Курсовая с практикой на тему Методика преподавания раздела астрономии «Строение и эволюция вселенной»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методологические аспекты 6
изучения астрономии в школе 6
1.1. Проблемы преподавания астрономии в школе 6
1.2. Формы и методы изучения астрономии в школе 13
Глава 2. Содержание раздела «Строение и эволюция Вселенной»» и методика его изучения 27
2.1. Особенности изучения теоретического материала в разделе 27
«Строение и эволюция Вселенной» 27
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Введение:
Есть ли жизнь на других планетах в огромном пространстве Вселенной, науке не известно. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина мира менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности небесных явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук.
Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения – иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теории относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохраняли глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.
Вселенная начала сжиматься, в начальный момент сжатия, характеристики скорости сжатия и ускорения замедления скорости сжатия, от которых зависят все другие процессы, были такими, что все взаимодействия в мире могли быть представлены только в «виртуальном» виде. Не существовало не только планет или частиц, не могли существовать и сами «взаимодействия» не было электрического, магнитного, сильного, слабого и других взаимодействий.
Вселенная эволюционирует, и эта эволюция, сравнительно медленная сейчас, на ранних этапах была невообразимо быстрой, так что серьезные качественные изменения состояния Вселенной происходили за доли секунды.
По современным представлениям, наблюдаемая Вселенная возникла около 13,8 миллиардов лет назад из некоторого начального «сингулярного» состояния с бесконечно большими температурой и плотностью. И с тех пор непрерывно расширяется, и охлаждается.
С начала эры космонавтики специалистам в сфере педагогики так и не удалось выстроить эффективную программу и методику преподавания астрономии в школе. Этим обеспокоены российские ученые, если кардинально не изменить отношение к предмету астрономии и не вывести его преподавание в школе на качественно новый уровень, соответствующий последним достижениям науки и потребностям общества, то в ближайшем будущем, не кому будет продолжить их дело. А ведь астрономия демонстрирует универсальность космических законов, ярко иллюстрирует, как работают законы физики в космосе и на Земле.
Таким образом, в 2018 году дисциплина «Астрономия» была добавлена к перечню обязательных для изучения для среднего общего образования. Реакция со стороны учителей была различной. Одни учителя, с одной стороны, были рады увеличению количества часов, а с другой, было совершенно непонятно, так как полноценной и современной учебно-методической базы в первое время практически не было. Руководство образовательных организаций столкнулось с проблемой в выборе учебно-методического комплекса (учебниками, методическими пособиями, рабочими тетрадями и т.д.) и техническое оснащение кабинетов (демонстрационные модели, астрономические приборы, программное обеспечение и т.д.) необходимое для преподавания астрономии.
В то же время учащиеся и их родители также не понимали необходимость изучения астрономии, старшеклассники не соотносили свои образовательные потребности и результаты обучения данного предмета.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определен ряд предметных результатов обучения естественных дисциплин, наиболее раскрытым результатом обучения астрономии является «сформированность основ целостной научной картины мира; формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, … этическую сферы деятельности человека». Такая предметная результативность должна прослеживаться в ходе всего образовательного процесса изучения астрономии.
Раздел «Строение и эволюция Вселенной» благодаря тому, что наделен глубоким философским и мировоззренческим значением знакомит учащихся с крупномасштабной структурой Вселенной, а также содержит астрономические понятия, связанные с нашей планетой.
Для построения взаимосвязи образовательных потребностей школьников с результатами обучения необходимо рационально использовать теоретическое и практическое содержание. Другими словами, необходимо разработать методику преподавания «Строение и эволюция Вселенной» в школе.
Цель работы: методика преподавания раздела «Строение и эволюция Вселенной» для школы.
Объектом исследования является процесс обучения астрономии в школе.
Для осуществления цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные методические пособия для учителей и выделить различные формы и методы проведения уроков по астрономии, раскрыть особенности преподавания раздела «Строение и эволюция Вселенной».
В ходе решения исследовательских задач были использованы нижеуказанные методы исследования: анализ учебной литературы по методике обучения астрономии и учебно-методических комплексов, применяемых в образовательных организациях, процесс изучения раздела «Строение и эволюция Вселенной».
Заключение:
Заключение
Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные
представления об окружающем мире.
Изучение астрономии крайне важно в современном мире, так как в космическую деятельность вовлечены наиболее развитые государства. Кроме того, знания о Вселенной сегодня прочно вошли во многие сферы жизнедеятельности человека: с космосом связана не только спутниковая связь, но и навигация, экономика, высокие технологии, обороноспособность государства. Именно поэтому астрономические представления о строении мира должны формироваться в течение всего периода обучения в школе. Знакомство с астрономией должно проводиться от уровня детского восприятия до физико-математического подхода в старших классах.
Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.
Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом держатся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.
Астрономия преподавалась в эпоху Российской Империи и Советского Союза, исчезнув из школьной программы в 1993 году она вновь вернулась в 2018 году. Предмет «астрономия» в школе был введён ещё в царской России Петром Великим. Тогда наука о небесных телах была обязательной в технических учебных заведениях. В 19 веке в Российской империи астрономия объединялась с курсом физики в программе среднего школьного образования.
В Советском Союзе астрономия преподавалась по идеологическим соображениям — считалось, что астрономические познания привьют учащимся научное мировоззрение и уменьшат распространение религии. Кроме того, роль играла начавшаяся космическая гонка.
Но уже к концу существования Советского Союза преподавание астрономии в школе сошло на нет — во многом из-за экономического положения в стране и недостатка денежных средств.
В 1993 году в российских школах отменили астрономию, убрав её из списка обязательных предметов. Но наука о небесных телах осталась на уровне факультативных дисциплин — её продолжили изучать в отдельных учреждениях.
В 2018 году Министерство образования вернуло изучение астрономии в школы, но только для старших классов. Теперь задания по астрономии входят в ЕГЭ по физике. Изучение астрономии по обновленному учебнику Воронцова-Вельяминова на сегодняшний день бессмысленно. Лучшим решением было бы разделить курс изучения астрономии на несколько частей: «Спутники, телескопы, межпланетные зонды, космические станции и прочее»; «Изучение физических законов для объяснения результатов, полученных с помощью космической техники». Эти два раздела стоит включить в другие предметы, а раздел «Знания о Вселенной, накопленные и обобщенные с помощью законов физики» выделить в отдельную дисциплину – космографию, которую необходимо изучать в выпускном классе, чтобы ученики могли применить знание физических основ.
Изучать астрономию в школе не просто желательно, а жизненно необходимо.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психолого-педагогические и методологические аспекты
изучения астрономии в школе
1.1. Проблемы преподавания астрономии в школе
К середине 80-х гг. 21 века наметилась тенденция к интеграции ученых дисциплин. Идея объединения курсов физики и астрономии вызвала масштабные дискуссии о предстоящей перспективе астрономического образования школьников.
Астрономы-методисты разделились на две непримиримые стороны – сторонники интеграции, во главе с Е.К. Страутом, и куда более многочисленных методистов, которых возглавлял Е.П. Левитан, выступавших за сохранение отдельного учебного курса астрономии. Данный спор был окончен школьной реформой 1991-1992 гг., которая уделила большее значение интеграции школьных предметов.
Пока в начале 21 в. популяризация знаний о космическом пространстве и самой астрономии происходила в ряде прогрессивных стран, в России с 2004 г. астрономия прекращает входить в Федеральный базисный учебный план. Учебники и методические пособия по астрономии с 2008 года Министерство образования и науки РФ больше не рекомендует.
Таким образом, астрономия как отдельный школьный предмет была удалена из обязательной школьной программы. Школьники стали осваивать астрономию лишь в курсах других учебных дисциплин, таких как: окружающий мир, естествознание, география, физика. Сохранение отдельной дисциплины можно было наблюдать только в некоторых отдельных общеобразовательных школах (в основном лицеях и гимназиях).
Только спустя 13 лет, 07.06.2017 года был подписан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от