Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания литературы

Курсовая с практикой на тему методика преподавания литературы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики преподавания литературы на примере творчества Ю.Трифонова в школьном курсе преподавания литературы 6
1.1. Особенности произведений Ю.В. Трифонова 6
1.2. Жанровое своеобразие произведений 13
Глава 2. Практические аспекты изучения творчества Ю. Трифонова в школьном курсе преподавания литературы 17
2.1. Произведения Ю.В. Трифонова в школьной программе 17
2.2. Разработка урока по изучению творчества Ю. Трифонова
в старших классах 20
Заключение 26
Список литературы 28

  

Введение:

 

Методика обучения литературе как наука всегда будет благодарна педагогическому опыту учителя, его творческим находкам, озарениям и открытиям, касающимся закономерностей восприятия, понимания и интерпретации художественного произведения в школе. Искусство общения с художественным текстом на уроке литературы – вот что значит методика для учителя-мастера. Однако история методики показывает, что количество и качество накопленного опыта непременно перерастает в его научное осмысление. Открываются закономерности изучения литературного текста в его родовой и жанровой специфике, отбираются эффективные алгоритмы его освоения на разных этапах учебного процесса. Вступительные занятия, уроки литературного чтения, этап анализа текста, заключительные занятия обретают свойственные именно им дидактические функции. Осуществляются попытки отбора и классификации методов и приемов преподавания. Возможности общества, пронизанного современными информационными системами, позволяют находить продуманные «во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов), что означает выход на педагогические технологии.
Рассмотрим методику обучения литературы на примере творчества Ю.М. Трифонова.
Ю.М. Трифонов, один из центральных участников литературного процесса 1960-1970 годов, остается и в наше время, по мнению критика Д.Быкова, «самым непрочитанным и потому притягательным автором». Сила его писательского таланта состоит в том, что Трифонов является мастером умолчания, поэтому в его произведениях обнаруживается постоянное несоответствие между выбираемой им сжатой формой при величии замысла, что дает основание исследователям обращаться к этой прозе снова и снова.
Творчество Ю.В. Трифонова наиболее часто осмысляется литературоведами в контексте двух ведущих направлений – с одной стороны, исследователи обращаются к своеобразию жанровой природы произведений русского прозаика, осуществляя, в том числе, и попытки комплексного осмысления всего творческого наследия автора, а с другой – останавливают свой научный интерес на анализе поэтики его прозы. При этом в настоящий момент взгляд на творчество Ю.В. Трифонова в контексте мировой литературы недостаточно разработан в отечественном литературоведении.
Так как в рамках реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования в предметной области «Литература» преимущественное внимание уделяется изучению русской классики, то педагогу необходимо постоянно акцентировать внимание обучающихся на том факте, что русская литература является неотъемлемой частью общего мирового литературного процесса. Это позволяет изучать не только ее национальные особенности, но и выходить на уровень более масштабной интерпретации при ее сопоставлении с другими литературами. Поэтому в результате освоения предмета в 11 классе обучающимся важно осознавать единство мирового историко-литературного процесса и видеть в нем связь между инонациональными явлениями.
Недостаточное внимание к творчеству Ю.В. Трифонова на уроках литературы, фрагментарное изучение его произведений приводит к тому, что у школьников не складывается цельного представления о писателе, которое способствовало бы развитию способности сопереживать, умению видеть целостную картину произведения.
Объектом исследования является процесс изучения произведений Ю.В. Трифонова на уроках литературы, предметом – система работы над его произведениями на уроках литературы в 11 классах.
Цель исследования – разработать методику изучения произведений Ю.В. Трифонова на уроках литературы.
Задачи для достижения поставленной цели:
1. Изучить литературоведческую, критическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности произведений Ю.В. Трифонова, его место в литературном процессе.
3. Произвести сопоставительный анализ действующих программ по литературе.
4. Раскрыть особенности изучения творчества Ю.В. Трифонова на уроках литературы в основной школе.
5. Разработать урок по изучению творчества Ю.В. Трифонова.
Методы исследования: описательный (освещение проблемы изучения творчества А. Блока на уроках литературы в среднем звене), теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников), сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе), моделирование (разработка системы уроков и факультативного курса)
Теоретическая значимость работы видится в том, что предпринята попытка проанализировать программы разных авторов и проследить преемственность изучения творчества Ю.В. Трифонова на уроках литературы.
Практическая ценность заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков и факультативного курса учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.
Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Теоретический анализ состояния проблемы и степени ее освещения в философии, психологии, дидактике и методике позволяет прийти к следующим выводам:
Моделирующая и семиотическая функция художественного произведения как целостного явления, а также характер литературы II половины XX века, в которой формой осознания реальности являются анализ и синтез, ставят перед необходимостью
— развития представления о творчестве писателя как процессуальном явлении и как явлении культуры;
— формирования способности школьников к освоению системой образных обобщений в художественном тексте II половины XX века.
В связи с постижением существенных внутренних связей внутри целого, в его становлении наибольшую значимость обретает понимание обобщения как структурного принципа, подчиняющего себе развёртывание мысли на уроке, и использованию его на всех этапах урока, организующих восприятие произведения и его постижение.
Ведущей в процессе учебной деятельности должна стать система связей и отношений, обеспечивающих переход от одних знаковых выражений к другим, и включение знаковых систем в процессы мышления и деятельности.
При разработке заданий для учащихся важно учитывать природу образного обобщения, его типы и уровни, постижение которых может стимулировать мыслительные способности школьника и позволит сделать более эффективной коллективную мыследеятельность учащихся.
3наково-символический характер поэтики прозы II половины XX века и творчества Ю. Трифонова, в частности, может способствовать становлению культуры философствования, адекватной природе изучаемого художественного явления.
Открытая природа образного обобщения как основы поэтики произведений Ю.Трифонова требует неограниченного множества толкований до полного выявления своей сути, в связи с чем наиболее актуальным нам представляется изучение художественного произведения в культурологическом контексте.
Разработка системы уроков по изучению творчества Ю. Трифонова в 10-11-ых классах позволяет сделать следующие выводы:
Многослойная природа художественных образов в творчестве Ю. Трифонова позволяет ввести образные обобщения в процесс обучения культуре общения с художественным текстом и акцентировать внимание на системе связей и отношений, которые и обеспечивают переход от одних знаковых выражений к другим, включают их в процесс мышления и помогают школьникам освоить непростой текст Ю. Трифонова.
Структурно-функциональная роль образных обобщений способствует развитию представления о сложных взаимосвязях в творчестве писателя как явлении культуры и формированию читательской деятельности, приводящей к порождению смыслов, овладению школьниками психологической культурой взаимодействия с произведением искусства.
Организация деятельности школьников через осознание взаимосвязи видоизмененных форм обобщений в разных произведениях способствует развитию творческого мышления, формирует культуру многоаспектного обобщения материала и содействует становлению у учащихся обобщённых философских представлений о художественном процессе.
Поэтика прозы философствования, отличающая творчество Ю. Трифонова в целом и организующая художественный материал, позволяет поддерживать высокий уровень рассуждений и умозаключений.
Изучение творчества Ю. Трифонова позволяет восстановить в представлении учащихся связь историко-литературного процесса 60-80-ых г.г. XX века и начала XXI века как важного показателя в литературном развитии выпускников средней школы и подготовить их к самостоятельному постижению произведений современной литературы.

 

Заключение:

 

Методика обучения литературе как наука всегда будет благодарна педагогическому опыту учителя, его творческим находкам, озарениям и открытиям, касающимся закономерностей восприятия, понимания и интерпретации художественного произведения в школе. Искусство общения с художественным текстом на уроке литературы – вот что значит методика для учителя-мастера. Однако история методики показывает, что количество и качество накопленного опыта непременно перерастает в его научное осмысление. Открываются закономерности изучения литературного текста в его родовой и жанровой специфике, отбираются эффективные алгоритмы его освоения на разных этапах учебного процесса. Вступительные занятия, уроки литературного чтения, этап анализа текста, заключительные занятия обретают свойственные именно им дидактические функции. Осуществляются попытки отбора и классификации методов и приемов преподавания. Возможности общества, пронизанного современными информационными системами, позволяют находить продуманные «во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов), что означает выход на педагогические технологии.
Рассмотрим методику обучения литературы на примере творчества Ю.М. Трифонова.
Ю.М. Трифонов, один из центральных участников литературного процесса 1960-1970 годов, остается и в наше время, по мнению критика Д.Быкова, «самым непрочитанным и потому притягательным автором». Сила его писательского таланта состоит в том, что Трифонов является мастером умолчания, поэтому в его произведениях обнаруживается постоянное несоответствие между выбираемой им сжатой формой при величии замысла, что дает основание исследователям обращаться к этой прозе снова и снова.
Творчество Ю.В. Трифонова наиболее часто осмысляется литературоведами в контексте двух ведущих направлений – с одной стороны, исследователи обращаются к своеобразию жанровой природы произведений русского прозаика, осуществляя, в том числе, и попытки комплексного осмысления всего творческого наследия автора, а с другой – останавливают свой научный интерес на анализе поэтики его прозы. При этом в настоящий момент взгляд на творчество Ю.В. Трифонова в контексте мировой литературы недостаточно разработан в отечественном литературоведении.
Так как в рамках реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования в предметной области «Литература» преимущественное внимание уделяется изучению русской классики, то педагогу необходимо постоянно акцентировать внимание обучающихся на том факте, что русская литература является неотъемлемой частью общего мирового литературного процесса. Это позволяет изучать не только ее национальные особенности, но и выходить на уровень более масштабной интерпретации при ее сопоставлении с другими литературами. Поэтому в результате освоения предмета в 11 классе обучающимся важно осознавать единство мирового историко-литературного процесса и видеть в нем связь между инонациональными явлениями.
Недостаточное внимание к творчеству Ю.В. Трифонова на уроках литературы, фрагментарное изучение его произведений приводит к тому, что у школьников не складывается цельного представления о писателе, которое способствовало бы развитию способности сопереживать, умению видеть целостную картину произведения.
Объектом исследования является процесс изучения произведений Ю.В. Трифонова на уроках литературы, предметом – система работы над его произведениями на уроках литературы в 11 классах.
Цель исследования – разработать методику изучения произведений Ю.В. Трифонова на уроках литературы.
Задачи для достижения поставленной цели:
1. Изучить литературоведческую, критическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности произведений Ю.В. Трифонова, его место в литературном процессе.
3. Произвести сопоставительный анализ действующих программ по литературе.
4. Раскрыть особенности изучения творчества Ю.В. Трифонова на уроках литературы в основной школе.
5. Разработать урок по изучению творчества Ю.В. Трифонова.
Методы исследования: описательный (освещение проблемы изучения творчества А. Блока на уроках литературы в среднем звене), теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников), сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе), моделирование (разработка системы уроков и факультативного курса)
Теоретическая значимость работы видится в том, что предпринята попытка проанализировать программы разных авторов и проследить преемственность изучения творчества Ю.В. Трифонова на уроках литературы.
Практическая ценность заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков и факультативного курса учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.
Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы.

 

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы методики преподавания литературы на примере творчества Ю.Трифонова в школьном курсе преподавания литературы

