Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика применения наглядных пособий на уроках технологии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1  Теоретические основы применения наглядных
пособий в учебном процессе  5

1.1 Понятие и классификация наглядных
пособий. 5

1.2
Особенности применения наглядных пособий на уроках технологии. 10

Глава 2  Методика применения и разработка наглядного
пособия на уроках технологии. 21

2.1  Методика применения наглядных пособий на
уроках технологии в 5 классе  21

2.2 Разработка
наглядного пособия для урока технологии в 5 классе по разделу «Технология
обработки пищевых продуктов». 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ. 33

  

Введение:

 

В
процессе обучения школьникам необходимо предоставить возможность постоянной
практической деятельности, и именно через это вести детей к знаниям. При
отсутствии работать с реальными предметам, процессами, в ходе обучения применяются
наглядные пособия: картины, модели, рисунки, оборудование для проведения опытов.
Однако и здесь необходимо соблюдение определенных правил, ведь чрезмерное использование
наглядности рассеивает внимание школьников, мешая воспринимать главное на уроке.

В
процессе обучения технологии школьники готовятся к самостоятельной трудовой
деятельности в будущем, у них развиваются качества личности, необходимые
каждому человеку в дальнейшей жизни, это инициатива, предприимчивость,
экономность, творчество, культура поведения. Без сомнения уроки технологии
отличаются от остальных учебных предметов своей практической направленностью,
поэтому наличие наглядных средств обучения на этих уроках обосновано, что и
подтверждает актуальность данной
работы.

Объект изучения
– наглядные пособия на уроках технологии.

Предметом исследования
являются методика применения наглядности на уроках технологии.

Цель работы:
выявить возможности использования наглядных пособий на уроках технологии.

Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)
изучить методическую литературу, посвященную наглядным методам обучения;

2)
рассмотреть понятие «наглядное пособие»;

3)
изучить классификацию наглядных пособий и особенности их применения на уроках
технологии;

4)
ознакомиться с методикой использования наглядных пособий на уроках технологии в
5 классе;

5)
разработать наглядное пособие для урока технологии в 5 классе по разделу
«Технология обработки пищевых продуктов».

Новизна
работы в том, что было создано наглядное пособие для урока технологии в 5
классе по разделу «Технология обработки пищевых продуктов», которое можно
использовать при проведении занятия.

Теоретико-методологическую
базу
исследования составляют научные труды, в которых рассматриваются вопросы применения
наглядных методов обучения: это работы П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского,  Л.В.Занкова, Н.Б. Поповой, Н.М. Шахмаева, В.И.
Евдокимова, Г.Ф. Суворовой, Л.П. Прессмана и многих других.

Методы исследования.
При написании данной работы применялись следующие методы: теоретические (анализ
литературных источников, контент-анализ), эмпирические (комплексное изучение и обобщение
педагогического опыта, разработка пособия).

Практическая значимость
работы. Материалы данной работы могут быть использованы при
преподавании технологии или для дальнейшего изучения темы в методическом
аспекте.

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка. Вводная часть обосновывает актуальность применения наглядных пособий,
включает цель и задачи работы, объект и предмет изучения, определяет методы,
новизну, теоретико-методологическую базу, практическую значимость работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наглядность
является важным принципом преподавания учебных предметов, в том числе и
технологии. Бесспорно, создав незабываемый образа или представление об
изучаемом явлении либо предмете, станет основой, благодаря которой будут
накапливаться наши знания. Отметим, что познание происходит не только зрительно
через восприятие схем, фотографий, моделей, но и путем использования слуховых,
тактильных ощущений. Мышление, ограничиваясь от определенных образов, находит внутренние
и внешние связи наблюдаемого или изучаемого предмета с другими объектами, пытается
найти что-то общее с похожими объектами. Но надо заметить что более совершенная
ступень познания обусловлена законами реальности, того мира, в котором мы
находимся. В ходе обучения созерцание тесно связано с мышлением, в частности, активно
действует на него. Значение наглядности на разных этапах учебного процесса
очень различается. Также она зависима от возрастных особенностей школьников и
содержания модулей в рамках учебного предмета.

В
процессе изучения литературных источников, было выявлено, что наглядные пособия
позволяют сделать уроки технологии более интересными и разнообразными,
облегчают усвоение сложного материала по предмету. Так как роль наглядности в
процессе обучения школьников велика, многие педагоги самостоятельно разрабатывают
учебные наглядные пособия.  Это вполне
естественно, ведь постоянное изменением образовательных стандартов и совершенствование
методики обучения по технологии, требует более современных методов и средств, с
помощью которых можно было бы обучать детей.

В
данной работе представлены разработки наглядных пособий по разделу «Технология
обработки пищевых продуктов» в виде карточек, которые возможно использовать при
объяснении нового материала или закреплении изученного материала, а также
схема, используемая при изучении форм нарезок овощей.

Таким
образом, наглядное обеспечение теоретического процесса обучения учащихся 5
классов по технологии обработки пищевых продуктов должно включать все предметы
и орудия деятельности, которыми пользуются преподаватель и учащиеся с целью
полной реализации учебных задач урока. Кроме того, наглядные пособия,
разработанные учителем (а возможно и учениками) собственноручно, будут
способствовать  формированию у них
культуры труда, воспитывать чувство прекрасного, эстетики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1  Теоретические основы применения наглядных
пособий в учебном процессе

1.1 Понятие и
классификация наглядных пособий

В
настоящее время в педагогической деятельности  используются разнообразные методы и
методические приёмы обучения с целью эффективной организации учебного процесса.
Существует бесчисленное множество классификаций методов обучения, среди которых
многие педагоги используют деление методов в зависимости от источника знаний, в
частности, словесные, наглядные и практические методы. Большую роль в
зрительном восприятии информации играет наглядность, имеющие свои преимущества
по сравнению с другими средствами.

Рассмотрим
несколько трактовок понятия «наглядное пособие».

В
словаре методических терминов наглядное пособие представляет собой «плоскостное
и объемное изображение предметов и явлений, которые создаются специально для
целей обучения» [8].

Издательский
словарь-справочник трактует наглядное пособие как «учебное, практическое,
производственное, справочное пособие, в котором основным средством передачи
содержания являются изобразительные, наглядные средства [3].

В
педагогике же широкое распространение получило определение «наглядные средства
обучения» или как уже было сказано выше, наглядные методы.

Знаменитый
психолог Л.С. Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием
учителя» [14].

К.Д.
Ушинский  в своё время говорил, что «если
вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать
картинки, и класс заговорит» [16]. Этим он обращает внимание на значимость
наглядности в педагогической практике учителя.

А
выдающийся педагог Я.А Коменский вывел «золотое правило дидактики», что в
обучении важно задействовать все органы чувств ребенка [14]. «Ничего не может
быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении. Если мы желаем привить
учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через
личное наблюдение и чувственное доказательство» — говорил чешский педагог, выделяя
роль наглядности.

Наглядные
пособия являются одним из важнейших средств, способствующих умственному
развитию ребенка. Применение наглядности – обязательное условие для эффективного
построения учебного процесса на любом уроке.

Наглядные
учебные пособия можно применять на разных этапах обучения: при изучении нового
материала или его первичном закреплении, на этапе систематизации и обобщения
знаний учащихся по предмету или при проверке основных компетенций, при
организации занятий внеурочной деятельности.

До
настоящего времени имея ввиду понятие наглядности, педагоги включали лишь  разнообразные предметы, явления или же их
изображение, однако, это н правильно, ведь сюда можно отнести модели, знаковые символы,
схемы, таблицы, которые характеризуют изучаемую суть объекта познания. Большое
значение наглядные пособия имеют для школьников начального звена, потому что
соответствуют их возрастным особенностям. Благодаря восприятию различными
органами чувств, наглядность способствует более полному формированию того или
иного понятия, за счёт чего прочно идет процесс усвоения  нового материала. У учащихся формируется эмоциональная
оценка, убеждение в истинности получаемых знаний благодаря используемым
учителям пособиям, проводимым экспериментам. А как известно, истина создает
прочную основу для знаний и умений. Использование наглядных средств в
учебно-воспитательном процессе повышают интерес ребенка к познанию, обеспечивают
внимательность школьника и делают обучение более легким.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы