Экономика и педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика преподавания темы «Поведение потребителя» в углубленном школьном курсе экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы поведения потребителя в рыночной экономике 5
1.1. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности 5
1.2. Правило максимизации полезности 8
1.3. Кривые безразличия 12
Глава 2. Проектирование уроков по теме «Поведение потребителя» в углубленном школьном курсе экономики 15
2.1. Методика целеполагания в проектировании занятий по теме «Поведение потребителя» 15
2.3. Обоснование выбора педагогической технологии изучения темы «Поведение потребителя» 16
2.4. Технологическая карта урока на примере темы «Закон убывающей полезности» 19
Заключение 25
Cписок литературы 27
Приложения 30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Для развития и улучшения качества образования в нашей стране требуется поиск новых подходов, оценки его эффективности и модернизаций в системе образования. Современный специалист, получивший образование, должен уметь применять информационные технологии, быть коммуникабельным, уметь работать в команде и заниматься самообразованием. В связи с этим в последние годы, особенно в свете внедряемого компетентностного подхода, проблема проектирования занятий в системе школьного образования стала особенно актуальной. Большую роль в этом процессе играет оптимальное проектирование методически обоснованных занятий.
Степень разработанности проблемы. В исследованиях таких авторов, как И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый, А.Г. Бермус, В.И. Блинов, В.В. Булкин, Л.П. Соловьёв, В. И. Загвязинский, Д.А. Иванов, С.Н. Костромина, Т.А. Дворникова, П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской особое внимание уделяют мотивационному, процессуальному, технологическому обеспечению проектирования занятий, учитывая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся [7, 8, 11, 17, 33, 34, 36].
Объект исследования – методика преподавания экономики в школе.
Предмет исследования – методика проектирования занятия по экономике (углубленный курс) по теме «Поведение потребителя».
Цель данного исследования заключается в проектировании учебного занятия в углубленном курсе школьной программы по экономике по теме «Поведение потребителя».
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучаемой темы, рассмотрев ее основные учебные элементы:
2. Обосновать выбор цели, содержания, форм, методов и средств обучения.
3. Разработать и методически обосновать занятие по теме «Закон убывающей полезности» с использованием исследовательских технологий обучения.
Теоретической и методологической основой исследования являются деятельностный подход к познанию и обучению (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, П.И. Чернецов и др.), системном подходе к обучению (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.С. Каган и др.), личностно – ориентированном подходе к обучению (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и эмпирические методы исследования: обобщение профессионального опыта, педагогическое наблюдение, изучение учебной документации и результатов деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам теоретического исследования было выявлено, что ключевым моментом в теории предельной полезности является утверждение, что ценность (стоимость) определяется степенью полезности эффекта. Эту теорию можно назвать попыткой анализа экономических процессов с точки зрения потребителей. Поэтому современные экономисты в основном придерживаются теории предельной полезности, акцентируя внимание на изучении потребительского спроса и анализе предложения.
В результате проведенного анализа была достигнута цель – разработан проект проведения учебного занятия по теме «Закон убывающей полезности» в углубленном школьном курсе экономики по теме «Поведение потребителя»).
Принципиальной особенностью деятельностно-развивающей техно-логии обучение является изучение материала укрупненным дидактиче¬ским блоком, представляющим собой систему эффективных занятий по теме экономики, объединенных общими целями и проблемой.
Инструментом проектирования системы эффективных занятий по теме явля¬ется технологическая карта, по сути – это комплексный план системы за¬нятий по блоку учебного материала предмета.
Таким образом, игровые, исследовательские и проблемные методы обучения позволяют в значительной степени устранить недостатки традиционного обучения, так как они нацелены и на использование полученных знаний, и на овладение методологией, и особенно на приобретение опыта. При использовании игровых методов обучения необходимо соблюдать определенные правила проведения учебной игры (технологию), учитывать психологические особенности разных аудиторий обучающихся, соблюдать организационные правила игры в группе и, кроме того, должна быть правильно определена роль педагога, которая существенно отличается от традиционной.
В практической части курсового исследования была представлена разработка учебного занятия по теме «Закон убывающей полезности». Выбор оптимальных педагогических (образовательных) технологий относится к числу приоритетных в рамках реализации ФГОС. В силу своей комплексности программа по экономике обладает большим набором характеристик и свойств, среди которых наиболее существенными являются цели, содержание образования, методы, средства, формы, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся.
Учебные, деловые и ролевые игры могут использоваться для оценивания компетенций, связанных с командной работой, контролем и самоконтролем. В игры, помимо имитации реальных производственных процессов, могут быть включены практические задания, направленные на проверку освоения умений, предполагающих решение типовых учебных, ситуационных, жизненных, учебных задач. Практическое задание в данном случае может быть сформулировано как задача, кейс, как игровая (имитационная) ситуация.
Игровой метод в данном случае был обусловлен его доступностью, эмоциональной насыщенностью, практикоориентированностью (обыгрывается реальная жизненная ситуация).
