Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Методика работы над сочинением по тексту в системе заданий ЕГЭ по русскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ В МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Проблема развития речи обучающихся в научной литературе 6
1.2. Развёрнутый письменный текст как объект 17
исследований 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ЕГЭ 25
2.1. Экспериментальная организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе 25
2.2. Анализ результатов исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

  

Введение:

 

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Однако, как показала практика, бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролёт сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьёзные проблемы с памятью.
Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приёмов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям. Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности учащихся. Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является деятельностный подход. Он представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Только в процессе деятельности могут появиться открытия, и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках. Все дидактические принципы применимы на уроке русского языка, однако, по нашему мнению, ключевыми всё же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его. Одним из способов развития творческого мышления учащихся является сочинение, представляющее собой связное речевое высказывание типа рассуждения. Сочинение-рассуждение как вид письменной речи активно входит в школьную практику: предлагается на олимпиадах, в заданиях ЕГЭ по русскому языку.
Составной частью обязательного экзамена в формате ЕГЭ также является выполнение творческого задания, проверяющего коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Одно из таких заданий (15.1) – сочинение-рассуждение о языке и речи. Несмотря на то, что этот вид творческих заданий не первый год входит в состав ЕГЭ, проблема обучения подобным сочинениям до сих пор остается актуальной.
Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, анализ состояния работы по интересующей нас теме исследования выявили, что проблема обучения сочинению не получила достаточного освещения в общеобразовательной школе. Недостаточная разработанность методики обучения сочинению-рассуждению при подготовке учащихся к ЕГЭ, необходимость создания научно обоснованной методической системы по данному виду письменной речи учащихся обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.
Цель исследования: определить методические пути реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 11-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Объект исследования – процесс развития речи учащихся 11-х классов на основе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на уроках русского языка.
Предмет исследования – методика работы над сочинением-рассуждением как возможность реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 11-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Методологической основой исследования являются научные труды философов, психологов и педагогов, посвящённые вопросам содержания деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), положения психолингвистики и лингвистики относительно различных аспектов коммуникативной деятельности, её роли в развитии мышления (Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), современные концепции речевого развития детей (С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина), методические концепции о путях обучения учащихся сочинению-рассуждению.
На основе анализа литературы по исследуемой теме, результатов констатирующего эксперимента была сформулирована следующая гипотеза: реализация деятельностного подхода в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ будет протекать более эффективно, если на уроках развития речи в 11-м классе:
1) рассматриваются приёмы работы с художественным текстом, дающие возможность организовать на уроках русского языка подготовку к написанию сочинения-рассуждения ;
2) показывается специфика исследовательской деятельности при анализе художественного текста и высказывания как научно-учебного текста в процессе подготовки к сочинению-рассуждению ;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ литературы исследуемой проблемы показал, что развитие речи – одна из главных задач методики обучения русскому языку. Современные исследователи отмечают, что наиболее трудным в развитии речи является работа по формированию и совершенствованию умений и навыков связного изложения мыслей в письменной форме.
Сочинение в 11 классе обусловлено ФГОС ООО. При написании сочинения-рассуждения выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений.
Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка – основное условие формирования образовательных результатов по развитию речи учащихся. Образовательный результат разворачивается в определённой последовательности этапов урока деятельностного типа. Деятельностный подход к оценке образовательных достижений по русскому языку в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ предполагает оценку способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Реализация деятельностного подхода в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на уроках развития речи в 11-м классе определяется следующими методическими приёмами: рассматриваются приёмы работы с художественным текстом, дающие возможность организовать на уроках русского языка подготовку к написанию сочинения-рассуждения ; показывается специфика исследовательской деятельности при анализе художественного текста и высказывания как научно-учебного текста в процессе подготовки к сочинению-рассуждению ; обосновываются особенности анализа художественного текста с точки зрения идейно-тематического содержания и особенностей употребления языковых единиц; определяются этапы работы над художественным текстом в процессе подготовки к сочинению-рассуждению ; объясняются особенности работы с текстом высказывания о языке и речи.
С целью подтверждения гипотезы нами проведена экспериментальная работа по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Экспериментальная работа приходила в три этапа и включала: констатирующий эксперимент (анализ сочинений-рассуждений учащихся 11-х классов целью выявления ошибок и недочётов); обучающий эксперимент (систему конспектов уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в деятельностном подходе); контрольный эксперимент (написание пробного сочинения-рассуждения учащимися).
Таким образом, экспериментальная работа по реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 11-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ показала свою эффективность. Гипотеза исследования подтвердилась.
Перспективы исследования видим в определении методических путей реализации деятельностного подхода к развитию речи учащихся 11-х классов в процессе обучения написанию различных видов сочинений в формате ЕГЭ и более глубокой и детальной системе обучения написанию сочинения-рассуждения на всей ступени основного общего образования согласно требованиям ФГОС ООО.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ В МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Проблема развития речи обучающихся в научной литературе

Проблема, связанная с развитием письменной и устной речи, всегда привлекала внимание со стороны известных исследователей различных специальностей [39, с. 51].
Речь следует рассматривать в качестве вида человеческой деятельности, реализации мышления, основанной на использовании языковых средств. Развитие речи заключается в обогащении словарного запаса, развитии связной речи (обучении построению разных письменных и устных текстов – повествований, описаний, рассуждений) [73, с. 15].
О. С. Ушакова [77, с. 36] отмечает: «С точки зрения психологии речь является средством общения, которое включено в коммуникативный контур, и предусматривает передачу смысла».
«Речевая деятельность и речь, – как указывает Н. Н. Поддьяков, – в результате непрерывного развития значений слов, подвижности и динамичности их смысла является чрезвычайно гибкой, пластичной системой, создающей определённые возможности отражения многообразия всего окружающего мира посредством ограниченного набора речевых средств» [66, с. 120].
Многими исследователями устная речь именуется «говоримой» (Н. Д. Андреев [5], В. Г. Костомаров [36], Т. А. Ладыженская [39], О. А. Лаптева [43]).
Согласно Н. Д. Андрееву [5, с. 24], существует возможность выделения в деятельности речевого аппарата «устной речи, в качестве главного дифференцированного признака которой выступает создание порождаемых текстов в процессе разговора».
Т. А. Ладыженской [41, с. 10] устная речь рассматривается в соотношении со следующими понятиями: «письменная речь», «виды речи (монологическая и диалогическая)», «функциональные стили» (включая разговорную речь), «эмоционально–экспрессивные стили речи», «жанры», «композиционные формы устной речи».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы