Курсовая с практикой на тему Методика работы на текстом сказок Жуковского на уроках литературного чтения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 6
1.1 Особенности изучения стихотворной сказки детьми
начальной школы 6
1.2 Анализ сказок, изучаемых в начальной школе. 10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СКАЗКИ ЖУКОВСКОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 15
2.1 Формы и приемы работы над сказкой в начальной
школе. 15
2.2 Специфика работы над литературными сказками
Жуковского. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
Список использованной
литературы.. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ. 27
Введение:
Важным компонентом обучения в
начальной школе является изучение сказки. Сказка является для детей необходимой
духовной потребностью, несет в себе воспитательные и обучающие функции. Задачей
учителя является заинтересованность и привлечение обучающихся к изучению сказки
как в школьной, так и внешкольной сфере.
Над аспектом изучения сказок в
начальной школе работали такие методисты, как М.С. Васильева, М.И. Оморокова,
Н.Н. Светловская, О.И. Никифорова, М.С. Соловейчик,
А.А. Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа
сказки, которое должно быть совместным (со стороны педагогов и учащихся)
размышлением вслух, что в конечном итоге позволит развить естественную
потребность понимать то, что вы читаете.
Актуальность данного исследования
обусловлена недостаточным использованием педагогического потенциала сказки в
начальной школе. Подход педагогов к изучению сказки не включает в себя новые
актуальные методические аспекты. Нежелание заниматься данным способом
воспитания детей является упущением со стороны образовательных учреждений и
родителей.
К настоящему времени о творчестве В.А.
Жуковского написано немало научных работ, рассматривающих его с разных точек
зрения и изучающих совершенно разные аспекты. Русский романтизм и вся русская
литература в целом, все ученые однозначно подтверждают огромное значение
творчества и всей просветительской деятельности этого поэта для развития
русского романтизма и всей русской литературы в целом. Поэтому представляется
целесообразным проанализировать особенности изучения сказок В.А. Жуковского в
начальной школе на современном этапе развития системы начального школьного
образования в Российской Федерации
Целью работы является изучение
особенностей методики работы над текстом сказок Жуковского на уроках
литературного чтения.
Объект исследования – воспитание и
обучение младших школьников посредством приобщения их к литературным
произведениям. Предмет исследования – сказка Жуковского как средство обучения
младших школьников.
Гипотеза данного исследования
основана на предположении о том, что внимательное
и основанное на знании теории литературы изучение стихотворных сказок
Жуковского будет способствовать более глубокому пониманию сказки на уроках
литературного чтения.
В связи с целью были поставлены
следующие задачи:
1. проанализировать особенности изучения стихотворной
сказки детьми начальной школы;
2. изучить виды сказок, изучаемых в начальной школе;
3. рассмотреть формы и приемы работы над сказкой в
начальной школе;
4. изучить специфику работы над литературными сказками
Жуковского в начальной школе;
5. составить конспект урока по изучению сказки Жуковского
в начальной школе.
К теоретическим методам исследования
относятся аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение. К практическим –
наблюдение, сравнение.
Теоретическая значимость работы заключается в
подробном рассмотрении сказки и методики изучения в начальной школе, а также в
новом подходе к проблеме, благодаря которому увеличится
Заключение:
В данной курсовой работе была
рассмотрена методика работы над сказкой Жуковского в начальной школе.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. В младшем школьном
возрасте развивается восприятие сказок. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок
должен выйти за узкие рамки самодостаточности и поверить, что он внесет
значительный вклад в окружающий мир если не сейчас, то хотя бы в будущем. Все
это только добавляет сказки. Она проста и в то же время загадочна. Сказка может
привлечь внимание ребенка, пробудить его любопытство, обогатить его жизнь,
стимулировать его воображение, развить интеллект, помочь ему понять себя, свои
желания и эмоции и найти чувство удовлетворения от того, что он делает. Литературная
сказка, основанная на народном материале, является переработкой в процессе
введения в нее специфических художественных особенностей творческой личности
автора. Сказка – это
один из жанров фольклора или литературы. Эпическое преимущественно прозаическое
произведение магического характера, обычно со счастливым концом.
Сказка очень интересна детям
младшего школьного возраста. Этот интерес является мотивацией к чтению и
анализу сказок на уроках литературного чтения. События в сказке сложны,
причудливо переплетены, развиваются неожиданно, требуют понимания читателя и
позволяют ему сформировать умение анализировать, сравнивать, подчеркивать
главное, обобщать и систематизировать. Наблюдения за действиями и характерами
героев позволяют младшему школьнику выяснить причины и следствия событий. В
результате сказка обладает потенциалом всестороннего развития учащихся на
уроках литературного чтения.
Были реализованы следующие задачи:
1) проанализированы особенности
изучения стихотворной сказки детьми начальной школы;
2) изучены виды сказок, изучаемых в
начальной школе;
3) рассмотрены формы и приемы работы
над сказкой в начальной школе;
4) изучена специфика работы над
литературными сказками Жуковского в начальной школе;
5) составлен конспект урока по
изучению сказки Жуковского в начальной школе, на основании которого сделаны
выводы о необходимости изучения сказок как воспитательного аспекта обучающихся
начальной школы.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута, гипотеза о
том, что внимательное
и основанное на знании теории литературы изучение стихотворных сказок
Жуковского будет способствовать более глубокому пониманию сказки на уроках
литературного чтения, нашла
свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1
Особенности изучения стихотворной сказки детьми начальной школы
Одно из первых литературных
произведений, с которым знакомится младший школьник, – это сказки, обладающие
прекрасным и завораживающим миром. Под сказкой принято понимать один из видов
фольклорной прозы, который встречается у разных народов и имеет определенные
жанры. На данный момент не определена научная квалификация сказки, поэтому
ученые различают жанры или группы сказок на свое усмотрение.
Е.В. Померанцева, советский фольклорист и этнограф, использует следующую
классификацию сказок: 1) волшебные, 2) о животных, 3)
приключенческо-романтические, 4) бытовые. В.Я. Пропп, советский филолог,
выделяет следующие виды сказок: 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о растениях,
животных, неживых предметах и природе, 4) бытовые или романные, 5) небылицы, 6)
докучные сказки. Также в исследованиях В.Я. Проппа
сказка выдает себя своей формой: «сказка есть рассказ, отличающийся от всех
других видов повествования специфичностью своей поэтики» [20, c. 151].
В
толковом словаре Даля сказка трактуется как «вымышленный рассказ,
небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские,
житейские, балагурные и пр.» В кратком
словаре этнографических и фольклорных понятий сказка трактуется как «вид устной
народной прозы с доминантной эстетической функцией (преданиях, быличках и т.п.
главная функция – информативная).
Недостоверность повествования сообщается с целью развлечения и поучения» [16].
Достаточно сжатое определение сказки даёт Н.Н.
Светловская: «Под народной сказкой, в широком смысле этого слова, мы разумеем
устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и
бытового характера» [27, c. 26]. По мнению В.П. Аникина, подобная трактовка
слишком расширяет понятие сказки [1, c. 7].
В словаре литературоведческих терминов С.П.
Белокуровой сказка определяется как «один из основных жанров фольклора,
эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного
или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских
– «Тысяча и одна ночь»,
индийских – «Панчатантра», немецких – братьев Гримм, русских – А.Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными
сказками Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В. Хауфа, А.С. Пушкина, вошли в сокровищницу
мировой культуры» [3].
В данном исследовании основой понятия сказка будет являться следующее
определение, автором которого является Л.Ю. Брауде: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью
развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события
(фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным
композиционно-стилистическим построением» [4, c.36]. Данное определение
является наиболее точным и отражающим всю специфику и особенности сказки.
Роль сказок следует рассматривать в трех аспектах:
психологическом, эмоциональном и когнитивном. Так, для реализации
воспитательных намерений по отношению к ребенку она предлагает создать
психологически благоприятную ситуацию, в которой ребенку будет комфортно и
уверенно себя чувствовать, где он будет получать удовольствие от сказочных
действий, потому что впечатления раннего детства, когда мама читает сказку,
закрепляются в подсознании, что приводит к лучшему восприятию текста. Что
касается эмоционального аспекта, то изучение сказок находит поддержку и
определенный отклик в детской группе. Тогда ребенок находит в себе смелость и
желание действовать в соответствии с заданием, поэтому сказка несет
«пробуждающую» функцию с целью вызвать в ребенке эмоциональное начало, чувство
радости, эмоциональное отношение к главным