Таким образом, проектирование занятия с применением игровых, исследовательских и проблемных методов обучения позволяет реализовать принцип практикоориентированности, формирования учебной мотивации, приводит к эмоционально-позитивному настрою у обучающихся и способствует сплоченности класса.
Следовательно, цель курсового исследования достигнута, задачи выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы поведения потребителя в рыночной экономике

1.1. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности

Теория предельной полезности – один из вариантов экономической теории стоимости – была создана во второй половине XIX в. немецким экономистом Г. Госсеном, и с момента своего возникновения развивалась в двух направлениях – кардиналистов, отстаивающих возможность измерения абсолютной величины полезности и ординалистов, его отрицающих [3].
Сторонниками современного кардинализма являются М. Фридмэн, Дж. Нейман, О. Моргенштерн, которые строят теорию игр и экономического поведения, систему абстрактных полезностей на заданности отношения линейного упорядочивания [16]. Однако кардиналистам не удалось раскрыть экономическую суть полезности, поэтому они переключились на измерение предпочтений потребителей, их интенсивности и длительности, фактически сблизившись с ординалистами, занимающимися измерением предпочтений потребителя.
Наиболее видными представителями ординалистов в настоящее время являются П. Самуэльсон и английский экономист Дж. Хикс, разработавшие шкалу предпочтений потребителей [21]. Хикс различает два типа расположения альтернативных решений потребителей – строгий (каждая позиция имеет свое строго определенное место на шкале предпочтений) и свободный (строго располагаются лишь группы, внутри группы строгое деление предпочтений отсутствует). Второй (свободный) вариант предпочтений Хикс считает второй более реальным.
В анализе предпочтений потребителя Хикс опирается на теорию кривых безразличия. Эти кривые выражают идентичность, с точки зрения полезности, определённого набора товаров. Дж. Хикс считает, что потребитель, исходя из кривых безразличия, может сделать наилучший выбор товаров, не прибегая при этом к измерению самой полезности. Хикс отождествляет предельную полезность с ценой, которую готов уплатить покупатель, поэтому все дело сводится к движению цен и количества товаров. Общий закон спроса представляет собой симметричное отношение между изменениями цен и изменениями количества товаров. Фактически здесь имеет место попытка построить теорию выбора или теорию упорядочения предпочтений без понятия полезности [11].
Одной из новых тенденций в эволюции теории предельной полезности является стремление связать ее с предельной полезностью денег и с доходами. Так, П. Самуэльсон выводит формулу экономического равновесия, условием которого является равенство предельно полезности на один доллар для каждого блага [21]. Это фундаментальное условие потребительского равновесия может быть выражено через следующее соотношение предельных полезностей и цен различных товаров. Согласно предельной полезности каждого блага, деленные на его цену, должны быть равны между собой и в итоге давать предельную полезность на доллар дохода. Эта формула не очень реальна, поскольку нельзя количественно измерить субъективные ощущения, т. е. предельную полезность, чтобы иметь возможность разделить ее на цену товаров. На основе этих высказываний П. Самуэльсона можно сделать вывод, что фактически речь идет лишь о возможности установления относительной степени полезности. Это означает признание того, что нельзя определить, насколько один товар полезнее другого.
Концепция предельной полезности возникла в 40-50-х годах XIX в. Её появление связывают с именем Генриха Госсена, который описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности.
Используя категории полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения.
Полезность – это степень удовлетворения, полученного человеком от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар Х лучше, чем товар У) называется потребительским предпочтением.
Предельная полезность (MU – marginal utility) – это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Так как предельная полезность — это приращение общей полезности, то она (предельная полезность) является производной от функции полезности.
Австрийцы говорили, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага всегда имеется «предельный экземпляр» (т. е. конечный), который меньше всего удовлетворяет конкретную потребность.
Е. Бем-Баверк иллюстрировал это на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу». Он предполагал, что у поселенца есть 5 мешков зерна, из которых: первый – для того, чтобы не умереть от голода; второй – для улучшения питания; третий – для откорма домашней птицы; четвертый – для приготовления спиртных напитков; пятый – для кормления попугая, болтовню которого приятно слушать.
По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую полезность, чем первый, третий – меньшую, чем второй и т. д. Полезность пятого мешка – это предельная полезность. Отсюда австрийцы делали вывод, что стоимость данного блага определяется полезностью предельного экземпляра. В данном случае теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась трудовой теории стоимости.
Экономисты XIX в. исследовали собственную психологическую реакцию на потребление дополнительных порций товара и делали выводы о действии закона убывающей предельной полезности [16].
Сущность закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) состоит в том, что, начиная с определенного момента дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей (предельная полезность), снижается по мере увеличения массы потребляемого товара.
Механизм действия этого закона: если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление (спрос) увеличиваются и цены растут. В результате происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т. е. спрос сокращается, цены снижаются и происходит отлив ресурсов на производство других товаров, предельная полезность которых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается его предельная полезность и т.д.
Чем больше товара потребляет человек, тем большую совокупную полезность он получает. Совокупная (общая) полезность (AU) определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Если потребитель получит отрицательную предельную полезность, то совокупная полезность будет уменьшаться [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы