М.А. Денисова считает, что ведущие образовательные мероприятия активно развивают мышление, которое начинает определять работу других функций сознания, в результате чего они становятся интеллектуализированными и становятся произвольными. [10]
Таким образом, можно заключить, что особенностями формирования умения идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния и умения выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами является возрастающее субъективное значение для младшего школьника социальной оценки его поступков и достижений, особенно референтной группой, эмоциональная децентрация, снижение импульсивности в результате регламентированного социального контроля в условиях школьного образования.
В отечественной психологии одним из первых определил и обосновал различные признаки саморазвития В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, которые определили его как «фундаментальную способность человека становиться и быть истинным субъектом своей жизни, превращать свою жизненную деятельность в объект практической трансформации»