Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика работы над сказкой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ. 5

1.1 Сущность и специфика сказки
как литературного жанра. 5

1.2 Классификация сказок. 8

1.3 Возможности сказки на уроках
литературного чтения в начальной школе  12

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ. 19

2.1 Анализ изучения сказки в
современных образовательных программах начальной школы.. 19

2.2 Опытно-экспериментальная
работа по изучению сказок на уроках литературного чтения (на примере
нравственного воспитания младших школьников) 27

2.3 Методические рекомендации по
организации работы над сказкой. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ. 52

  

Введение:

 

В настоящее время мы все
чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к
другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных
мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о
доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал
хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего школьного возраста необходимо
показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Перед нами
стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире,
воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как
научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить
ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее? Этому
способствует нравственное развитие и воспитание младших школьников, которые
входят в учебно-воспитательный процесс и составляют его главную основу.

Младший школьный возраст
– период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства
преобладают над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в
качестве мотивов поведения. Знакомство детей этого возраста с явлениями
общественной жизни способствует росту нравственного начала в чувствах,
формирование правильного отношения к фактам окружающей жизни. Если же давать
определение сказке, то это одно из немногих оставшихся средств, создающее
благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка создаёт особенное,
ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства, она учит
добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры
и, прежде всего, её эстетического слагаемого. Любая сказка ориентирована на
социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит,
побуждает к деятельности и даже лечит.

В нашем исследовании
сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания младших
школьников.

Цель работы: рассмотреть
возможности использования потенциала сказки на уроках литературного чтения в
начальной школе и методику работы над сказкой.

Объект работы – сказка
как литературный жанр.

Предмет работы – возможности
использования сказки в учебном процессе и методика работы над сказкой.

С учётом поставленной цели, предмета и объекта
исследования были определены следующие задачи:


раскрыть сущность и особенности сказки как литературного жанра;


рассмотреть возможности сказок на уроках литературного чтения в начальной
школе;


провести анализ изучения сказки в современных образовательных программах
начальной школы;


провести опытно-экспериментальную работу по изучению сказок на уроках
литературного чтения (на примере нравственного воспитания младших школьников);


дать методические рекомендации по организации работы над сказкой.

Были
использованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по
теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по изученной
проблеме; конкретизация изученного материала; систематизация и классификация;
наблюдение; экспериментальная работа на уроках литературного чтения в начальной
школе.

Теоретической основой исследования явились
труды отечественных собирателей сказок и сказковедов: С.Б. Адоньева, Т.М.
Акимовой, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьевой, В.Е. Добровольской, Т.Г. Дмитриевой,
В.Я. Проппа,  И.П. Черноусовой и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы, сформулированные в
ходе написания работы.

В первой главе данной работы раскрыта сущность и
характерные особенности сказки как литературного жанра, существующие
распространённые классификации сказок.

Сказка обладает огромным воспитательным и
развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в
общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение
различным эмоциям, чувствам, состояниям, на примере сказки очень хорошо
усваиваются ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ребёнка.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от
стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Вторая глава была посвящена практическим основам
изучения сказок в начальной школе. Анализируя учебно-методические комплексы,
используемые в современной школе, нами сделан следующий вывод: количество
учебных часов, выделенных на изучение сказок и объем изучаемых сказок в
программе начальной школы достаточен для формирования нравственных жизненных
ценностей у младшего школьника. Уроки литературного чтения, занятия внеурочной
деятельности и внеклассная работа позволяют использовать различные народные и
авторские сказки, способствующие нравственному воспитанию обучающихся начальных
классов.

В ходе изучения современного состояния педагогической
практики об особенностях работы над сказками как средства нравственного
воспитания младших школьников на уроках литературного чтения показало, что
учителя в школе активно работают над данной проблемой и используют в своей
практической работе различные формы работы со сказками. Использование сказок на
уроках литературного чтения способствует воспитанию культуры чувств у
обучающихся. В ходе знакомства с различными сказками у младших школьников создаётся
представление о жизни и смерти, добре и зле, гневе и сострадании, любви и
ненависти, бездушии и милосердии.

В ходе данной работы были сделаны выводы о том, что
для нравственного воспитания школьников полезны следующие формы работы со
сказками: чтение сказок и их пересказ; театрализованное исполнение сказок;
дисскусии и беседы о поведении сказочных героев (причины их успехов и неудач);
проведение различных конкурсов, к примеру, конкурса «Юные знатоки сказок»,
«Сказки в рисунках», «Стихи о сказочных героях»; выставки рисунков младших
школьников по мотивам сказок.

Активное использование сказок на уроках литературного
чтения, на занятиях внеурочной деятельности и во внеклассной работе
способствовало формированию нравственной вocпитаннocти младших школьников.

Устное
народное творчество является неиссякаемым источником для нравственного,
трудового, патриотического, эстетического воспитания обучающихся. Поэтому
считаем, что тема курсовой работы
актуальна, ведь нравственное воспитание ребёнка является центральным ориентиром
в развитии личности. При этом сказка способствует формированию определённых
ценностей, идеала. Идеал для ребёнка — далёкая перспектива, к которой он будет
стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве,
во многом определит его как личность.

Сказка является одним из самых дocтупных средств для
нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги,
и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей младшего
школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования
представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и
социальных эмоций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Сущность и
специфика сказки как литературного жанра В русском языке слово «сказка» появляется сравнительно позднее. В
современном значении оно появляется не раньше XVII века. Древняя и
средневековая Русь его не знали. Учёные по-разному толковали сказку. Одни из
них стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от
реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение
народных рассказчиков к окружающей действительности.

Для данного исследования очень важно понять, что такое сказка, и
проанализировать это явление не просто руководствуясь поэтическим чутьём, но с
научной точки зрения изучить и понять суть этого глубокого слова, постараться
выявить его происхождение.

В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки
появились вместе с древнейшими мифами), сказки не были предназначены для детей,
их рассказывали тем, кто вступал  во
взрослую жизнь, проходил  обряд
посвящения во взрослые.  Сказка была
очень серьёзным делом.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования
с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает
М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа.
Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание,
язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности её создателя  [9].

Сказка – один из основных и самых любимых видов народного устного
поэтического творчества. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят и
дети, и взрослые, в городе и в деревне. В безбрежном море народной прозы, среди
преданий, легенд, рассказов о леших и водяных, всевозможных фантастических
«историй» мы безошибочно узнаем сказки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы