Курсовая с практикой на тему Методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения творчества И. Ефремов)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на материале научной фантастики 6
1.1 Внеклассное чтение как направление работы учителя литературы 6
1.2 Научная фантастика как жанр литературы 10
1.3 Научная фантастика в школьной программе 13
Глава 2. Методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения творчества И. Ефремова) 16
2.1 Приемы работы с фантастическими произведениями на уроках внеклассного чтения 16
2.2 Разработки уроков внеклассного чтения в старших классах на материале произведений И. Ефремова 19
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Введение:
Достаточно доказанным является тот факт, что учащиеся 15-17 лет по своей воле читают, в основном, приключенческую и фантастическую литературу. Фантастический жанр вызывает неоднозначную реакцию у педагогов и методистов. Конечно, если рассматривать жанр с точки зрения художественного уровня и содержательного наполнения, то можно навсегда исключить использование фантастических произведений в школе. Но ведь есть и другие составляющие жанра: яркие характеры главных героев; восхищение наукой и ее возможностями; особая модель мира, поэтому следует признать, что фантастика имеет методический потенциал, важно только его правильно использовать.
Урок внеклассного чтения может перекинуть мост между интересами учащихся и интересами школы. Необязательно видеть в художественном произведении один только сюжет; всегда можно построить работу с текстом на анализе жанровой принадлежности, роли произведений определенного содержания в истории культуры страны и т.д.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время необходимо искать новые приемы работы с учащимися старших классов, направленные на развитие у детей интереса к чтению. Внеклассное чтение по литературе является особой формой работы, но при правильном проведении, урок внеклассного чтения может открыть для учащихся совершенно новый жанр литературы или познакомить с писателем, с которым учащиеся могли бы никогда не пересечься.
Уроки внеклассного чтения открывают перед учителем широкие перспективы. Одновременно нужно подобрать такие произведения, которые могли бы заинтересовать учащихся определенного возраста. Вопросы изучения фантастической литературы на уроках внеклассного чтения обсуждались в методике, начиная с 1980-х годов. Б.А. Ланин в 1992 г. составил авторскую программу по изучению на факультативных занятиях в школе произведений в жанре антиутопии. В последние годы появилось несколько статей с описанием опыта учителей по использованию фантастических произведений на уроках внеклассного чтения (Т.Б. Шило и др.).
Произведения И.А. Ефремова не входят в школьную программу, но они могут быть интересны для подростков за счет своего содержания. Иван Ефремов – это тайны, загадки, межзвездные перелеты и т.д. У него есть также ряд исторических романов. Но одновременно Иван Ефремов еще и ученый, и в его книгах представлен научный взгляд на мир, ему свойственно логичное описание даже фантастических событий. Книги И. Ефремова сыграли свою роль в развитии отечественной фантастики. Без его работ не было бы А. и Б. Стругацких (они называли его своим учителем в фантастике), возможно, что не было бы и С. Лукьяненко. Поэтому изучение произведений И. Ефремова имеет смысл при изучении становления фантастического жанра литературы. Поэтому, учитывая существующий интерес педагогов к теме включения фантастических произведений в уроки внеклассного чтения, представляется перспективным и актуальным изучить тему «Методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения творчества И. Ефремова)».
Целью исследования является разработка уроков внеклассного чтения в старших классах на материале произведений И. Ефремова.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть внеклассное чтение как направление работы учителя литературы;
2) проанализировать научную фантастику как жанр литературы;
3) рассмотреть возможности изучения научной фантастики в школьной программе;
4) изучить приемы работы с фантастическими произведениями на уроках внеклассного чтения;
5) разработать уроки внеклассного чтения в старших классах на материале произведений И. Ефремова.
Объектом исследования является методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах.
Предметом исследования выступает методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на материале изучения творчества И. Ефремова.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение и синтез.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
В данной работе была рассмотрена методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения творчества И. Ефремова). Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Внеклассное чтение является важным направлением работы учителя литературы. Как правило, уроки внеклассного чтения проводятся между отдельными темами, и могут чаще всего связываются с изучением программного материала по литературе. При этом урок внеклассного чтения дополняет программу, позволяет взглянуть на некоторую проблему с новой стороны. Одновременно в уроки внеклассного чтения можно включить современные произведения, которые продолжают традиции классики. Учителю нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Формы работы на уроке разнообразны, и учитель может выбирать те, которые подходят для конкретного художественного произведения и учитывают особенности класса. Традиционной формой работы является знакомство с биографией писателя, анализ текста, обсуждение, проблемный подход с выделением проблем произведения. Внеклассное чтение может давать учащимся материал для написания сочинения, для проведения творческих конкурсов.
Фантастика, часто называемая «научной фантастикой», – это жанр художественной литературы, содержание которого носит художественный, вымышленный характер, но основано на науке. Следует различать внешний антураж вроде межзвездных кораблей и реальное представление писателя о возможном развитии человечества в будущем; хорошая научная фантастика ориентируется на понимание смысла происходящих в науке и технике изменений, а не на их занимательной стороне. Хотя сюжетные линии и элементы научно-фантастических историй являются вымышленными, они обычно возможны в соответствии с наукой.