1.1. Особенности произведений Ю.В. Трифонова

Произведения Ю. Трифонова в литературном процессе 60-80-ых г.г. — явление уникальное, до конца ещё не изученное и по-настоящему ещё не оценённое. Она была художественным открытием, которое современники и искусство уходящего XX века не успели осознать и признать. И по сей день из всей русской прозы 70-ых г.г. Трифонов остаётся не самым прочитанным автором.
В чём же состоят открытия Трифонова? Что делает его фигуру столь значительной для истории русской литературы II половины XX века? В чём своеобразие художественного мира писателя? Каковы особенности поэтики его текстов? — Ответы на эти вопросы критика начала искать не сразу. Как, в общем-то, и задумываться над вопросами такого порядка современная Ю. Трифонову критика не торопилась. В историю русской литературы XX в. Трифонов вошёл как «мастер бытовой прозы». Именно такую оценку дала писателю современная ему критика (Л. Аннинский, В. Кожинов). Так называемые «городские повести» «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971) и «Другая жизнь» (1975), которые Ю. Трифонов публикует одна за другой, стали событием и для Трифонова — писателя, и для литературной жизни того периода и вошли в историю современной прозы со «шлейфом критических и читательских дискуссий» (4;с.201). Сахаров В.В. незаурядный успех повестей Ю.Трифонова объяснял тем, что «писатель заговорил понятным языком о всем знакомых и интересных вещах, умело выбрал актуальную тему». Критика отмечала точность трифоновского «бытовизма», интерес писателя к частной жизни человека, за которой он наблюдал в семье, в бытовых отношениях, в отношениях между людьми (В.Кожинов, И. Золотусский, Л. Аннинский). Не прошла критика и мимо нового типа героя, которого вывел Трифонов на страницы своих повестей, так называемого «среднего интеллигента». Находились и такие, кто называл повести Ю.Трифонова повестями о мещанстве. Одним словом, большинство статей объединяет то, что в них речь шла об описанном писателем общественном явлении, о сюжетных ситуациях и персонажах. Полемика вокруг повестей Трифонова — это полемика вокруг тематики и проблематики его повестей, «спор о мещанстве».
Долгое время в критике преобладало исследование тематики и проблематики произведений Трифонова, социологическое и этическое осмысление изображенных в них коллизий, а наблюдения, касающиеся поэтики прозы, высказывались по ходу общих рассуждений.
Однако уже в 1974-ом году в статье «Фламандской школы пестрый строй…» критик Сахаров В.В. поставил задачу прочтения повестей
Ю. Трифонова как факта художественной литературы, заявив, что «уточнение литературной позиции этого интересного прозаика, разбор его эстетики представляется очень продуктивным занятием». Мысль о необходимости интерпретации прозы Ю. Трифонова как художественного феномена критик повторил и в вышедшей в 1980-ом году книге «Обновляющийся мир», и в книге «Дела человеческие: О литературе классической и современной», вышедшей в 1985-ом году: «Теперь главный ажиотаж вокруг трифоновских повестей позади, полемические страсти несколько поутихли. И наступило время для спокойного разговора о Юрии Трифонове и его повестях, время более объективной их оценки как явления литературы». Однако опыт «эстетического» прочтения Ю. Трифонова как в статье 1974 г., так и в новых книгах В. Сахарова дал весьма неожиданные результаты: проза Ю. Трифонова, по мнению критика, не обладает собственно художественными достоинствами и представляет чисто познавательный интерес — как «человеческий документ, ценный для истории нашего культурного быта»; «здесь тщательно описывается возникновение и развитие мещанского типа сознания и сфера его распространения». Указывает В. Сахаров и на то, что в повестях Ю. Трифонова «надо всем царит внутреннее авторское спокойствие, отдающее душевным холодом». Такая интерпретация повестей Ю. Трифонова созвучна суждениям Л. Аннинского, который отметил «двойственность моральной позиции» Ю. Трифонова и «нравственную непроясненность» его повести «Обмен», а также оценке И. Золотусского: «Тут слишком виден ум пишущего, а не его сердце».
Подобное прочтение прозы Ю. Трифонова выдержано в традициях литературы «суда и приговора». Однако следует согласиться с критиком В. Сахаровым в одном: время для серьезного разговора о прозе Ю. Трифонова как факте художественной литературы пришло не скоро. Свидетельство тому
исследования Н. Ивановой, Ю. Оклянского, А. Шитова, первые международные «Трифоновские чтения» (1997г.), переиздание «московских повестей» и романа «Время и место», публикации комментариев О. Трифоновой к «Дневникам и рабочим тетрадям» Юрия Трифонова в журнале «Дружба народов», экранизация романа «Дом на набережной», статьи С. Ереминой и В. Пискунова в журнале «Вопросы литературы» (1982г.), Д. Быкова в журнале «Русская жизнь» (2008 г.). Критика последних десятилетий XX века обратила внимание на своеобразие художественного мира Ю. Трифонова, способы эстетического освоения им мира.
Своеобразие поэтики Ю. Трифонова является прежде всего следствием ее обусловленности двумя художественными началами — лирическим и эпическим. Природа лирического и эпического синтеза трифоновской прозы еще только начинает изучаться и осмысливаться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы