Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Методика работы над рассказами в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Методика работы над рассказами в классической педагогике 4
1.1. Рассказ как форма художественного произведения 4
1.2. Особенности работы над рассказом в начальних классах 10
1.3. Разбор классической методологии работы над рассказом 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 21
Глава 2. Практические методы обучения чтению в начальных классах 23
2.1. Упражнения для современных уроков чтения 23
2.2. Фрагменты урока с использованием методик чтения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ 34
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Если вы спросите сто человек, зачем они читают, то с большой долей вероятности услышите только два ответа: чтобы найти полезную информацию или получить удовольствие — причем сторонников второй версии будет в разы больше. Но чтение, как ни банально это прозвучит, приносит пользу, которую невозможно переоценить.
Прежде всего, это отличный способ улучшить свою устную речь и повысить грамотность. При чтении на все сто процентов работает зрительная память человека, и впоследствии, когда ей нужно изложить свои мысли на бумаге, у нее перед глазами «предстает» правильное написание того или иного слова. Чем больше человек читает, тем грамотней она становится.
Чтение развивает воображение, что особенно важно для детей, нацелились в будущем творческие профессии. Оно развивает кругозор и улучшает память, развивает логическое мышление и, наконец, помогает лучше понимать себя, окружение и нашу жизнь в целом. Особенную ценность для детей младшего школьного возраста являют рассказы – короткие произведения с завершённым сюжетом, влияние которых мы ещё рассмотрим в дальнейшем.
Актуальность темы состоит том, что в настоящем для учителя составляет сложность заинтересовать ребёнка чтением, так как широкодоступны другие, более простые увлечения (компьютерные игры, мультфильмы и т.д.). Задача современного педагога – не только научить читать и анализировать прочитанное, но и привить интерес к процессу, дабы ученик мог использовать полученные навыки в повседневной жизни.
Объект исследования – методика обучения чтению.
Предмет исследования – методика работы над рассказами в начальных классах.
Цель исследования – проанализировать классические и современные методики работы над рассказами.

Задачи исследования:
1. Обозреть понятие «рассказ», его виды и ключевые черты.
2. Проанализировать ценность рассказа для детей младшего школьного возраста.
3. Сформулировать классическую концепцию педагогической работы над рассказами.
4. Изучить современные методики изучения рассказов.
5. Составить фрагменты уроков с использованием упомянутых методик.
«Чтение — вот лучшее учение» — утверждает народная мудрость. Не согласиться с этими словами нельзя. В актуальности их убеждаешься каждый раз, когда речь заходит о роли книги в жизни человека.
Личностно-ориентированная модель обучения и воспитания составляет в центр внимания ученика как личность, в формировании которой большая роль отведена именно книге.
Чтобы сформировать интерес к книге, нужно, чтобы родители понимали, что «чтение — средство контакта ребенка с миром».[6] Книгу называют учителем жизни. Общение с книгой — не такое простое дело, потому что чтение — это творческий процесс.
Учителя и библиотекари гимназии находятся в постоянном поиске новых форм работы с учащимися: организовать чтения учащихся, формировать потребности в чтении и развивать читательский интерес.
Наблюдения показали, что современные дети стали читать гораздо меньше. Если раньше нравственность, эстетическая культура были показателем социального развития личности, то теперь главным стал материальный успех. Взрослые взволнованы проблемами материального благосостояния. У них нет времени не только на чтение, но и на общение с собственным ребенком. Им труднее заставить детей к чтению. Итак, одна из задач семьи, библиотекаря, учителя — помочь ребенку быстрее и лучше овладеть навыками чтения, работы с книгой, элементами поиска нужной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

«Школа — духовная колыбель народа. Чем больше заботы о своей колыбели обнаруживает народ, тем блестящее его будущее «, — писал В. А. Сухомлинский.
Сегодня, когда взят курс на возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры, школы, языка, особую актуальность приобрело использование традиций народной педагогики, фольклора.
Большие возможности для этого заложены в уроках чтения, и классного, и внеклассного.
Чтение книг открывает каждому удивительный, разнообразный мир людей и природы, всего, что нас окружает. В наибольшей степени это касается детей. Ученики начальных классов приобщаются к этому миру, именно на уроках чтения.
Целью чтения в современной школе является формирование первооснов читательской культуры школьников, воспитание творческого, национального сознательного поколения молодежи средствами художественного слова.
Предмет восприятия в художественной литературе — ведущий в обучении и воспитании учащихся начальных классов. Через художественные образы дети обогащают свои чувства, эмоции, познают разнообразие окружающего мира. Одновременно происходит их общее речевое развитие. Правильная обработка художественного произведения способствует единству нравственного, умственного, эстетического воспитания учащихся и каждой личности в частности. Поэтому так важно учить детей воспринимать произведения художественной литературы через активную эстетическую деятельность.
Произведение является основой современного урока чтения, организация работы с которым является сложным делом для каждого педагога. Это обусловлено тем, что в каждом классе в течение учебного года дети знакомятся с произведениями разными по жанру, по объему, сложности. Это в свою очередь требует от учителя творческого подхода к каждому уроку чтения. Но от того, насколько целенаправленно учителю удается учесть особенности восприятия учениками определенного возраста жанра, содержания, активизировать эмоции, мышления, во многом зависит результат обработки произведения, позитивного влияния его на всестороннее, а особенно речевое развитие ребенка [7].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Методика работы над рассказами в классической педагогике
1.1. Рассказ как форма художественного произведения
Рассказ — небольшое по объему прозаическое произведение, в котором изображается одно событие из жизни одного или двух сформированных персонажей.
Небольшие размеры рассказа требуют неразветвленного, как правило, однолинейного, четкого по построению сюжета. Характеры показаны преимущественно в сформированном виде. Описаний мало, они короткие, лаконичные. Важную роль играет художественные детали (детали быта, психологические детали и др.).
Рассказ очень близок к новелле. Иногда новеллу считают разновидностью рассказа. Отличается рассказ от новеллы более выразительной композицией, наличием описаний, размышлений, отступлений. Конфликт в рассказе, если и есть, то не такой острый, как в новелле. Повествование в рассказе часто ведется от лица рассказчика.
Генезис рассказ — в сагах, очерках, повествовательных произведениях античной историографии, хрониках, легендах. Как самостоятельный жанр рассказ сформировался в 19 веке. С того времени и до сих пор — это производительный жанр художественной литературы. [7]
Рассмотрим ключевые особенности данного жанра немного подробнее.
Рассказ как жанр литературы зародилось довольно давно. Первые произведения этого направления были больше похожи на пересказы реальных ситуаций и обычно велись от первого лица — рассказчика. Со временем рассказы стали вестись не от рассказчика, а от персонажа самого произведения.
Такая подача текста помогает показать стремление автора вынести на суд читателя тот проблемный аспект событий или характера, который описывается в рассказе. А ключевым моментом произведения является постановка этической оценки читателями сюжета.
Своеобразие жанровой формы рассказа произошло от новеллы. Фактически и сейчас многие из литературоведов понятия «рассказ» и «новелла» рассматривает как равнозначные. В чем же их такое сходство?
Во-первых, в основе и первого, и второго лежит один или несколько эпизодов жизни человека. Во-вторых, сюжет всегда в обоих произведениях отличается простотой, а у действующих лиц в произведении ограничено. Но есть и отличия, например то, что в рассказе изображается повседневную жизнь и бытовые взаимоотношения между обычными людьми.
В целом, жанр рассказа является самым традиционным для литературы славянских народов. Именно этот стиль изложения широко распространен и получил много жанровых подвидов, которые характеризуют специфику проблематики произведения.
В литературной классике себя зарекомендовали такие авторы как А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн и М. Булгаков.
В чём же заключается польза изучения рассказов детьми? В современной педагогике чтения книг даже называть «библиотерапией» — то есть чтение книг имеет определенный лечебный эффект для детского сознания. Прочтения рассказа занимает совсем короткое время, при этом имея широкий спектр полезного действия. Проанализировав научную литературу по этой теме, мы можем выделить следующий ряд благоприятно влияющих на ребенка качеств чтения. [10]
1. Развитие мышления. В процессе чтения хорошей книги неизбежно приходится много думать над сюжетом и поступками героев. Со временем мозг учится находить нестандартные ответы на возникающие вопросы. Читатель начинает предусматривать сюжетные повороты в книге. А даже если такого не случается, то авторские разъяснения все равно дают хорошую пищу для мозга — в этом заключается польза чтения для саморазвития.
2. Устранение стресса. Очень ценное свойство книг — то, что они прекрасно помогают временно отвлечься от насущных проблем. Погружаясь в выдуманный мир, люди забывают о своих деловых и личных проблемах. Это позволяет не сосредотачиваться на своих переживаниях, а уделить время мыслям о том, что происходит совсем в другом мире — зачастую более красивый и счастливый. Вдохновившись полезной книгой, после чтения человек чувствует себя спокойнее и бодрее и может вернуться к решению своих проблем. Чтение снижает вред от стрессов, особенно постоянных и интенсивных.
3. Увеличение словарного запаса. Особая польза классической литературы, как и хороших современных книг, заключается в том, что человек узнает много новых для себя слов и понятий. Иногда их содержание ощущается интуитивно, иногда приходится уточнять значения слов в словарях и справочниках. Но при регулярном чтении речь в любом случае быстро становится богаче, человек начинает выражать свои мысли образно и грамотно. В этом заключается особая польза чтения для детей — чем чаще ребенок держит в руках полезную книгу, тем красивее будет его речь.
4. Профилактика болезней. Удивительно, но чтение хорошей литературы способно защитить даже от развития опасных болезней. В частности, чаще читать полезно для профилактики слабоумия, старения мозга, болезни Альцгеймера. Книги тренируют мозг, заставляют его постоянно обрабатывать новую информацию, поэтому человек гораздо дольше сохраняет ясность ума и трезвость мышления. Если внимательно посмотреть вокруг, то можно будет убедиться, что наибольшую бодрость в возрасте сохраняют именно те люди, которые привыкли много читать. Причина заключается в постоянных упражнениях для ума, а еще в том, что чтение в целом дисциплинирует человека и побуждает его к тому, чтобы вести здоровый образ жизни.
5. Предоставление уверенности в себе. Эрудиция и широкие познания в самых различных сферах помогают с легкостью начинать разговор и без труда завязывать новые знакомства. Оказавшись в незнакомой компании, человек не испытывает желания весь вечер сидеть в дальнем уголке, боясь вступить в беседу. Напротив, тот, кто привык много читать, всегда остается в центре внимания — он становится прекрасным рассказчиком, сам задает темы для разговоров, не боится оказаться в центре всеобщего внимания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы