Курсовая с практикой Педагогика/Психология Народное декоративно-прикладное творчество

Курсовая с практикой на тему Методика преподавания мезенской росписи во внеурочной деятельности школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Историография мезенской росписи в трудах российских и советских исследователей искусства 5
Глава II. Анализ методических подходов к преподаванию мезенской росписи во внеурочной деятельности школьников 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

 

  

Введение:

 

Все виды искусств величайшему
из искусств – искусство жить
В. Брехт
Основой любой национальной культуры является народное творчество, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. Украшая быт, произведения народного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей. Мастер вкладывал в изделие всю свою любовь и талант.
Произведения народного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа; гармония прекрасного и полезного, сочетание практической целесообразности вещи с красотой ее внешнего облика. Французский философ Дени Дидро писал: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.»
Актуальность исследования: на каждом жизненном этапе человек соприкасается с миром народной культуры, с ее различными сторонами, пластами, явлениями институтами, ее носителями, творцами. Все это постепенно формирует у него определенное мировоззрение. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменении, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие личности ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно в школьном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Этот возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Цель работы: на основе историографического обзора выявить подходы к преподаванию «Мезенской росписи по дереву» во внеурочной деятельности школьников.
Задачи:
-составление историографии мезенской росписи на основе трудов российских и советских исследователей искусства;
-анализ методических подходов к преподаванию мезенской росписи во внеурочной деятельности школьников;
Объект исследования: процесс преподавания росписи по дереву на занятиях во внеурочной деятельности школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы преподавания «Мезенской росписи» детям во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
-изучение и анализ учебных планов и области народной художественной культуры, научно-педагогической литературы:
-изучения произведения мастеров мезенской росписи;
Структура курсовой работы:
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав. Заключения, списка литературы и Приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования было выявлено, что мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Мотивы мезенской росписи пришли к нам из далекого прошлого, но они и сейчас радуют нас своей оригинальностью, самобытностью. Из поколения в поколение передавалась техника исполнения росписи. Сформировавшись в народной крестьянской среде, а также в среде ремесленников, роспись стала неотъемлемой частью в декоративном украшении быта. Расписывали сделанную вручную посуду, детские игрушки, украшения, различную утварь. Ведь подлинная культура – это и есть сохранение народных традиций. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, расположенное на берегу реки Мезень, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1904. В энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская (по названию села).
Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии.
Рассмотрены различные подходы к обучению учащихся мезенской росписи. Нашли те приёмы обучения кистевой росписи, которые помогут наиболее эффективно развить графические навыки у детей. Постоянные упражнения, занятия, оттачивание технических приемов, способов, графических и живописных навыков. На занятиях по изобразительному искусству учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы детей. Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их графических навыков – это подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности отмечать, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи учеников с эстетическим познанием и художественным развитием.
Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, учитель не останавливаться на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности. Только творчески работающий педагог может формировать творческую личность. Можно сказать, что важным условием художественной деятельности обучающихся является их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями учителя. А главной задачей учителя является привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также – выявлять эти способности у детей.
Разработанный материал может быть использован как методическое пособие при организации внеклассных занятий по изобразительному искусству у учащихся старших классов в общеобразовательной школе.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Историография мезенской росписи в трудах российских и советских исследователей искусства
Промысел мезенской росписи по дереву зародился в селе Палащелье Архангельской области, которое расположено на высоком берегу реки Мезени, поэтому весьма редко, но встречается его второе название – палащельская роспись (об этом пишет М.Л. Мироненко: «В литературе эта роспись известна как «мезенская» (по своим характерным особенностям) или палащельская (по месту производства»). Точное время появления первых расписных предметов неизвестно, но благодаря тому, что мастера иногда помечали дату изготовления некоторых изделий (самых распространенные из них – прялки) исследователи выдвигают несколько предположений [7, с. 10].
Так, видный знаток народного искусства В.М. Василенко в своей книге «Народное искусство» пишет: «Несмотря на то, что мезенские прялки по времени создания принадлежат к концу ХIХ века, их надо признать по стилю самыми архаичными росписями в крестьянском искусстве. Иногда в такой же манере делали ковши и короба. Роспись производилась земляными красками, что также свидетельствует о древности этого стиля» [1, с. 84-85].
Н.В. Тарановская по этому поводу замечает: «Даты на прялках ограничиваются временем от второй половины ХIХ века до 1930-х годов. Росписи предстают в своем сложившемся и почти не изменяющемся виде» [8].
В.А.Шелег в материале, посвященном крестьянским росписям Севера, выдвигает версию о более раннем времени появления мезенской росписи: «Подражание мезенским росписям требовало меньшего профессионализма, чем северодвинским, но столь раннее (80-е гг. ХIХ в.) возникновение центров подражательной росписи – веский аргумент в пользу того, что мезенские росписи появились значительно раньше 70-90-х годов ХIХ в.» [17].
Благодаря торговле на различных ярмарках, которые проходили по всему Северу Европейской части России, роспись имела очень большой ареал распространения. Известно, что мастера привозили на ярмарки расписные прялки и короба в большом количестве. Особенно большое распространение получила мезенская роспись на территории современного Удорского района РК, который до ХХ века считался районом промысловым, т.к. в силу суровых природных условий там трудно было заниматься сельским хозяйством. Продукты промыслов (меха, рыба, мясо) вывозились на ярмарки для обмена на нужные продукты (соль, зерно) и товары. Л.Н. Жеребцов в своей книге «Хозяйство, культура и быт удорских коми в ХУШ – начале XX в.» пишет следующее о значении Крещенской ярмарки, которая проходила в Важгорте, для взаимопроникновения культур двух народов – русских и коми: «Через Крещенскую ярмарку получили распространение среди коми яркие прялки мезенской росписи, изготовлявшиеся русскими крестьянами с Палощелья, расписные ложки из с. Покшеньги, разрисованные сундуки, короба и другие красочные изделия крестьянского ремесла» [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы