Курсовая с практикой на тему Методика применения интерактивных приемов обучения на уроках русского языка (5 класс)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие интерактивного обучения 5
1.2. Основные методы и приемы интерактивного обучения 11
Выводы к главе 1 17
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ 18
2.1. Использование интерактивных методов обучения русскому языку в пятом классе 18
2.2. Технология использования интерактивных методов на уроках русского языка в пятом классе 23
Выводы к главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Приложение 1. 46
АННОТАЦИЯ 51
Введение:
Ситуация в современном российском образовании динамично изменяется, происходит переход от традиционных форм к инновационным. Субъекты образовательного взаимодействия – управленцы разного уровня, педагоги, учащиеся, их родители, другие заинтересованные лица – быстро реагируют на происходящие изменения. Меняются и их запросы и ожидания в отношении друг друга, появляются и апробируются новые формы сотрудничества, трансформируются мотивы, побуждающие участников продолжать или прекращать контакты друг с другом. Мы живем в сложном, противоречивом, быстро меняющемся обществе [11].
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Объект исследования: система уроков русского языка в средней школе.
Предмет исследования: пути использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка.
Цель нашего исследования: обосновать необходимость применения на уроках русского языка интерактивных методов обучения.
Задачи нашей работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
2. Обосновать необходимость применения интерактивных методов обучения для развития предметных и социальных компетенций обучающихся на уроках русского языка в средней школе.
3. Разработать методические рекомендации по использованию интерактивных методов и упражнений для педагогов средней школы.
Для достижения поставленной цели нами выбраны следующие методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
• анализ содержания различного дидактического материала;
• практическое использование интерактивного обучения в период прохождения профессионально-педагогической практики.
Данная курсовая работа представляет интерес для учителей русского языка.
Гипотеза: практическое применение на уроках русского языка интерактивных методов и приемов обучения способствует развитию предметных и социальных компетенций обучающихся.
Методологическая и теоретическая основа исследования: труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе; программы ФГОС по русскому языку; исследования по проблемам развития познавательных интересов.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы в практике учителя, как средней школы, так и начальной на уроках русского языка.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Использование интерактивных форм обучения в школьной образовательной практике является мощным дополнительным фактором, способствующим активизации мотиваций у обучаемых подопечных.
Этот этап школьного обучения является одним из тех экспериментальных площадок, где данная образовательная технология может быть внедрена с максимальной успешностью и минимальными шансами на неудачу. Как правило, для детей одной из важнейших сфер любой продуктивной деятельности является игра и различные её формы. Этот фактор является неотъемлемой составляющей частью общей карнавализации как одной из ключевых характеристик, формирующих культурный срез человеческой жизнедеятельности. Через игровые элементы занятия формируется желание постигать словарные умения и навыки в дальнейшем, на основе полученных знаний сформулировать собственные высказывания. Такая работа очень важна и оказывает непременное влияние на будущее всестороннее развитие школьника, в частности, в сфере гуманитарного знания.
К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint – это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии.
Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем. С помощью интерактивных форм обучения:
— у учащихся пробуждается интерес к образовательному процессу;
— более активно усваивается учебный материал;
— осуществляется самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;
— устанавливается взаимодействие между школьниками, они учатся работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
— производится организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;
— создается ситуация успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;
— осуществляется самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие интерактивного обучения
Требованием современности является интерактивное обучение. Слово «интерактивный» происходит от английского слова «interact» и переводится как «взаимодействующий» («inter» — взаимный, «act» — действовать). То есть, интерактивный – это способ взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (человеком) или с чем (компьютером) [18]. Термин «интерактивная педагогика» был введен в 1976 году немецким исследователем Тансом Фрицем. Методические основы интерактивного образования, его влияние на формирование личности исследованы в трудах Л. Пироженко, Н. Побирчинко, О.П. Сидоренко, О.И. Пометун, Г.О. Фреймана, К.О. Баханова и др..
Проблема, в соответствии с которой формируется творческая личность, характерна для общественных интересов на протяжении всего исторического процесса, поскольку именно творческая деятельность является основой, на которой строится социальный процесс в его перспективе. Коренная реорганизация, которой поддаются все отрасли жизнедеятельности, обусловливает актуальность проблемы формирования личности творческой, которая образована, развита, реализована и самореализована в плане природных задатков человека. Достижение данных условия представляет собой одну из задач системного развития образовательной структуры, имеющий стратегический характер, поскольку государству необходимы люди, исповедующие творческий подход к собственному труду, успешно развивающие науку, технику, искусство. Это обусловливает необходимость гуманизации образовательных процессов для того, чтобы личность будущего специалиста была полностью сформирована, созданы условия, в которых были бы раскрыты его таланты, духовно-эмоциональные и умственные способности.
Важной составляющей организационных процессов обучения и формирования творческих компетентностей школьников предстает создание креативного учебно-развивающего пространства. Для него характерны, прежде всего, благоприятный психологический климат в коммуникации между учителем и учениками, взаимное уважение, дружелюбие, деликатность, создание комфортных условий для творчества, раскрытие потенциальных возможностей, которые есть у каждого человека.
Для того, чтобы воздействовать на психологическую атмосферу, педагогу необходимо демонстрировать доброжелательное отношение к воспитанникам, проявлять к ним внимание, правильно оформлять классную комнату, нестандартно организовать уроки, осуществлять использование языковых, мимических, мнемонических средств [15, c. 37].
Теория развивающего обучения занимается наиболее устойчивыми позициями, способствующими созданию атмосферы творчества на уроке:
— учитель должен заниматься демонстрацией живого мышления детям. Учитель должен не только представлять учащимся некоторую готовую информацию, а знания о возможности возникновения учебных познаний;
— учебному знанию должна быть присуща не только репродуктивность, но и умение его выведения и формулирования при помощи коллективного анализа фактов и знаний, относящихся к прошлому детскому опыту;
— на уроке должны не искаться и решаться учебные задачи, а создаваться педагогические ситуации, способствующие возникновению у детей мысли, постоянной работе детской интуиции, догадки, творческого воображения и тому подобного.
Главную задачу учителя при этом составляет не «донесение», «объяснение» и «показ», а организация совместного поиска решения определенных проблем. Если проводить обучение в таких условиях, то учителю необходимо умение прослушивания и принятия мнений всех учащихся, попытка разделить позицию каждого из них для лучшего понимания логики их рассуждений, анализ ответов и предложений детей, незаметная подводка к правильному ответу.
Впрочем, следует отметить, что не любая деятельность способствует развитию творческих способностей. Этому содействует лишь возникновение положительных эмоций в ее ходе. Удовлетворение является необходимой составляющей процесса умственной работы.
Работа умственного характера, выполняемая по потребности, зачастую не вызывает положительно окрашенных эмоций [15, с. 36].
При организации работы по формированию креативности школьников следует учитывать, что детям с опережающим развитием интеллекта и творческими устремлениями необходимо не только соответствующая умственная нагрузка, но и своевременное руководство учителя.
Отдельно стоит остановиться на методике организации и проведения уроков-игр. Игровые формы обучения широко применяются на уроках по разным предметам. Это понятно, потому что игра – один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте [15].
Перечислим самые распространенные формы современных игровых уроков:
— деловая игра, которой может занимать весь урок или несколько занятий;
— дидактическая игра;
— логическая игра;
— ролевые игры (инсценировка)
— игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-сказка, урок-КВН)
— игровая организация учебного процесса с использованием задач, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди ошибку, задай правильный вопрос и т.п.);
— использование игры на определенном этапе урока (знакомство с новым материалом; закрепление знаний, умений, навыков; повторение и систематизация изученного) игровой момент урока (ребусы, кроссворды, шарады и т.д.);
— различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели и другие.
Рассмотрим основные функции игры как средства обучения:
— игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации учебной деятельности учащихся;
— правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает ученикам получить определенные умения и навыки;