Курсовая с практикой на тему Методика работы с лингвистическими словарями в процессе изучения фонетики с детьми — инофонами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические подходы к лексикографической работе
на уроках русского языка 5
1.1.
Основы русской лексикографии и типология словарей. 5
1.2. Лингвистические
словари на уроках русского языка. 11
2. Методика работы со
словарями на уроках русского языка при изучении фонетики детьми-инофонами. 16
2.1.
Особенности изучения фонетики детьми –инофонами на уроках русского языка 16
2.2. Виды упражнений по работе с
орфоэпическим словарем на уроке русского языка. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
Список литературы.. 33
Введение:
Актуальность исследуемой
темы можно аргументировать следующим. Богатая и разнообразная лексика русского
языка собирается и описывается в словарях. Словари – это поистине великая
сокровищница русского языка и истории народа, его жизни и культуры. Словарями
можно пользоваться при выполнении
упражнений, направленных на формирование
одной из составляющих языковедческой компетенции – формировании речевых
навыков.
В настоящее время, благодаря
усилившейся коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе,
возросло внимание к проблемам использования словарей на уроках русского языка,
в том числе и в процессе обучения фонетике. Это нашло отражение в школьных
учебниках (М.М. Баранова, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской) и в многочисленных
методических изданиях (М.П. Богдановой, М.Т. Баранова и др.).
В формировании
фонетических навыков учащихся особое место занимает работа с орфоэпическими
словарями.
В федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) особая роль отводится
воспитанию навыков самостоятельной работы, развитию интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников в образовательном процессе, что
невозможно без грамотной речи, как устной, так и письменной [6]. Но если в
письменной речи есть четкие орфографические правила, которые помогают правильно
писать слова, то в устной речи их практически нет в силу специфики русского
языка. Эта специфика состоит в том, что ударение в русском языке подвижное,
произношение согласных зависит от самых разных условий, как и образование
грамматических форм слов разных частей речи. Именно поэтому в современной школе
невозможно научить говорить правильно без орфоэпического словаря. Данная тема
актуальна еще и потому, что учителя не уделяют большого внимания работе над
произношением, считая ее не такой важной, как изучение орфографии. Однако
неправильное произношение влияет и на написание слова, приводя к появлению
ошибок. Умение работать с орфоэпическим словарем создает основу формирования
грамотной устной речи, а также является необходимым условием успешного обучения
языку, втом числе и не родному.
Объектом исследования
стала работа со словарями на уроках русского языка при изучении фонетики
детьми-инофонами.
Предмет исследования —
методика работы со словарями на уроках русского языка при изучении фонетики
детьми-инофонами.
Цель исследования —
проанализировать этапы и виды работы со словарями на уроках русского языка при
изучении фонетики детьми-инофонами.
Задачи работы:
1. изучить современные
подходы лексикографической работе в школе,
2. определить основные
виды упражнений при работе над словарями на уроках русского языка,
3. определить этапы работы
со словарями на уроках русского языка при изучении фонетики детьми-инофонами.
Методы исследования:
анализ научных подходов теме исследования, описание, систематизация и обобщение
передового педагогического опыта.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что основные выводы данной работа, а
так же предложенная методика может быть использована учителями русского языка
при работе с различными видами словарей.
Структура исследования.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Заключение:
Таким образом, основным
направлением развития – речи младших школьников остается работа над словом,
которая должна проводиться учителем систематически, интересно и в тесном
взаимодействии с учениками. Среди всего разнообразия методов и приемов этой
работы мы рассмотрели в работе варианты упражнений с орфоэпическим словарем,
так как данный словарь направлен на формирование фонетических навыков, особенно
у детей – инофонов.
Овладение нормативным устной
речью – процесс, который состоит из активных действий: физических движений
речевых органов (внешние действия) и усилий интеллектуально-эмоциональных
(внутренние действия): 1) активная произношение и слушание языковых единиц
(работа органов речи – физические движения мышц речевого аппарата; напряжение
слуховых органов); 2) постоянное сопоставление собственного произношения с
образцами орфоепічно правильной речи (работа физиологического аппарата речи);
3) запоминание (работа памяти).
Формированию орфоэпических
навыков должен соответствовать характер дидактического материала, предполагает
контроль и коррекцию устной речи студентов, устранение недостатков, вызванных
інтерферентним влиянием. Выработка, формирование и закрепление орфоэпических
навыков у студентов требует того, чтобы эти процессы были дидактически
спланированными. Поэтому орфоэпическая работа должна проводиться на протяжении
изучения всего курса украинского языка.
Формы работы,
предусмотренные для формирования орфоэпических навыков, это упражнения и задания учебного,
развивающего, проблемного, тренировочного и игрового характера.
Отклонения от правильного
произношения, случающиеся в речи студентов чаще всего объясняются
интерферентным влиянием родного языка. Пользуясь соответствующими методическими
приемами, выбирая для этого систему различных тренировочных упражнений,
преподаватель имеет возможность устранить эти недостатки в произношении
студентов и таким образом воспитать полноценную языковую личность.
Словарная работа проводится
в разных формах: перед изучением темы (дается блок слов и толкование их
значений); во время изучения темы (ученики находят новые, неизвестные,
непонятные слова и объясняют их значение, пользуясь словарями); как подведение итогов.
Словарная работа уместна на
уроках разных типов (изучения нового материала, формирования умений и навыков,
повторения и обобщения, контроля и коррекции), как на уроках по изучению
языковой темы, так и на уроках развития речи.
Важным принципом работы с офроэпическими словарями
является ее систематичность, то есть работа должна проводиться каждый урок,
необходимо использовать каждую возможность и включать словарные слова в каждое
упражнение.
Фрагмент текста работы:
Теоретические подходы к лексикографической работе на
уроках русского языка 1.1. Основы русской лексикографии и типология
словарей Понятие
лексикографии связывают с процессом написания, редактирования и компилирования
словарей [5].
Лексикографию
также воспринимают, как прикладную науку, изучающую значение, эволюцию и
функцию лексических единиц с целью составления словаря. В далее приведённом определении век
возникновения общей лексикографии совпадает с шестнадцатым веком.
Слово «лексикография» является греческим
словом (лексикос — относится к словам, лексике и графу — я написал).
Следовательно, лексикография означает: «Я пишу слова» или «Я пишу словарь». В
современном смысле лексикография — это теория и практика редактирования
словарей, в основном лингвистика, лингвистика, не лингвистика, лексикология.
Как и любая наука, лексикография
имеет два аспекта: научная теория и практическое применение. Первый, сборник
теоретических лексиконов, поднимает общие теоретические вопросы и работает над
их решением. Второй практический лексикографический сборник напрямую связан с
составлением словарей различных типов, основанных на теоретических решениях
основных проблем.
Как часть языковой науки,
лексикография тесно связана с лингвистикой, семантикой, стилистикой, этимологией
и фонологией. В этих дисциплинах лексикография имеет общую проблему. Иногда она
использует результаты своих исследований и часто решает перед ними некоторые
проблемы.
На современном этапе изменились
многие типы словарей, и направление их на обучение было усилено.
Почти
невозможно дать полное определение понятия «словарь», потому что оно слишком
широкое. Эксперты выявили несколько ключевых особенностей, объединяющих все
типы словарей:
— словарь —
совокупность слов (или словосочетаний, значимых частей слов и других языковых
единиц);
— словарь —
средство фиксации, усвоения, «хранения» и закрепления языковых знаков;
— в словаре
символ сопровождается объяснением, толкованием или переводом на другой язык;
— языковые
единицы расположены в словаре в определенном порядке (обычно по букве или
теме);
— часто
подчеркивается, что словарь по существу связан с письменным общением.
В русской лексикографии
накоплен значительный опыт создания словарей и справочников разных типов.
Теоретически тип словаря определяется той информацией о слове, которая является
для данного справочника основной. Практическая классификация словарей выглядит
несколько сложнее. Различают два класса справочных изданий. Это филологические
словари, содержащие знания о языке, и энциклопедические справочники, содержащие
знания о мире.
Центральным объектом описания
филологических (лингвистических) словарей служат единицы языка. Словари
филологического типа хранят знания о языковых средствах, используемых людьми в
своей речевой деятельности. В таких словарях приводятся сведения, помогающие
читателю правильно произнести слово, письменно оформить свою речь и правильно
понять написанный кем-либо текст. Пользование языковыми справочниками позволяет
человеку совершать безошибочные речевые действия с тем, чтобы смысл,
заключенный в его высказывании, был понятен другим людям.