Методика обучения литературе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на материале изучения творчества Рыбакова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы организации уроков внеклассного чтения в старших классах. 5

1.1. Вопросы
организации внеклассного чтения школьников: история и современность. 5

1.2. Основные
принципы отбора произведений для внеклассного чтения. 12

Глава 2.
Методика организации уроков внеклассного чтения
в старших классах. 16

2.1. Методы и
приемы организации уроков внеклассного чтения в старших классах  16

2.2. Методика
проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на материале изучения
творчества Рыбакова. 27

Заключение. 30

Список
литературы.. 32

  

Введение:

 

Внеклассное чтение – одно
из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания
литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные
с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской
самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют
внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых педагогов
прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает,
что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный
читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов — это тот резерв
литературного образования, использование которого может дать положительный
эффект.

Заметное оживление уроков
внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были
введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных
учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного
чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры,
викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в
последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для
внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника.

Сегодня наблюдается
ослабленный интерес учащихся к чтению в целом. Несмотря на многочисленные
издания классической детской литературы и адаптированные к восприятию
школьников сборники литературных классиков все-таки чтение отходит на второй
план. Предпочтение отдается телевидению, компьютерным играм, музыке, интернету.
Таким образом, актуальность работы обусловлена данной проблемой.

 Объект исследования: методика уроков
внеклассного чтения в 10-11 классах.

Предмет исследования:
содержание и организационные формы уроков внеклассного чтения на материале
изучения творчества Рыбакова.

Цель исследования:
рассмотреть методику проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на
материале изучения творчества Рыбакова.

В зависимости от цели
исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить вопросы
организации внеклассного чтения школьников: история и современность.

2. Рассмотреть основные
принципы отбора произведений для внеклассного чтения.

3. Изучить методы и
приемы организации уроков внеклассного чтения в старших классах.

4. Методика проведения
уроков внеклассного чтения в старших классах на материале изучения творчества
Рыбакова.

В данной работе
использованы традиционные для подобного исследования методы:
системный
анализ литературоведческих, педагогических, дидактических источников; изучение,
анализ и обобщение опыта; анализ школьной документации, критическое изучение
методического наследия; в области литературоведения – биографический и
культурно-исторический методы

Практическая значимость
исследования
заключается в том, что разработанную
методику можно использовать для организации уроков внеклассного чтения.

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внеклассное чтение в
школе имеет огромное воспитательное, развивающее и обучающее значение.
Во-первых, оно не так строго ограничено временными рамками. Во-вторых, имеет
большое разнообразие форм уроков и приемов организации учебной деятельности.

Главными задачами
внеклассного чтения являются: развитие у школьников интереса к чтению,
повышение мотивации к осознанному выбору литературы, формирование эстетических
норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний,
полученных на уроках внеклассного чтения.

Содержание уроков
внеклассного чтения должно, во-первых, согласовываться с программными
произведениями, во-вторых, соответствовать возрастным запросам школьников,
в-третьих, быть достаточно системным.

Для того, чтобы
сформировать интерес к книге, должны соблюдаться следующие условия: 1) книги
должны нравиться Учащимся, приносить им радость 2) они должны быть
привлекательными и разнообразными 3) самостоятельным внеклассным чтением учащихся
должен руководить учитель.

В старших классах, когда
интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается
громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация
читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования
разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского
восприятия, развития художественного вкуса. На этом этапе необходимо выполнение
таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний
различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в
дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике.

При планировании системы
уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: разумное сочетание произведений
русской и зарубежной классики и современной литературы; тематическое
разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа»,
«Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.); сочетание произведений
разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами
самого учителя и учащихся); чередование разных видов уроков внеклассного чтения
(беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия,
собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской
самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания,
использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств
обучения); систематичность и последовательность в овладении навыками работы с
книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги,
аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Для примерного плана
урока внеклассного чтения был разработан конспект урока внеклассного чтения на
материале изучения творчества Рыбакова.

