Курсовая с практикой на тему Методика проведения уроков биологии в профильных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы проведения уроков биологии в профильных классах 5
1.1.
Структура, цели, задачи и особенности профильного обучения по биологии 5
1.2.
Инновационных подходов к обучению биологии
в профильных классах. 12
Глава 2.
Практические аспекты проведения уроков биологии в профильных классах 19
2.1
Характеристика критериев и отбора содержания курса биологии в процессе
профильной подготовки учащихся. 19
2.2. Конспект
урока по биологии в профильных классах. 25
Заключение. 29
Список
литературы.. 31
Введение:
Главной задачей концепции
модернизации российского образования на период до 2020 года является
усовершенствование системы специализированной подготовки в средних и старших
классах общеобразовательных организаций. Данная система направлена на
индивидуальный подход в обучении и профессиональную ориентацию обучающихся, с
учетом актуальных потребностей рынка труда.
Переход на профильное
образование ставит перед собой несколько ключевых целей и задач: создание
условий для глубокого исследования конкретных дисциплин; обеспечение качественной
дифференциации образовательного процесса учащихся выпускных классов, для
разработки индивидуально направленных учебных программ и методик; обеспечение
равноправия при получении доступа к необходимым знаниям у разных групп
участников образовательного процесса; развитие опыта преемственности между
школьным и профессиональным образованием. Все это направляет усилия
исследователей на дальнейшее совершенствование педагогической концепции
управления введением и распространением профильного обучения в системе общего
образования ( В.И. Блинова, Е.В. Ворониной, С.С. Кравцова, А.М. Моисеева, Н.В.
Немовой, А.А. Пинского, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева, И.Д.Чечель, С.Н.
Чистяковой и др).
Актуальность работы
заключается в том, что в настоящее время выбор профессии становится сложной
задачей для каждого обучающегося, знание биологии необходимо в следующих
отраслях человеческой деятельности: медицина, ветеринария, животноводство,
биоинженерия, биохимия, экология и т.д. Для реализации профильного и
специализированного обучения в полной мере необходимо изменение целей и задач
общего биологического образования. Данные изменения направлены на
удовлетворение познавательных интересов и потребностей обучающихся, на
формирование мотивационной составляющей для продолжения деятельности в
биологическом направлении.
Смысл профильного
обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной
биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности,
умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни,
человеку, окружающей среде.
Объект:
образовательный процесс по биологии в профильных классах естественнонаучного
направления
Предмет:
методика организации углубленного изучения биологии в профильных классах.
Цель:
определение методических условий углубленного изучения биологии в 10-11
классах.
Для достижения
поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру,
цели, задачи и особенности профильного обучения по биологии .
2. Изучить инновационные
подходы к обучению биологии в профильных классах.
3. Рассмотреть критерии и
отбор содержания курса биологии в процессе профильной подготовки учащихся.
4. Разработать конспект
урока по биологии в профильных классах.
Теоретическую основу
исследования составили: содержание профильного обучения,
выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др.
(Зверев И.Д., Зорина Л.Я., Калинова Г.С., Краевский В.В., Ленер П.С., Максимова
В.Н., Мягкова А.Н., Осмоловская И.М., Рабунский Е.С., Рожина Л.Н. и др.).
Для решения поставленных
задач в работе была использована комплексная методика исследования:
сравнительный, аналитический, сопоставительный метод и обобщение.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Профильное обучение – это
средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание
образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и
на будущую профессиональную деятельность. Профильное обучение – средство
дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в
структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно
учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и
намерениями в отношении продолжения образования.
Цель профильного обучения
биологии в старших классах — подготовка биологически и экологически грамотной,
свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности,
строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку,
окружающей среде — земной и космической; обладает эволюционным и экологическими
стилями мышления, экологической культурой; способностью ориентироваться в
биологической и пограничных с ней областях картины мира; обладает знаниями
методов, теорий, стилей мышления, областей практического применения
биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой
области материальной или духовной культуры, в частности, для постановки и решения
проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного
сотрудничества со специалистами — биологами, экологами, врачами, инженерами и
др.
В основе профильного биологического
образования должен быть особенный курс биологии, построенный на основе
принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения,
преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых
образовательных стандартах. Содержание курса должно отражать систему понятий
биологии, ее место в культуре, а структура соответствовать закономерностям
развития познавательных возможностей школьников. В зависимости от направления,
выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного
уровня — базового или углубленного.
Методы и организационные
формы обучения биологии в профильной школе имеют специфику. Среди них
преобладают лекционно-семинарская система занятий, лабораторный практикум, а
также самостоятельное изучение школьниками дополнительной учебной литературы и
посещение биологических сайтов Интернета. Кроме классно-урочной и внеурочной
учебной работы, предполагаются также внеклассные формы деятельности –
творческие встречи с представителями науки, конкурсы проектных и
научно-исследовательских работ, выставки, олимпиады, экспедиции, летние
экологические лагеря, работа научных обществ школьников (НОШ, ШНО).
Материально-техническая
база профильного обучения биологии включает учебные кабинеты с типовым
оборудованием, штатные лаборатории; специализированные кабинеты, а также
предусматривает дооснащение кабинетов техническими средствами и раздаточными
материалами по биологии. Информационное обеспечение предусматривает учет
запросов обучающихся и их родителей по составу элективных и факультативных
курсов, рекламу предлагаемого школой профиля обучения в сети Интернет,
организационные и кадровые ресурсы для реализации профильного обучения.
Следовательно, профильное
обучение в школе позволяет реализовать идею личностной ориентации современного
образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы проведения уроков биологии в профильных классах 1.1. Структура, цели,
задачи и особенности профильного обучения по биологии
В национальной доктрине
образования в Российской Федерации отмечается, что профильное обучение является
основой реализации принципов доступности образования, адаптивности системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников [14]. Современная школа берет на себя ответственность не только
за предметную подготовку обучающихся, но и за развитие универсальных способов
мышления и деятельности, но и за выбор будущей профессии.
Высокий темп развития
системы образования и рынка труда определяет необходимость подготовки
специалистов в высших учебных заведениях, способных в дальнейшем работать в
условиях современной экономики. Школа осуществляет профориентационные
мероприятия с помощью вузов и реализует профильные программы в соответствии с
потребностями рынка труда, в идеальном варианте выпускники поступают в вузы
именно на те направления, которые предусматривала профилизация, в результате
рынок труда получает необходимого специалиста [16].
Профильное обучение – это
средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет
изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более
полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия
для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами
и намерениями в отношении продолжения образования. Таким образом, профильное
обучение можно рассматривать как один из механизмов решения современных задач
образования. При реализации системы профильного обучения ставятся определенные
задачи, как перед школой, так и перед педагогом [11].
Прежде всего, необходимо
дать обучающимся углубленные знания по профильному предмету и предложить им
закрепить их при помощи лабораторных и практических работ. Выпускники должны
иметь представление о тех областях, в которых они смогут себя реализовать после
окончания школы. Важными для педагога профильной школы являются такие задачи,
как организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
развитие их интереса и мотивации к научно-исследовательской деятельности;
развитие у обучающихся умений не только потреблять информацию, но и творчески
перерабатывать её, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.