Фантастический жанр литературы почти не представлен в школе. Однако можно отметить, что во второй половине ХХ века в методике преподавания литературы начал прослеживаться интерес к фантастической литературе. Это было связано с возникновением в СССР произведений научной фантастики, в первую очередь с появлением романа И. Ефремова «Туманность Андромеды» и с произведениями А. и Б. Стругацких. В литературе появляется ряд статей об опыте преподавания научно-фантастической литературы в школе. Но, как правило, фантастика интересовала методистов и педагогов не сама по себе, а как материал для рассмотрения проблемы литературных жанров, как способ познакомить их с одним из направлений в литературе или как средство воспитания учащихся.
При проведении уроков внеклассного чтения на материале произведений И. Ефремова необходимо правильно презентовать произведение: как результат работы и размышлений ученого, а не просто вымысел писателя. После представления и знакомства с биографией писателя можно провести беседу по произведению, выделить и обсудить основные проблемы произведения, привлечь внимание учащихся к особенностям описания персонажей, к особенностям их взгляда на мир. Учащиеся должны иметь возможность высказать свою точку зрения. Итогом урока внеклассного чтения может стать творческое литературное задание: написать небольшой фантастический рассказ, письмо писателю, сочинение по проблематике произведения.
В работе были разработаны два урока внеклассного чтения в старших классах на материале произведений И. Ефремова. Для работы с книгами И. Ефремова можно выбрать любое из его многочисленных произведений, почти все они подходят для работы со старшеклассниками, так как содержат интересные факты и оригинальные идеи. Так, можно предложить детям сборник рассказов «Рассказы о необыкновенном» (1954), это ряд рассказов, объединенных общей темой загадки. Интересным также может получиться урок внеклассного чтения по роману «Туманность Андромеды» (1957). Данное произведение содержит много идей писателя и ученого по поводу будущего человечества, что обеспечивает возможность организации в классе обсуждения. Также можно сравнить этот роман с произведениями, входящими в школьную программу, например, с романов «Мы» Е. Замятина.
В заключение можно отметить, что методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах основывается на возрастных особенностях учащихся. Им необходимо предоставлять возможность высказать собственное мнение. Установка должна быть сделана на развитие учащихся, на формирование их литературного кругозора и формирование у них умения понимать проблематику художественного произведения. Вне зависимости от жанровой принадлежности произведения, необходимо учить видеть стоящие за сюжетом идеи писателя, ориентировать на лучшие образцы жанра.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на материале научной фантастики
1.1 Внеклассное чтение как направление работы учителя литературы
Внеклассное чтение является важным направлением работы учителя литературы, оно традиционно используется в отечественной методике преподавания литературы. Как правило, уроки внеклассного чтения проводятся между отдельными темами, и могут связываться с изучением программного материала по литературе, но это необязательно. Уроки внеклассного чтения можно связать с юбилеем писателя, с выходом нового интересного произведения и т.д.
Однако не стоит полностью отделять уроки внеклассного чтения от изучения программы. Учащиеся не должны воспринимать уроки литературы и уроки внеклассного чтения как что-то совершенно разное и не имеющее связи друг с другом.
Можно наметить пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала [3, с. 143]:
Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).
Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.
В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.
Чаще всего связью является некая проблема, поднимаемая писателем в произведении, которой входит в программу. Если эта проблема поднимается иначе другим писателем, в программу не входящим, то можно включить его произведения в уроки внеклассного чтения.
В старших классах школы в уроки внеклассного чтения можно включить современные произведения, которые каким-то образом продолжают традиции классики. Нужно обратить внимание учащихся на преемственность литературного процесса, на наличие ряда всегда актуальных тем.
В рамках урока внеклассного чтения подростки могут знакомиться с разными видами книг в аспекте новизны; это могут быть давно написанные произведения, так и новые книги. В рамках знакомства с новыми, только что изданными художественными произведениями, учащиеся знакомятся с текстами, новыми не только для них, но и для литературной критики, и самостоятельно, без оглядки на авторитеты учатся понимать и обсуждать проблемы окружающей их жизни, намечать возможный план действий решения новых жизненных задач [8, с. 73].
Новое произведение дает возможность делать собственные выводы, формулировать их при помощи самостоятельно подобранных средств языка. Но такие возможности даст и уже известное критикам произведение, если учитель не будет навязывать детям какую-то точку зрения.
Можно выделить ряд аспектов, на которые необходимо обратить внимание при отборе книг [8, с. 75]:
— художественное произведение должно быть написано доступно для школьников определенного возраста (например, доступно для восприятия старшеклассников);
— желательно, чтобы оно было разделено на главы, имеющие название, это облегчает осмысление текста;
— урок может заканчиваться выполнением творческого задания.
Формы работы на уроке разнообразны, и учитель может выбирать те, которые подходят для конкретного художественного произведения и учитывают особенности класса.
Традиционной формой работы является знакомство с биографией писателя [3, с. 155]. Здесь учитель может предложить учащимся найти информацию (дать индивидуальное задание), или выступить на уроке сам, рассказав учащимся о самых интересных фактах биографии автора. Можно сначала дать возможность выступить ученику, а потом дополнить это выступление рядом интересных фактов о писателе, которые остались вне внимания учащегося.
Немаловажное значение для художественного произведения имеет заголовок. Так, учащимся можно предложить определить смысл заглавия, определить ключевые значения слов, вынесенных в заглавие, понять их символическое значение (если оно есть).
Содержанием вступительной части могут быть споры о писателе или произведении, высказываемые в критике. Это могут быть воспоминания современников, отзывы других писателей.