Таким образом, в
заключении можно сказать, что цель и задачи курсовой работы достигнуты.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы организации уроков внеклассного чтения в старших классах

 

1.1. Вопросы организации
внеклассного чтения школьников: история и современность

Общим местом является
утверждение о том, что дети должны читать не только программные произведения,
но и дополнительную художественную литературу. Широкий читательский кругозор,
привычка читать книги в свободное время по собственному выбору всегда расценивалась
как признак хорошего воспитания и высокого уровня культурного развития ребенка.
Поэтому закономерно, что внеклассное самостоятельное чтение, по мнению
родителей, педагогов и психологов, должно стать органичной частью
образовательного процесса, и в центре внимания школы должно стоять не чтение
вообще, а направленное чтение, помогающее выполнить главную задачу школы –
воспитание.

В начале ХХI века
изменилась информационная, социокультурная и образовательная среда,
определяющая развитие человека читающего. Интенсивное развитие
телекоммуникационных технологий, засилие экранной культуры, перегруженность
школьных программ по литературе привели к тому, что падает ценностный статус
чтения. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечено, что «возрастающий
дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе <…> во многом
обусловлен снижением интереса к чтению у населения». Чтение рассматривается как
«способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция
личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как
весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт» [Ситникова,
2016, с. 24].

В этой ситуации в среде
методистов и педагогов остро встали вопросы о статусе внеклассного чтения в
системе школьного литературного образования и правомерности существования
самого понятия «внеклассное чтение»; о формах приобщения школьника к книге; о
факторах, влияющих на формирование литературных предпочтений молодёжи; о
методах и приемах обучения подростков ориентироваться в мире литературы и
формирования у них эстетического вкуса. Таким образом, на первый план вышла
проблема организации самостоятельного внеклассного чтения обучающихся основной
школы в социологическом и метологическом аспекте.

Внеклассное чтение —
педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному
чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями [Чебыкина,
2006] Впервые термин «внеклассное чтение» прозвучал в лекции В.П. Шереметьевского
«Вопросы о семейном чтении вслух матерью и самостоятельном чтении» в 1886 г.
Внеклассное чтение возникло как вспомогательная форма организации воспитания
читателя, рассматривалось как дополнительное к классному чтению и имело своей
целью побуждение учащихся к чтению вне урока литературы. Со второй половины XIX
в. закрепился в отечественной педагогической науке и школьной практике для
обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отечественной
школе внеклассное чтение стало элементом учебно-воспитательного процесса,
охватывающим все ступени обучения.

На сегодняшний день
сложилась довольно благоприятная ситуация для развития и организации
внеклассного чтения. В.Л. Ермаков выявлено три группы факторов, способствующих
поддержке и развитию детского чтения в современной России. К макрофакторам
отнесены устойчивое книгоиздание; сеть публичных детских библиотек; доступный
рынок книготорговли; поддержка школ с литературным уклоном, стимулирующие
условия формирования человека читающего. Мезофакторами следует считать процессы
глобализации и информатизации в современном российском обществе. Микрофакторы –
традиции чтения в семье, читающее окружение (сверстники), направленные действия
воспитателей и учителей по приобщению подрастающего поколения к чтению» [Ермаков,
2012, с. 354]. Однако дело не только в доступности книги для школьника, но и
наличии у него потребности в чтении. Т.А. Корнеева утверждает, что «формирование
и развитие читательской самостоятельности учащихся осуществляется на основе
личностного отношения к изучаемым произведениям и происходит в аспекте их
самоуглубления, обогащения мироощущения и миропонимания посредством установки
на сотворчество с писателем, диалог с ним на основе «вчитывания», «вчувствования»
в тексты и перечитывания их» [Корнеева 2013, с. 286].

В настоящий момент
существенно изменились условия, в которых учитель управляет внеклассным чтением
своих учеников, изменилась вообще роль учителя в учебном процессе. Задача
учителя вовсе не сводится к тому, чтобы указать обучающимся ту литературу,
которую рекомендуется читать в их возрасте, и помочь её освоить в ходе
выполнения заданий. Цель учителя литературы – научить школьника быть читателем,
то есть выполнять все те действия по отбору, осмыслению, эстетической оценке
книг, которые раньше выполняли методисты и педагоги. Очевидно, именно на
достижение данной цели и должны быть направлены уроки внеклассного чтения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы