Курсовая с практикой на тему Методика работы над крупнообъемными произведениями в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы работы над крупнообъемными произведениями
в начальной школе. 6
1.1. Характеристика понятия крупнообъемные произведениями в начальной
школе 6
1.2. Влияние
учителя начальных классов на методику работы над крупнообъемными произведениями
в начальной школе. 11
1.3.
Приемы и методы работы над крупнообъемными произведениями в начальной
школе. 17
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по методике формирования
навыков работы над крупнообъемными произведением в начальной школе 23
2.1. Диагностика актуального
уровня сформированности навыков работы над крупнообъемным произведением
младшего школьника. 23
2.2. Система работы по формированию навыков работы над крупнообъемным
произведением младших школьников в условиях организованного педагогического
взаимодействия. 26
2.3. Динамика результатов
опытно-экспериментальной работы по формированию навыков работы над
крупнообъемными произведением младшего школьника 35
Заключение. 40
Список источников и литературы.. 42
Введение:
Актуальность
темы исследования. Научить учащихся самостоятельно общаться
с миром посредством чтения произведений литературы (художественной и научной) —
именно так определяется современной методической наукой цель методики чтения (3,
с. 62). Методические исследования последних лет, посвященные обучению младших
школьников чтению, определили рациональные подходы к различным аспектам этого
процесса. Разработаны теоретические основы читательской самостоятельности и
система формирования типа правильной читательской деятельности (5, с. 66).
Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги
— собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги
— собеседники, доступные данному возрасту. В современных книгах для чтения 1-4
классов представлены различные по жанру и объёму литературные произведения,
которые призваны приобщать младшего школьника к классике художественной
литературы, формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, развивать его
интерес к литературному творчеству. Среди включённых в учебники произведения,
есть и крупнообъёмные. Например, «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина,
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Корзина с еловыми шишками» К.Г.
Паустовского и другие (14, с. 46).
Методикой обучения
чтению младших школьников занимались такие авторы как: И. Н. Арзамасцева, С. А.
Николаева (3; 8), Б.А. Ланин (13), В.В. Гербова (19).
Методику работу с
крупонообъемным произведением в начальной школе рассматривал только один автор Л.С.
Сильченкова (17; 29).
Но в методических
рекомендациях к учебникам учителям не разъясняются особенности работы над
такими произведениями. Поэтому большинство учителей начальной школы ведут
работу над крупнообъёмным произведением, как с любым другим произведением
обычного объёма, что ведёт к нарушению полноценного восприятия и переживания
художественного произведения младшими школьниками. Неумение же правильно читать
крушообьемные произведения весьма отрицательно скажется на детях и при обучении
их литературе в средней школе, где произведения значительного объема составляет
основную массу учебного материала в курсе литературы. Все сказанное выше
определяет научную значимость и новизну исследования.
На
основании вышесказанного, можно обозначить проблему
исследования: каковы особенности работы над крупнообъемным произведением в
начальной школе?
Цель
настоящего
исследования состоит в выявлении основ обучения младших школьников чтению
крупнообъемных произведений.
Объектом
исследования выступает процесс обучения младших
школьников чтению крупнообъемных произведений на уроках чтения.
Предметом нашего исследования
является специфика методики работы с крупнообъемными произведениями в начальной
школе.
Гипотеза
исследования. Считаем, что только целенаправленная
работа сможет сформировать навыки работы над крупнообъемными произведением
младшего школьника, при реализации следующих педагогических условий:
1)
если будет проводится регулярная диагностика умений и навыков младших
школьников чтению крупнообъемных произведений на уроках чтения путем
специально-разработанной диагностической карты,
2) если будет разработан
алгоритм работы с крупнообъемным произведением состоял из следующих этапов: узнавание автора текста, чтение заглавия или первой
строки текстов, чтение всего текста. Выявление тематических цепочек, работа с
ключевыми словами, работа с системой мотивов, выявление героя, работа с сюжетом
и композицией, авторская позиция, интерпретация и оценивание.
Задачи
исследования:
1.
изучить теоретические основы работы над крупнообъемными произведениями в
начальной школе,
2.
провести опытно-экспериментальную работу по методике формирования навыков
работы над крупнообъемными произведением в начальной школе.
Методы
исследования: теоретические (анализ и обобщение
научных подходов к теме исследования), практические (наблюдение, тестирование),
методы обработки полученных данных.
Практическая
значимость полученных результатов заключается в том, что
основные выводы, методы и приемы работы могут быть использованы учителями при
работе с крупнообъемными произведениями на уроках чтения в начальных классах.
База
исследования: МОУ СОШ №12. В исследовании приняли
участие ученики 3 класса.
Структура
исследования. Исследование состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Система
работы с масштабным художественным произведением успешна, если в ее основе
лежит учение о формировании типа правильной читательской деятельности.
В
условиях изучения объемных произведений на уроках классного чтения в начальной
школе должна быть особая система работы, отличная от работы с произведениями
обычного объема.
Для
достижения цельности и адекватности восприятия объемного произведения младшими
школьниками работа над ним должна вестись частями в течение нескольких уроков.
Работа
над большим текстом на каждом уроке должна заключаться не только в чтении
строго определенной части текста художественного произведения, но и в его последующем
анализе. А целостность восприятия будет обеспечивать вся система работы с
объемным произведением: активация мышления и воображения учащихся в процессе
первичного чтения, концептуальный анализ произведения, творческая обработка
информации, полученной из крупнотекстового.
Техника
работы с объемным произведением, апробированная в нашем исследовании, позволяет
детям поддерживать устойчивый интерес к литературному произведению на
протяжении всего его изучения или самостоятельного чтения.
Методика
работы строится следующим образом:
1.
На первом этапе сообщались ученикам сведения об авторе, самом произведении.
2.
На втором этапе проходило формирование умений и навыков младших школьников
работы над крупнообъемным произведением путем анализа.
3.
На третьем этапе в качестве закрепления формировались умения и навыки обобщения
всего произведения в целом.
Наш
подход к изучению крупномасштабной работы на уроках чтения в классе
соответствует чтению во внеклассной деятельности, поэтому он не требует
переподготовки учеников в будущем, потому что вид деятельности, которую изучают
дети, должен быть таким же.
Полученные
нами результаты позволяют утверждать, что наша система уроков, посвященных
экспериментальной подготовке третьеклассников к чтению объемных художественных
произведений, успешно реализована.
Из
результатов первоначальной диагностики, уровень навыков работы над
крупнообъемными произведением младших школьников находится на низком уровне.
На
формирующем этапе были проведены уроки, на которых производились анализы
произведения В.В. Бианки «Мышонок Пик». Был составлен алгоритм работы с
крупнообъемными произведением.
По
результатам наблюдения за учениками в процессе контрольного эксперимента можно
сказать, что в целом дети показали высокие результаты. Уровень навыков работы
над крупнообъемными произведением находится на высоком уровне.
Гипотеза
исследования доказана полностью, действительно только целенаправленная работа
сможет сформировать навыки работы над крупнообъемными произведением младшего
школьника.
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Теоретические основы работы над крупнообъемными произведениями в начальной
школе 1.1.
Характеристика понятия крупнообъемные
произведениями в начальной школе Литературное произведение — это форма существования
литературы как искусства слова.
Произведение искусства — это не только результат мышления,
его слово о жизни, но и воплощение мыслительного процесса, потому что движение
сюжета, персонажей, язык, соотношение компонентов произведения раскрывают ход
мысли автора. Благодаря этому воспроизведению маленький читатель обогащает свой
мир, поднимается на новую ступень своего развития (10, с. 78).
В начальной школе к крупномасштабным произведениям относятся
произведения эпического жанра, в том числе рассказы, некоторые народные сказки,
прозаические и поэтические литературные сказки, научные тексты, мифы и легенды.
Дмитрий Иванович Тихомиров, предлагая
способы работы с объемным произведением, показал, что главная забота учителя —
это развитие способности воспринимать прочитанное «полностью осознанно» и
«самостоятельно читать с полным пониманием».
Но Тихомиров не считал возможным
работать с масштабным произведением на уроках чтения в классе и предлагал
чтение «в учебных целях школьных классов … под большим или меньшим
руководством учителя».
Методика работы следующая: текст
литературного произведения читается педагогом в зависимости от обученности детей
и не сразу, а по частям, с некоторыми
остановками, затем пересказывает прочитанное, обобщает существенное.
В конце чтения — краткий и полный анализ
прочитанного, вывод основного и общего в прочитанном — с участием всего класса.
В 3-4 классах начальной школы Д.И.
Тихомиров вводит коллективное чтение. Детям выдаются книги (по одной на 2-3
учеников). Текст литературного произведения дети читают самостоятельно и в
назначенный день устраивается классная беседа о прочитанном.
Д.И. Тихомиров считал, что чтение
объемных произведений, организованных подобным образом, является связующим
звеном между уроками аудиторного и внеклассного (бесплатного) чтения.
В.Я. Стоюнин подробно описал методику
изучения литературного произведения в младших классах школы. В его книге
«Пособие для учителей русского языка для младших классов средней школы» есть
рекомендации по работе с объемными произведениями: «Призвидение на первое время
должно быть прочитано самим учителем, или учеником, умеющим читать внятно;
конечно, лучше, если оно будет прочитано всеми, но в зависимости от уровня
подготовленности класса, оно может быть прочитано и проанализировано только
отрывками. При чтении же следует останавливаться только на словах и выражениях,
которые могут показаться учащимся не совсем понятными … »(5, с.8)
В 1920-х — начале 1930-х годов в
начальной школе выбор литературного произведения для уроков чтения определялся
сложной темой проекта, а литературные произведения рассматривались только как
материал для иллюстрации общественной работы, производственной работы и
тематического содержания проекта. В это время предпринимаются попытки
определить параметры учебного материала, в том числе объем. Так для 1 класса —
текст 50 строк, для учеников 2 групп — 50-70 строк, 3 групп — 70-100 строк. Ученикам
4-й группы рекомендовано брать «более сложные и подробные описания с наличием
второстепенных деталей».
С середины 30-х годов ХХ века
отечественная школа возвращается к практике обучения детей по стандартным учебникам.
В 1933 г.
вышел «Учебник литературы для начальной школы» С.М. Браиловская и М.А.
Рыбников. В 1944 г.
были изданы учебники для 4-х классов начальной школы — «Родная речь» (Е.Я.
Соловьева и др.), которые действовали в начальной школе более 20 лет.
Н.А. Костин, известный методист того
времени писал о текстах, включенных в учебник: «Вопрос об объеме этих произведений
необходимо решать в зависимости от ряда условий, таких как возраст учеников, их
общее развитие и готовность к осознанному чтению, характер самих текстов и т.
д.»(5, с. 15).
Таким образом, в 1 классе объем работ
составлял около 100 слов, во втором — 200, в 3 — 300. И только в 4 классе объем
текстов был около 780 слов.
В 1972 году начальная школа, которая
перешла на трехгодовое обучение (система 1-3), получила новый учебник для
обучения чтению «Родная речь» (М.С. Васильева, Л.А. Горбушина, Е.И. Никитина,
М.И. Оморокова). В учебник вошли лучшие произведения классической и советской
литературы, образцы устного народного творчества, художественные очерки и
научные статьи. По сравнению с предыдущим учебником средний объем литературных
произведений — увеличился.
Средний объем произведений для 3-го
класса был практически равен среднему объему произведений из «Родной речи» —
770 слов (5, с.17). Однако работа над подавляющим большинством произведений
велась за один урок, т.е. особых различий в технике работы с объемными
произведениями и литературными произведениями обычного объема практически не
было.
На рубеже веков наша начальная школа
получила ряд новых учебников. Современные учебники для обучения чтению в
начальной школе значительно увеличились в объеме. Сегодня составители не боятся
включать объемные произведения в учебники для младших школьников. Все более
популярной становится метод работы с масштабными произведениями на уроках
чтения в начальной школе и их зученю и анализу может быть отведено от одного до
3-4 уроков.
Наибольших успехов в разработке
определения «крупнообъемное произведение», на наш взгляд, достигла Л.С.
Сильченкова в исследовании «Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных
произведений» 1987 г.
Автор пишет (5, с.33), что «как
следует из названия, одним из главных признаков должен быть формальный признак
— объем, размер». Но тут приходит на ум, что количественно оценить крупнообъемное
произведение непросто. Для каждого
класса оно имеет свои параметры (их можно выразить, например, словами или
знаками): то, что для первого класса велико, во 2-м классе можно считать
произведением нормального объема. К тому же количественные параметры
произведения не всегда стандартны. Они напрямую зависят от техники (скорости)
чтения младших школьников. Поэтому количественный параметр любого произведения
(количество знаков, слов или страниц), по мнению автора, не может быть
основанием для отнесения произведения к разряду крупных (9, с.34).